Переключатель ПО ("Обогрев") имеет четыре положения ("Выключено", "Переменный ток", "Постоянный ток—1-я ступень" и "Постоянный ток — 2-я ступень") (см. рис. 164, г).
Для работы тягового генератора в режиме "Обогрев" запускают дизель и ставят переключатель ПО в одно из положений "Постоянный ток". Контакты П04 между проводами 202 и 236 (см. рис. 209) вместе с замыкающими контактами РД2 собирают цепь питания катушки контактора КБ, после включения которого тяговый генератор получает возбуждение. Контакты ПОЗ переключателя между проводами 245 и 248 (см. рис. 208), находящиеся в цепи питания катушки реле РУ5, замкнуты только в положении "Выключено". Поэтому при работе тягового генератора в режиме "Обогрев" частота вращения коленчатого вала дизеля минимальная на обеих ступенях.
На 1-й и 2-й ступенях замыкаются контакты П07, образуя цепь (рис. 214, а): провод 202, контакты П07, провод £79, размыкающие контакты КОП2, провод 866, катушки контакторов КОП и КОГ2, провод 107, "минус" ВГ.
Оба контактора включаются. Вырабатываемый тяговым генератором ток от зажима / через плавкий предохранитель П849 (рассчитан на ток 125 А), провод 849, силовые контакты контактора КОГ2 и провода 857, 858 и 859 поступает в нагревательные элементы R85—R88 (установленные внутри трубопроводов водяной системы), от которых по проводу 850, через силовые контакты контактора КОП и зажим 2 уходит на "минус" тягового генератора.
К корпусу плавкого предохранителя П849 прикреплен вспомогательный предохранитель, перегорающий одновременно с основным. При этом расположенная внутри вспомогательного предохранителя пружина воздействует на микропереключатель, в результате чего размыкается блокировка П849 между проводами 866 и 867, и контактор КОГ1 выключается.
Для прогрева неработающего дизеля нагревательные элементы подключают к источнику переменного тока через розетку Р385, укрепленную на торце передней ступеньки (с правой стороны тепловоза). Переключатель ПО ставят в положение "Переменный ток", при котором разомкнуты все контакты, кроме контактов ПОб между проводами 860 и 862.
От провода 853 через контакты автомата АВ860, провод 860, контакты ПОб, провод 862 и размыкающие контакты КОГ22 напряжение подается на провод 861, к которому подключены электродвигатели ДОВ1—ДОВЗ водяных насосов, обеспечивающих циркуляцию воды в системе при неработающем дизеле. Через размыкающую блокировку теплового предохранителя 777 (рассчитан на ток 34 А) ток поступает в катушку трехфазного контактора КОП, силовые контакты которого соединяют нагревательные элементы 1185—1188 с источником переменного тока.
При работе в любом обогревательном режиме на распределительном щите горит сигнальная лампа ЛСОД ("Обогрев"), подключенная к проводу 202 через замыкающие контакты КОГ21 или КОП1 (при неработающем дизеле для того, чтобы лампа горела, должен быть включен контактор КУ). Установленный на распределительном щите вольтметр Т0 показывает напряжение, подводимое к цепям обогрева. Выпрямление протекающего по прибору тока обеспечивает мостовая схема из диодов Д81—Д84. Расположение электроаппаратуры, применяемой для обогрева дизеля, представлено на рис. 2\А,б.
На тепловозах ЧМЭЗТ первого выпуска тяговый генератор в положении переключателя ПО "Постоянный ток — 1-я ступень" развивает мощность 16 кВт, а в положении "Постоянный ток — 2-я ступень" — 24 кВт (за счет увеличения тока, протекающего по цепи аппаратуры в шкафу (б): ДОВ1 — ДОВЗ — электродвигатели переменного тока; КОП, КОГ2, КОП — контакторы; Я83 — Я88 — нагревательные элементы; АВ860 — автомат "Обогрев"; ТП — тепловой предохранитель; И0 — вольтметр обогрева; Д81 — Д88 — диоды; / — панель зажимов; 2 — автомат АВ860; 3 — панель днодов; 4 — тепловой предохранитель ТП; 5 — контактор КОП; 6,8 — контакторы КОП и КОГ2; 7 — предохранитель П849
Рис. 214. Цепи управления электрическим обогревом дизеля (а) и расположение входящей в эти независимой обмотке возбудителя). На тепловозах ЧМЭЗТ с № 6245 тяговый генератор, работая в режиме "Обогрев", на обеих ступенях развивает мощность 24 кВт,
Рассмотрим назначение не упомянутых выше контактов переключателя "Обогрев". Контакты П01 между проводами 52 и 48 (см. рис. 210) установлены в цепи питания обмотки параллельного возбуждения возбудителя.
На тепловозах первого выпуска они вместе с контактами П02 (на тепловозах более позднего выпуска являются резервными) используются для вывода резисторов R81—R83 в цепи независимого возбуждения возбудителя.
Вторая пара контактов ПОЗ между проводами 218 и 607(см. рис. 209) обеспечивает включение контактора KB при работе тягового генератора в тяговом или тормозном режиме. Через вторую пару контактов П04 между проводами 202 и 933 (см. рис. 210) подается напряжение в блок входных сигналов yin4 регулятора ЭР (свето-диод С блока сигнализирует о работе тягового генератора в режиме "Обогрев").
Контакты П05 между проводами 205 и 688, а также 689 и 626 включены соответственно в цепи питания катушек реле РЕ и РТ (см. рис. 209 и 212). Следовательно, эти реле могут включаться только при положении "Выключено" переключателя ПО. Вторые пары контактов ПОб (между проводами 218 и 723) и П07 (между проводами 202 и 644) находятся в цепи питания катушки вентиля ВПЕ (см. рис. 209). Контакты ПОб замыкают эту цепь при положении "Выключено" переключателя, а контакты П07 — при положениях "Постоянный ток". Включение вентиля- ВПЕ необходимо для разворота тормозного переключателя в положение "Езда", при котором замыкаются контакты ET 13 и ET 11 (см. рис. 210), обеспечивая протекание тока по обмотке параллельного возбуждения возбудителя в нужном направлении.
Управление тепловозом в одно лицо | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Работа по системе двух единиц