На дизеле ПД1М рама, картер, поддон и нижняя половина коренного подшипника объединены в єдиную конструкцию - фундаментную раму (рис. 4), на которую установлен цельнолитой чугунный блок цилиндров.
Фундаментная рама дизеля ПД1М представляет совой цельную отливку из серого чугуна, служащую основанием для блока дизеля и станины генератора, а также для коленчатого вала, корпуса распределительного и кулачкового вала, корпуса привода масляного насоса. Блок дизеля и станина генератора прикреплены к раме с помощью сшивных шпилек и анкерных болтов и фиксированы на раме двумя контрольными штифтами. На уширенной части поверхности 7 рамы со стороны генератора прикреплен также на шпильках корпус привода распределительного и кулачкового валов. Передняя обработанная поверхность 15 служит для крепления на ней корпусов валоповоротного диска и привода масляного насоса. С обеих сторон на раме для осмотра шатунно-кривошипного механизма имеются люки 2, закрываемые крышками (по одной крышке на три люка) на паронитовых прокладках. Чтобы давление внутри рамы дизеля не поднималось выше атмосферного, ее внутренняя полость сообщается с всасывающей полостью турбокомпрессора через сапун, установленный на крышке корпуса привода распределительных валов.
Фундаментная рама по длине разделена семью перегородками 13, служащими основаниями для коренных подшипников коленчатого вала. Опоры четвертого и седьмого подшипников уширены, так как они несут значительно большую нагрузку, чем остальные. Полости между перегородками сообщаются между собой через отверстия. Нижняя часть рамы имеет уклон от краев к середине и служит маслосборником. Каналом 14 маслосборник соединен с полостью масляного насоса. На входе в канал установлена фильтрующая сетка. Сверху маслосборник закрыт шестью металлическими сетками. Масло в раму заливают через горловину, ввернутую сверху в прилив рамы с левой передней стороны. Сливают масло через трубу, ввернутую в отверстие 12. С правой стороны рамы через окна в перегородках проходит маслоподводящая труба 3, от которой через штуцера и масляные трубки масло под давлением подводится для смазывания коренных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного и кулачкового валов, рычагов толкателей и пальца промежуточной шестерни привода распределительного вала. Механически обработанный задний торец блока имеет кольцевую центрирующую проточку для фиксации станины тягового генератора. К поверхности 6 прикрепляют разъемный корпус уплотнения коленчатого вала, предохраняющего полость генератора от попадания в нее масла из рамы дизеля. Принцип устройства уплотнения заключается в использовании разности давлений в картере рамы и в полости генератора: создаваемый вентилятором генератора подпор воздуха в полости не дает маслу проникнуть через уплотнение.
Фундаментная рама дизеля ПД1М крепится жестко на раме тепловоза с помощью шпилек. Для разгрузки шпилек от срезающих усилий к настильному листу рамы приварены упоры, удерживающие раму от продольных и поперечных перемещений.
К наиболее серьезным повреждениям, появляющимся в фундаментной раме, относятся: трещины, ступенчатость постелей коренных подшипников.
Трещины чаще всего встречаются в зонах максимальных нагрузок и концентрации напряжений. В фундаментной раме трещины наблюдаются в местах переходов вертикальных ребер к постелям коренных подшипников и боковых стенок к лапам крепления. Трещины выявляют методами цветной или магнитной дефектоскопии.
Ступенчатость постелей коренных подшипников возникает в результате остаточной деформации как самого блока, так и крышек подшипников. При этом постели подшипников несколько смещаются и деформируются, их несущие части из-за различия в величинах деформаций по опорам располагаются как бы на разных уровнях - ступенями, соосность постелей нарушается. Определяют ступенчатость постелей с помощью технологического вала или оптическим способом.
При ревизии блока и картера дизеля должны быть проверены надежность крепления блока с фундаментной рамой дизеля и картера с рамой тепловоза. Ослабшие гайки и болты закрепляют, ослабшие призонные болты заменяют.
При ревизии фундаментной рамы (картера) следует убедиться, нет ли трещин в местах пересечения поперечных перегородок с продольными стенками, вертикальных ребер с постелями подшипников, в местах перехода от боковых стенок к лапам крепления и верхних углах смотрового люка картера у второй и четвертой опоры.
Рис. 4. Фундаментная рама дизеля ПД1М:
1 - колонка для анкерных шпилек; 2-люки рамы; 3-труба маслоподводящая; 4- поверхность крепления блока к раме; 5 - поверхность крепления станины тягового генератора; 6 - поверхность крепления корпуса уплотнения коленчатого вала; 7 - поверхность крепления корпуса приводных шестерен; 8-окно в боковой стенке рамы для засасывания воздуха; 9 - приливы для крепления к настильному листу рамы тепловоза; 10 - окна для гаек анкерных шпилек; 11 - опора коренного подшипника; 12 - отверстие для слива масла из рамы; 13 - поперечные перегородки; 14 - канал для подвода масла к насосу; 15 - поверхность крепления валоповоротного диска
Картерные люки ремонтируют. Вновь устанавливаемые сетки картера должны соответствовать чертежу. Допускается уменьшение площади живого сечения сеток картера не более чем на 25 %, а сетки всасывающего канала масляного насоса не более чем на 5 %.
⇐Дизель ПД1М | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Блок цилиндров⇒