В кабине машиниста на пульте управления установлен локомотивный скоростемер типа СЛ-2М - измерительный прибор, показывающий скорость движения тепловоза, суточное время и суммарное количество километров, пройденных тепловозом. Кроме того, скоростемер имеет самопишущее устройство, регистрирующее на диаграммной ленте скорость движения тепловоза, пройденный путь, время, давление в тормозной магистрали и направление движения тепловоза. Прибор снабжен сигнальной лампочкой предельной скорости тепловоза.
Скоростемер состоит из приводного вала, реверсивного устройства, регистратора направления движения, механизма изменения скорости, часов, счетчика километров, контактного устройства, индикатора тормозного давления и регистрирующего механизма.
Приводной вал прибора приводится во вращение от колесной пары посредством гибкого вала. Тридцати оборотам приводного вала соответствует 1 км пройденного тепловозом пути при диаметре круга катания колесных пар 1010 мм, т. е. среднем диаметре между новым и предельно изношенным бандажом колесных пар.
От приводного вала прибора вращение через реверсивное устройство передается на измеритель скорости. Реверсивное устройство позволяет независимо от направления движения тепловоза вращать механизмы прибора в одном направлении.
Показание скорости движения тепловоза, запись скорости на диаграммной ленте, вращение счетчика километров, вращение лентопротяжного устройства и работа механизма производятся от механизма измерителя скорости.
Часы, которыми снабжен скоростемер, показывают суточное время и имеют приспособление для регистрации времени на диаграммной ленте. Регистрация времени производится в минутах и часах. Минуты непрерывно записываются писцом, часы отмечаются ежечасно проколом ленты иглой. Подзавод и перевод стрелок часов производят при помощи ключа. Для перевода стрелок ключ подзавода часов надо оттянуть на себя и затем вращать по ходу стрелок. Нажатием на ключ от себя его ставят в исходное положение.
Часы имеют суточный завод. При заводе часов ключ подзавода надо вращать по часовой стрелке.
Контактное устройство обеспечивает переключение электрических цепей в системе автоматической сигнализации тепловоза в зависимости от заданной скорости и включения сигнальной лампочки. Индикатор давления регистрирует на диаграммной ленте давление воздуха в тормозной магистрали.
Регистрирующий механизм производит регистрацию показаний прибора на диаграммной ленте. Лентопротяжное устройство вращается пропорционально скорости движения тепловоза.
Запись параметров на диаграммной ленте производится посредством писцов из свинцово-сурьмянистого сплава.
Привод скоростемера (рис. 1-98) состоит из поводка 15, червячного редуктора 12, гибкого вала 1 и кронштейна 4. Червячный редуктор (рис. 199) установлен на правой крышке буксы средней колесной пары задней тележки и закреплен тремя болтами 3 (см. рис. 198). Между крышкой и корпусом редуктора установлена паронитовая прокладка 13. Передаточное отношение червячного редуктора 1 : 10,5. Корпус редуктора 5 (см. рис. 199) отлит из серого чугуна. Вал червячный 7 изготовлен из легированной стали и термообработан.
Рис 198. Привод скоростемера:
і - гибкий aair 5 гборе: " - скоростемер СЛ-2М; J- болт; 4 - кронштейн; б -вал: в - гайка накидная; 1- штуцер; в -сухарь; 9 - ааковечник; 10 - сердечник; 11 - кожух; 12 - редуктор -іервяч-аый; 13 - прокладка; І4 - кольцо; J4 - поводок
Рис. 199. Редуктор червячный привода скоростемера:
1 - колесо червячное; 2, 3 - прокладки регулировочные; 3 - вал; 4- сухарь; 5 - корпус редуктора; * - шарикоподшипник № 205: 7 - вал червячный"
Червячное колесо 1, отлитое из бронзы или серого чугуна, насажено на вал 3, имеющий на конце отверстие и паз, в который вставлен и приварен сухарь 4. Последний является упором для наконечника сердечника гибкого вала.
Вал червячный и вал червячного колеса вращаются в шарикоподшипниках 6. При сборке редуктора допускается осевой люфт вала червячного колеса в пределах 0,05-0,15 мм, а боковой зазор между зубьями червячного колеса и червяка -в пределах 0,15-0,48 мм. Регулировку положения червячного вала производят прокладками 8, а бокового зазора зацепления - прокладками 2. Качество зацепления проверяют по краске. Пятно контакта должно располагаться в средней части боковой поверхности зубьев червячного колеса.
Собранный редуктор должен легко, без заеданий проворачиваться от руки при вращении его за хвостовик червяка.
Привод скоростемера осуществляется гибким реверсивным валом типа В124С-2600. Гибкий вал состоит из сердечника 10 (см. рис. 198) и кожуха (брони) П.
Сердечник представляет - собой тело круглого сечения, состоящее из ряда последовательно навитых друг на друга слоев стальной пружинящей проволоки. Каждый слой - это несколько проволок, навитых в виде пружины с плотно прилегающими друг к другу витками. Навивка смежных слоев противоположного направления. На обоих концах сердечника имеются наконечники 9.
Сердечник вращается в специальном кожухе, который состоит из стальной термически обработанной витой ленточной пружины, покрытой слоем вулканизированной резины с тканевыми прослойками.
Кожух обладает достаточной прочностью, износостойкостью, герметичностью и вместе с тем гибкостью. На концах брони насажена арматура (цилиндрические втулки, имеющие внутреннюю резьбу). На втулки навернуты штуцера 7 с буртами и предварительно установленными на них накидными гайками 6.
Кронштейн 4 привода является опорой для установки прибора и одновременно служит корпусом для двух подшипников № 204, в которых вращается вал 5.
Нижний конец вала имеет сухарь 8, аналогичный имеющемуся на валу червячного редуктора. Сухарь входит в зацепление с наконечником сердечника гибкого вала.
Верхний конец вала служит поводком вращения приводного вала скоростемера.
На тепловозах ТЭМ1 до № 350 скоростемер приводился в действие посредством карданных валов и промежуточного конического редуктора. Карданные валы имели шарнирныетоловки для компенсации угловых перемещений и телескопические соединения для компенсации изменений длины валов при поворотах тележки тепловоза в кривых. В эксплуатации прибор необходимо содержать в чистоте и следить за состоянием крепления его к кронштейну. При заправке ленты надо вывернуть писцы из гнезд, а после установки ленты ввернуть их на свои места. Лента должна ставиться без перекосов, концы писцов периодически затачивать мелкой наждачной бумагой.
Во время эксплуатации тепловоза часы скоростемера рекомендуется заводить ежедневно и в одно и то же время; смазывать скоростемер и узлы его привода в соответствии с картой смазки тепловоза. При замене смазки в гибком валу сердечник вынимают из кожуха. Внутреннюю полость кожуха и сердечник промывают керосином или бензином и просушивают. Затем полость кожуха смазывают дизельным маслом или заполняют на 2/3 внутреннего объема консистентной смазкой. Сердечник покрывают тонким слоем (2-3 мм) консистентной смазки. Для гибкого вала применяют низ-котемперз-турные смазки ЖРО (ТУ32-ЦТ-520-73), ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74) или ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73). Разрешается применение смазки ГОИ-54 (ГОСТ 3276-74).
После смазки сердечник осторожно заводят в кожух и гибкий вал присоединяют к червячному редуктору и кронштейну. При замене типа смазки гибкий вал предварительно необходимо промыть,
Развеска тепловоза | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Защита тепловоза от коррозии