Значительные потери металла при эксплуатации тепловоза составляют потери за счет ржавления его на воздухе, т. е. за счет так называемой атмосферной коррозии. Интенсивность атмосферной коррозии зависит главным образом от влажности воздуха и его загрязненности промышленными газами, частицами минеральных солей и каменноугольной пылью. Основную защиту металлоконструкции тепловоза производят за счет лакокрасочного покрытия, гальванопокрытия, пассивации и покрытия пластмассами.
Большое значение в процессе эксплуатации тепловоза имеет подготовка воды для охлаждения дизеля.
При постановке тепловоза в резерв или отставлении от работы по дру гим причинам узлы и детали, не имеющие лакокрасочных и других защитных покрытий, должны быть защищены антикоррозионными смазками.
Лакокрасочные, гальванические и пластмассовые покрытия. Роль ла кокрасочного покрытия как средства защиты от коррозии сводится в ос новном к изоляции металла от воздействия внешней среды, поэтому поврежденный лакокрасочный слой вследствие воздействия атмосферной коррозии или других причин следует восстанавливать.
Наличие коррозии на окрашенных и неокрашенных поверхностях устанавливают по следующим характерным признакам: на стальных и чугунных деталях коррозия появляется в виде темных точек и пятен, а также в виде налета оранжево-бурого цвета; на деталях из алюминиевых сплавов - в виде пятен или порошкообразного налета белого цвета с последующим появлением раковин; на медных сплавах-в виде пятен или налета зеленого, иногда черного цвета; на лакированных и окрашенных поверхностях коррозия вызывает вздутие пленки, а затем шелушение ее; на кадмированных деталях -в виде пятен и точек белого, серого и черного цвета или в виде белого порошкообразного налета.
На стойкость лакокрасочных покрытий большое значение оказывает подготовка окрашиваемой поверхности. Подготовка поверхности, как правило, имеет более существенное значение, чем качество используемой краски. Краска низшего качества на правильно подготовленной поверхности металла защищает от коррозии лучше, чем краска высшего качества на плохо подготовленной поверхности.
Подготовка поврежденной поверхности под окраску заключается в очистке от пыли, жиров, масел и удалении продуктов коррозии. Удаление жиров и масел с поверхности деталей производят специальными органическими растворителями: керосином, бензином, уайт-спиритом, скипидаром, синтетическими растворителями или химической обработкой в растворах.
Продукты коррозии удаляют двумя способами: механическим и химическим. При механическом способе метод очистки поверхности следует выбирать таким, чтобы не нарушались чистота и размеры обрабатываемой поверхности. Так, удаление коррозии с деталей из черных металлов шлифовальными кругами и шкурками производят с учетом зернистости кругов или шкурок. Коррозию с поверхностей деталей из алюминиевых и магниевых сплавов удаляют стеклянной шкуркой с последующей зачисткой тонким порошком пемзы. Для деталей из меди и медных сплавов применяют тонкий порошок пемзы.
Удаление коррозии химическим способом производят при помощи травильных растворов и промывки щелочами. На очищенную и высушенную поверхность наносят равномерным тонким слоем грунтовку краскораспылителем или кистью. Для выравнивания окрашенной поверхности и улучшения внешнего вида покрытия производят сначала местную шпатлевку отдельных углублений и раковин, а затем сплошную шпатлевку по всей поверхности. Эту операцию особо тщательно выполняют при наружной окраске кузова тепловоза. Шпатлевку наносят на хорошо просушенный грунт тонкими слоями толщиной не более 0,5 мм
Следует иметь в виду; что шпатлевание не повышает защитного свойства лакокрасочного покрытия, так как недостаточно эластичная шпатлевка при наличии толстого слоя (свыше 2 мм) растрескивается, чем нарушается прочность всего покрытия. Каждый нанесенный слой шпатлевки должен быть хорошо просушен. После шлифовки высушенной шпатлевки и протирки поверхностей насухо наносят два слоя лакокрасочного покрытия, второй слой краски-на хорошо просушенный предыдущий.
Для окраски тепловоза применяют в основном пентафталевые эмали ПФ-115 (ГОСТ 6465-63), обладающие хорошей стойкостью в атмосферных условиях.
При восстановлении лакокрасочных покрытий следует обращать внимание на соответствие марки вновь наносимой краски краске, имеющейся на поверхности. Когда деталь или узел по условиям работы подвержены механическому воздействию (трение, удары, частые разборки), вместо лакокрасочного применяют гальванические (хромирование, цинкование и кадмирование) и пластмассовые покрытия. Изделия, покрытые пластмассами, имеют теплую поверхность. Это учитывается при выборе деталей, покрываемых пластмассами. Пластмассами покрывают поручни, ручки, двери капота и кабины машиниста и т. п. Материалом для покрытия служит порошок поливинилбутираля (продукт конденсации поливинилового спирта с масляным альдегидом.
Обработка воды для охлаждения дизеля. Присутствие в воде для охлаждения дизеля вредных примесей является одной из причин коррозии, отложений накипи на блоке в цилиндровых втулках дизеля, в трубопроводах и секциях холодильника. Надлежащее качество воды для охлаждающей системы двигателя повышает экономичность тепловоза, удлиняет срок службы деталей дизеля, сокращает объем ремонта, расход металла и рабочей силы.
Существенное значение для обеспечения надежной работы тепловоза имеет антикоррозионная обработка внутренних поверхностей трубопроводов: водяной, топливной, масляной, тормозной, песочной систем и системы авто матики, заключающаяся в обезжиривании, удалении ржавчины и окалины путем травления и последующего нанесения защитных пленок или пассивации.
Консервация тепловоза. При пересылке тепловоза в холодном состоянии, а также при перерывах в эксплуатации на срок свыше 15 суток создаются условия для быстрого развития коррозии, особенно внутренних поверхностей двигателя, компрессора, электрооборудования и других узлов, вследствие воздействия на металл капельной или парообразной влаги. Поэтому в этих случаях необходимо обязательное покрытие незащищенных узлов и деталей тепловоза антикоррозионными смазками. Срок действия консервации зависит от типов смазок и технологии их нанесения.
Процесс консервации тепловоза состоит из двух этапов: подготовки деталей узлов и систем к консервации и покрытию консервационными смазками. Подготовка тепловоза к консервации заключается в очистке узлов от грязи, пыли, масла путем обдувки сжатым воздухом, протирки узлов и деталей, а также удаления из систем тепловоза воды, масла, топлива.
Консервацию узлов тепловоза производят в основном одновременно с консервацией дизеля, и только часть агрегатов (компрессор, редуктор вентилятора) консервируют при работающем дизеле, так как после заправки консервационным маслом требуется прокрутка в течение 5 мин при п = = 400 - 850 об/мин коленчатого вала.
Консервацию дизеля производят заливкой масла во внутреннюю полость блока и картера, на шестерни привода масляного насоса, поверхности цилиндровых втулок, шатуны, торцы коренных и шатунных подшипников и др. при одновременном повороте коленчатого вала.
Отдельные части капота, через которые могут попадать атмосферные осадки в дизельное помещение, и те детали, которые могут быть повреждены, защищают плотной бумагой или материей (всасывающие отверстия вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей, верхние жалюзи холодильной камеры/ выпускная труба дизеля, прожекторы, поручни, ручки дверей капота и др.). Коллекторы, щеткодержатели тяговых электрических машин, силовые и блокировочные контакты электрических аппаратов, а также все металлические детали' электрооборудования, не имеющие постоянного гальванического или лакокрасочного покрытия, подлежат покрытию кон-сервационными смазками - техническим вазелином. Периодически не реже одного раза в месяц законсервированное оборудование осматривают. Выявленные следы коррозии удаляют и восстанавливают консервацию.
По истечении срока консервации тепловоза необходимо произвести переконсервацию его. Помимо контрольных осмотров, нобходимо выполнять следующие работы: проворот коленчатого вала дизеля без прокачки масла и наружный осмотр всех вспомогательных агрегатов и приборов для выявления коррозии; измерение сопротивления изоляции электрических машин; осмотр дизеля для выявления коррозии; перекатку тепловоза по пути для смены точек контакта роликов и беговых дорожек подшипников и предохранения их от коррозии.
Сроки и количество этих проверок указывают в инструкциях завода-изготовителя. Перед вводом тепловоза в эксплуатацию необходимо произвести его расконсервацию. Заправку, пуск и осмотр тепловоза выполнить согласно требованиям руководства по эксплуатации и обслуживанию тепловоза.
Скоростемер и его привод | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Экипировка тепловоза