Первоначальный разгон поезда машинист осуществляет переводом главной рукоятки контроллера с 1-й позиции на последующие, увеличивая мощность дизель-генераторной установки тепловоза (см. § 74). При дальнейшем движении электронный регулятор ЭР независимо от положения переключателя ПЭ ("Электроника") осуществляет автоматически переходы на ослабленное возбуждение.
В силовой цепи движения (см. рис. 223) установлены два датчика. Они представляют собой электронные приборы, связанные с находящимися в регуляторе ЭР блоками регулирования скорости. Датчик тока ДТГ подключен к шунту 77/0, по которому протекает весь ток нагрузки тягового генератора. Датчик напряжения ДНГ подключен к "плюсу" и "минусу" тягового генератора. При движении тепловоза в тяговом режиме в регулятор ЭР постоянно поступает в виде импульсов (сигналов) информация о токе нагрузки и напряжении тягового генератора.
С момента включения реле езды РЕ напряжение подается на провод 268 (см. рис. 221), к которому подключены катушки контакторов ослабления возбуждения КШ1—КШ6. Когда напряжение тягового генератора достигает определенного (для данной позиции) значения, которому соответствует определенная скорость движения (см. также § 85), электронный блок УОиТ8, связанный проводом 656 с цепями управления, обеспечивает соединение с "минусом" катушки контактора КШ1. После включения этого контактора его замыкающие контакты между проводами 268 и 269 образуют цепь питания катушки контактора КШЗ. Замыкающие контакты КШЗ между проводами 268 и 270 создают цепь питания катушки контактора КШ5. В результате происходит переход с полного возбуждения тяговых электродвигателей на 1-ю ступень ослабления возбуждения.
При дальнейшем увеличении скорости движения регулятор ЭР в определенный момент с помощью второго электронного блока YOUT8 обеспечивает соединение с "минусом" катушки контактора КШ2 (цепь питания этой катушки уже подготовлена замыкающими контактами контактора КШ5 между проводами 268 и 295). Замыкающие контакты контактора КШ2 между проводами 265 и 296 заставляют включиться контактор КШ4, который своими контактами между проводами 268 и 297 обеспечивает включение контактора КШ6.
Дополнительное включение трех контакторов приводит к переходу с 1-й ступени ослабления возбуждения на 2-ю. Коэффициенты ослабления возбуждения на 1-й и 2-й ступенях равны соответственно 35 и 20 %, т. е. такие же, как у тепловозов ЧМЭЗ и ЧМЭЗТ. При снижении скорости движения электронный регулятор автоматически обеспечивает обратные переходы.
При включенном переключателе ПЭ ("Электроника") ток, протекающий по независимой обмотке возбудителя, уходит на "минус" вспомогательного генератора через электронный блок YKS5 (см. рис. 222). Как отмечалось ранее (см. § 83), сигналы, поступающие в регулятор ЭР при включении реле РУ1—РУЗ, приводят к изменению тока в независимой обмотке возбудителя. Следовательно, в зависимости от позиции, на которой работает дизель, изменяется и возбуждение тягового генератора.
Если переключатель /79 выключен, то его контакты между проводами 207 и 357 разомкнуты, т. е. в независимую обмотку возбуждения возбудителя ток поступает через резисторы R8I и R82, сопротивление которых меняется при наборе (сбросе) позиций. Пройдя обмотку, ток уходит на "минус" вспомогательного генератора через контакты ПЭ между проводами 602 и 100, замкнутые при выключенном положении переключателя. В этом положении замкнуты также контакты ПЭ между проводами 731 и 48 в цепи питания обмотки параллельного возбуждения возбудителя. Следовательно, на позициях /—5, когда реле РУЗ отключено, находящиеся в этой цепи резисторы Я103 и ИЮ4 частично выведены.
В электронный регулятор поступает также информация от датчика тахометра, установленного на объединенном регуляторе дизеля (см. § 85).
Приведение тепловоза в движение | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Работа аппаратов защиты