Развеску тепловоза выполняют для определения служебной массы и размещения оборудования на тепловозе, которое должно обеспечить заданную нагрузку от колесных пар на рельсы. Служебная масса тепловоза и нагрузка, передаваемая от колесных пар на рельсы, являются одним из основных параметров тепловоза при определении максимальной силы тяги по сцеплению и допустимых скоростей движения. Массу тепловоза разделяют на конструкционную, строительную и служебную.
Конструкционная масса ■- сумма масс узлов и деталей в неизношенном состоянии с учетом массы масла в редукторах и дизеле, воды в системах охлаждения дизеля, смазки в опорах, картерах зубчатых передач и краски.
Строительная масса - сумма конструкционной массы и массы балласта, устанавливаемого в тех случаях, когда конструкционная масса недостаточна для получения необходимой служебной (сцепной) массы. Балласт также используется для улучшения развески тепловоза и размещается таким образом, чтобы обеспечить одинаковые нагрузки от колесных пар на рельсы. На тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2 балласт представляет собой отливки из чугуна, укрепленные в раме тепловоза.
Служебная масса - сумма строительной массы, массы запасных частей, инструмента и принадлежностей, находящихся на тепловозе во время его
Рис. 197. Схема распределения нагрузок от тележек на рельсы эксплуатации, массы части экипировки, включающей в себя 2/3 запаса песка, топлива, и массы бригады. Неподрессоренная масса тепловоза складывается из неподрессоренной массы тележек, т. е. колесных пар в сборе с буксами, ряда деталей рессорного подвешивания, установленных между буксой и пружинами, 1/2 массы тяговых электродвигателей, кожухов зубчатых передач, подвесок тяговых электродвигателей и 2/3 массы рессор и деталей, установленных между рессорой и буксой.
При выполнении развески определяют центр тяжести узлов и систем тепловоза, масса которых передается на тележки. Результаты расчета заносят в ведомость тепловоза, в которой указывают: наименование узла (системы) и номер чертежа; теоретическую массу узла (5г- (кг); расстояние центра тяжести узла (системы) до условной оси - Хг (м); момент, создаваемый узлом (системой), установленным на тепловозе относительно условной оси, М1 = б* Хг (кгс • м).
Учитывая, что непосредственная масса тележек, приходящаяся на все колесные пары, практически равна, а подрессоренная масса тепловоза при сбалансированном рессорном подвешивании распределяется равномерно по осям тележек, при расчете развески определяют центр тяжести X всего тепловоза
Нагрузку от тележек на рельсы определяют по расчетной схеме (рис. 197):
Рх - нагрузка на рельсы от передней тележки; Р2 - нагрузка на рельсы от задней тележки. Разность нагрузок от тележек
Р = Рх - Р2 кгс. Если эта разность превышает норму, установленную техническим заданием на проектирование данного тепловоза, то производят соответствующее изменение расположения балласта (если он предусмотрен на тепловозе) или компоновки оборудования.
Нагрузку (в кгс) от колесной пары на рельсы (РК.П) для передней и задней тележек при сбалансированном рессорном подвешивании определяют:
Следует учитывать, что из-за наличия допусков на изготовление рамы тележки и деталей рессорного подвешивания могут быть получены нагрузки от колесных пар на рельсы, значительно отличающиеся от номинальных. Такое положение отрицательно сказывается на силе тяги тепловоза. Уменьшение нагрузки от любой колесной пары на рельсы по сравнению с другими колесными парами приводит к снижению силы тяги тепловоза с индивидуальным приводом колесных пар, свойственным большинству тепловозов с электропередачей, и недоиспользованию его сцепной массы из-за склонности к боксованию наименее нагруженной колесной пары.
Для уменьшения разницы по нагрузкам колесных пар при сборке тележек рессорное подвешивание тележки комплектуют рессорами и пружинами с разницей прогиба под рабочей нагрузкой не более 2 мм. Результаты развески проверяют путем взвешивания тепловоза на локомотивных весах, позволяющих определить массу тепловоза по колесам, колесным парам и тележкам.
Динамические качества тепловоза | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Скоростемер и его привод