Работа аппаратов защиты

К таким аппаратам относятся реле боксования РБ, реле заземления РЗ, реле давления масла РДМ, реле давления воздуха РДВ, а также автоматические выключатели и плавкие предохранители. Вместе с аппаратами защиты работают два промежуточных реле — Р1 аппаратуры АЛСН и реле управления РУ5, которое при срабатывании любого из вышеупомянутых защитных реле снижает мощность дизель-генераторной установки тепловоза.

Для защиты от боксования, кроме реле РБ, в схеме используется электронный блок УКА5 (см. рис. 170), в который поступают сигналы (импульсы определенной частоты) от трех датчиков ЭДБ (см. рис. 223). Если боксования нет, то разность потенциалов между плюсовым (провод 900) и минусовым (провод 906) зажимами ЭДБ — электронного датчика боксования — равна нулю. В этом случае сигналы в электронный блок не поступают.

При начале боксования вследствие увеличения падения напряжения на обмотках тягового электродвигателя, якорь которого связан с боксую-щей колесной парой и поэтому вращается быстрее, между проводами 900 и 906 возникает разность потенциалов (см. также § 87). Когда она достигает 0,5 В, от соответствующего датчика

ЭДБ в блок УКА5 поступает сигнал, на который регулятор ЭР мгновенно реагирует уменьшением возбуждения возбудителя, не допуская дальнейшего боксования.

Если же боксование продолжается, то при напряжении на выходе датчика ЭДБ 5 В срабатывает вторая ступень защиты от боксования — включается реле РБ. Независимо от положения переключателя "Электроника" катушка реле РБ (см. рис. 221) соединена с "минусом" через электронный регулятор ЭР.

При включенном переключателе ПЭ даже после срабатывания реле РБ уменьшение возбуждения возбудителя продолжает осуществлять электронный блок УКА5. Если же переключатель ПЭ выключен, то его контакты между проводами 246 и 245 (см. рис. 220) разомкнуты, и при включении реле боксования размыкающие контакты РБ между этими же проводами разрывают цепь питания катушки реле РУ5.

Две пары замыкающих контактов реле РУ5 между проводами 44 и 52 (см. рис. 222) разрывают цепь питания обмотки параллельного возбуждения возбудителя, вследствие чего возбуждение возбудителя (а значит и возбуждение тягового генератора) уменьшается. В результате уменьшается ток в силовой цепи, что вызывает снижение силы тяги тепловоза.

Одновременно размыкающие контакты реле РУ5 между проводами 202 и 75 (см. рис. 220) замыкают цепь питания катушки реле РСМД2, т. е. якорь сервомотора СМД начинает вращаться в сторону уменьшения подачи топлива. Частота вращения коленчатого вала дизеля уменьшается. Это также приводит к снижению тока в силовой цепи, способствуя прекращению боксования.

Реле заземления РЗ служит для предотвращения короткого замыкания в силовой цепи тепловоза. Катушка реле РЗ (см. рис. 223) проводом 40 соединена с корпусом тепловоза. Другой вывод катушки через провод 47, контакты выключателя ВРЗ и провод 12 соединен с "минусом" тягового генератора. При пробое на корпус в силовой цепи ток через поврежденное место поступает в катушку реле РЗ, а затем уходит на "минус" тягового генератора. После включения реле его размыкающие контакты между проводами 254 и 242 (см. рис. 221) обесточивают катушку контактора КВ, в результате чего тяговый генератор теряет возбуждение, т. е. с дизеля полностью снимается нагрузка.

Одновременно замыкающие контакты КВ между проводами 202 и 219 (см. рис. 220) разрывают цепь питания катушки реле РУ5, что приводит к автоматическому снижению частоты вращения коленчатого вала дизеля, описанному выше (см. с. 380). В этом случае частота вращения вала снижается до минимальной, т. е. предотвращается возможность того, что дизель пойдет "вразнос".

Реле давления масла РДМ исключает возможность работы дизеля на 6—9-й позициях при пониженном давлении масла. Контакты РДМ подключены параллельно размыкающим контактам реле РУЗ (между проводами 219 и 246) в цепи питания катушки реле РУ5. Начиная с 6-й позиции реле РУЗ включено, т. е. его размыкающие контакты разомкнуты, и ток в катушку реле РУ5 поступает только через контакты РДМ. При давлении масла в системе ниже 2 кгс/см контакты реле РДМ размыкаются. Если дизель работал на 6-й позиции или выше, то реле РУ5 выключается, и частота вращения коленчатого вала автоматически снижается до 330 об/мин.

Реле давления воздуха РДВ не допускает трогания тепловоза с места при недостаточном давлении воздуха в тормозной магистрали. Контакты реле РДВ, включенные в цепь питания катушки контактора КВ (см. рис. 221), замыкаются при давлении воздуха в тч>рмозной магистрали 4,4 кгс/см , а размыкаются при давлении 3,5 кгс/см .

При автоматическом срабатывании клапана ЭПК, т. е. включении реле РІ аппаратуры АЛСН размыкающие контакты Р1 между проводами 609 и 294 разрывают цепь питания катушки реле РЕ. Так как замыкающие контакты РЕ между проводами 607 и 233 находятся в цепи питания катушки контактора КВ, то последний выключается, и нагрузка с дизеля полностью снимается.

Защиту дизеля от перегрузок на тепловозе ЧМЭЗЭ обеспечивает регулятор мощности, устройство и работа которого подробно рассмотрены в § 75.

Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Сигнализация о неисправностях и управление холодильником