Дизель ПД1М (рис. 3) - одна из модификаций дизелей типа Д50, которые проектировались и строились на Харьковском тепловозостроительном заводе, а затем на Пензенском дизельном заводе. Дизели этого ряда четырехтактные, однорядные, шестицилиндровые с наддувом и электрическим пуском, имеют мощность от 736 до 880 кВт, много раз подвергались модернизации и нашли широкое применение на маневровых тепловозах. На дизеле ПД1М установлены охладитель наддувочного воздуха, фильтр центробежной очистки масла, насос для подачи его в фильтр, изменены некоторые параметры турбокомпрессора и электро-пневматического серводвигателя. Повышение мощности дизеля ПД1М до 880 кВт и снижение расхода топлива до 225 г/(кВтч) достигнуто за счет проведения следующих мероприятий: вместо турбокомпрессора ТК-30 на дизель установлен турбокомпрессор ТК-30Н с уменьшенной площадью проходного сечения соплового аппарата, что позволило увеличить подачу воздуха в дизель с 1,7 до 2,0 кг/с, повысить среднее эффективное давление с 0,773 до 0,915 МПа, а также давление наддувочного воздуха; увеличить частоту вращения коленчатого вала с 740 до 750 об/мин, а среднюю скорость поршня с 8,14 до 8,25 м/с. Удельный расход топлива дизелем ПД1М снижен за счет увеличения угла предварения выпуска газов с 57 до 66° до нижней мертвой точки (НМТ), повышения степени сжатия воздуха с 11,5 до 12,5, сокращения периода впрыскивания топлива на 2,5° по углу поворота коленчатого вала и ликвидации подвпрыскивания его, применения нового нагнетательного клапана, увеличения выхода носка распылителя форсунки из крышки цилиндра на 6,0 7,33 мм вместо 4,5-5,83 мм, увеличения диаметра иглы форсунки около конуса с 4,0 до 4,8 мм и увеличения подъема ее с 4,5 до 6,0 мм, изменения формы днища поршня, уменьшения числа уплотнительных колец с пяти до четырех, а числа канавок, отводящих масло, в два раза.
Рис. 3. Общий вид дизеля ПД1М:
1 - рама дизеля; 2 - масляный насос; 3 - приводной шкив коленчатого вала; 4 - крышка валоповоротного диска; 5 - люк для выемки газораспределительного вала; 6- блок цилиндров; 7- коллектор надувочного воздуха; 8 - крышка цилиндра; 9 - корпус клапанного механизма; 10 - коллектор водяной; 11 - выход газов их крышек цилиндров; 12 - выход газов из турбокомпрессора; 13 - регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля; 14-турбокомпрессор; 15 - водяной насос; 16-приводной вал кулачкового вала топливных насосов; 17- редуктор привода распределительных валов; 18 - блок топливных насосов высокого давления; 19 - генератор
⇐Основные технические характеристики тепловоза ТЭМ2 | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Фундаментная рама дизеля ПД1М⇒