Санитарно-технические требования, предъявляемые к тепловозу

Качество серийных и вновь создаваемых тепловозов определяется рядом показателей, в том числе удобством управления тепловозом и комфортабельностью рабочих мест машиниста и его помощника, температурным режимом в кабине, уровнем шума в кабине и вокруг тепловоза, уровнем вибрации.

Для удобства управления, обеспечения комфортабельности рабочего места и выполнения типовых требований по технике безопасности установлены нормы на необходимую площадь кабины, отношение площади окон к площади пола, величину искусственной освещенности кабины, размеры кресла машиниста и его помощнйка.рас-положение рукоятки или штурвала контроллера и др.

Наиболее неблагоприятно воздействуют на обслуживающий персонал шум и вибрация, поэтому этим вопросам заводы-изготовители уделяют большое внимание. Допустимые уровни вибрации иа тепловозах устанавливают с гигиенической и технической точек зрения. Гигиенические требования касаются в основном вибрации в кабине машиниста, на сиденьях и иа полу и определяются на основе изучения степени воздействия вибрации на организм человека. Технические требования на вибрацию устанавливают для различных узлов и агрегатов с точки зрения их надежной и длитель-яой работы.

Требования по шуму на тепловозах касаются ограничений уровня шума в кабине и вокруг тепловоза в движении и на стоянке. На шум в кабине разработан отраслевой стандарт, указывающий допустимые уровни шума и порядок проведения испытаний. Вопросы нормирования шума вокруг тепловоза исследованы значительно меньше.

Основными величинами для измерений вибраций являются частота и амплитуда. Частота измеряется в герцах (Гц), амплитуда (полуразмах) - в миллиметрах (мм).

Для замеров амплитуд вибросмещений иа локомотивах пользуются ручными вибрографами. Виброускорения замеряют чаще всего ускорениемерами балочными с жидкостным демпфированием с записью амплитуд на ленту осциллографа.

Воздействие вибраций на организм человека особенно ощутимо при частотах, близких к собственной частоте колебаний тела и его органов. Резонансными для тела человека являются частоты 6-8 и 16-30 Гц. Важной величиной при установлении степени воздействия вибраций на человека является повторяемость амплитуд вибраций. Повторяемость некоторой амплитуды вибрации определяют по виброграмме записи как отношение количества повторений этой амплитуды к суммарному количеству колебаний. Главным санитарным врачам СССР утверждены санитарные нормы по ограничению вибрации на рабочих местах для обслуживающего персонала и пассажиров в подвижном составе железнодорожного транспорта. Согласно этим нормам установлены предельно допустимые амплитуды скоростей (ускорений) в диапазоне резонансных для организма частот и нерезоиансных частот.

Проверка вибрации в соответствии с установленными нормами на рабочем месте машиниста и его помощника проводится на каждом вновь выпускаемом типе тепловоза. Ограничения уровня вибрации узлов и агрегатов тепловозов ТЭМ с точки зрения их надежной и длительной работы установлены для четырех характерных точек, наиболее полно отражающих вибрационное состояние тепловоза в целом. На каждом тепловозе при выпуске его с завода проверяют вибрацию в этих точках.

Под шумом понимают беспорядочное сочетание звуков, различных по частоте и силе. Сила звука 1, или интенсивность, представляет собой количество энергии, которое проходит за 1 с через площадь 1 см3, перпендикулярную направлению движения звуковой волиы. Человеческий слух различает силу звука в очень широком диапазоне: нижний порог слышимости отличается от верхнего болевого порога слышимости в 1018- 1014 раз. Чтобы охватить весь диапазон, улавливаемый человеческим ухом, и не оперировать большими числами, установлена логарифмическая шкала уровней звуковых колебаний. Уровень силы звука определяется как логарифм отношения некоторой силы звука 1 к силе звука пороговой слышимости /„. Таким образом, весь диапазон от порога слышимости до болевого порога охватывается 13-14 единицами логарифмической шкалы. Каждая единица этой шкалы называется белом. Но человеческий слух способен отличать и меньшую разницу в силе звука, поэтому в акустике принята единица, равная 0,1 дБ. Порог болевого ощущения приблизительно равен 120 дБ.

Следует иметь в виду, что увеличение силы звука на 10 дБ для громких звуков ощущается на слух как увеличение громкости в два раза, т. е. если удалось, например, снизить уровень шума на тепловозе со 105 до 95 дБ, то это значит, что уровень громкости снижен в два раза.

Если имеется несколько источников шума, то уровни силы звука нельзя просто •складывать. Два источника одинаковой силы звука дают уровень всего на 3 дБ больше, 10 источников - на 10 дБ, вообще N источников - на 10 ^ N (дБ) больше, чем один из них. Если уровень шума одного источника превышает уровень другого на 6-8 дБ, то шум более слабого источника практически не влияет на суммарный уровень шума.

Для объективного измерения шума применяются специальные шумоизмерительные приборы. Нормирование уровня шума тепловоза сводится к требованию обеспечить нормальные условия работы обслуживающего персонала в кабине, качественную речевую связь вблизи тепловоза на стоянке и органичить шум проходящего тепловоза.

На допустимые уровни шума в кабине машиниста и методы его измерения существует стандарт. Уровни шума в кабине машиниста определяют на головном образце опытной партии и один раз в год при серийном производстве. Измерительные микрофоны устанавливают на высоте 1,6 м от пола кабины на рабочих местах машиниста и помощника, окна и двери кабины должны быть закрыты, скорость движения равна 2/3 конструкционной ±10 км/ч, мощность дизеля - 2/8 номинальной.

Спектр шума в кабине тепловозов ТЭМ1 н ТЭМ2 находится в пределах норм, установленных стандартом. На стоянке (нулевая и 3-я позиции контроллера) на расстоянии 3,5 м от кабины машиниста спектр шума меньше установленных норм. Большое влияние на шум в кабине имеет уплотнение двери в аппаратную камеру.

Калорифер и батарея обогрева ног машиниста | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Кузов тепловоза