Газораспределительный механизм включает в себя клапаны и их приводы (рис. 18). Клапаны изготовлены штамповкой из высококачественной хромистой стали. Конструкции впускных и выпускных клапанов отличаются только длиной стержня. Тарелки клапанов притерты к посадочным местам. Направление клапанов обеспечивается чугунными втулками, на наружных буртах которых установлены двойные пружины 4 из оцинкованной хромованадиевой проволоки. Пружины сверху упираются в тарелку, которая удерживается замочным сухарем, состоящим из двух половинок для возможности их выемки. Сухари удерживаются на замочной части клапанов тремя трапецеидальными выступами, входящими в соответствующие выточки на стержнях клапанов. При нажатии пружины тарелки плотно прилегают к замочной части клапанов благодаря коническому сопряжению. Для уменьшения шума при работе клапана над сухарями установлены фибровые прокладки, удерживаемые в тарелках стопорными кольцами. Сверху на клапаны свободно установлены стальные закаленные колпачки.
Рычаги клапанов отлиты из стали 40 и установлены в клапанной коробке б, отлитой из чугуна и закрытой алюминиевой крышкой. С обеих сторон коробки имеются по два прилива, в сквозные расточки которых установлены и жестко закреплены оси рычагов. На оси 3 установлен четырехплечий рычаг 9 впускных клапанов, а на оси 5-трехплечий рычаг 7 выпускных. Снаружи отверстия под оси рычагов закрыты плоскими заглушками, поставленными на пасту «Герметик». В расточки корпусов рычагов запрессованы бронзовые втулки, служащие подшипниками для осей и имеющие отверстия и канавки, через которые масло поступает для смазывания осей. Для предотвращения вытекания масла через зазоры в торцах рычагов и их выточках установлены само-поджимные сальники.
Рис. 18. Привод клапанов крышки цилиндра дизеля ПД1М:
1 - блок дизеля; 2 - крышка цилиндра; 3, 5 -- оси рычагов впускных и выпускных клапанов; 4 - пружины впускного и выпускного клапанов; 6 - клапанная коробка; 7, 9 - рычаги выпускных и впускных клапанов; 8 - толкатель; 10,17- верхняя и нижняя головки штанг; 11,12 - штанги рычагов впускного и выпускного клапанов; 13 - рычаг толкателя клапанов; 14 - кронштейн; 15 - ось рычага толкателя; 16 - кулачок распределительного вала
Рычаги клапанов приводятся в действие от кулачков 16 распределительного вала через рычаги 13 толкателей и штанги 77, 72.
При текущем ремонте ТР-3 проводят ревизию распределительного механизма дизеля (распределительных шестерен и кулачковых валов рабочих клапанов и топливного насоса), измеряют зазоры в подшипниках. Подшипники, имеющие ослабление в посадке или предельный зазор, заменяют. Допускается восстанавливать подшипники омеднением или способом осадки. Трубки подвода смазки к подшипникам и рычагам толкателей снимают, отжигают, очищают в эмульсии с применением ПАВ или керосином под давлением. Проверяют их целостность и ставят на место.
Кулачковые валы, имеющие трещины, выкрашивания на поверхности кулачков, заменяют. Валы, имеющие негрупповые риски на поверхности кулачков, разрешается оставлять в работе. Шестерни с поломанными зубьями, трещинами в зубьях и предельным износом заменяют.
Разрешается оставлять в работе кулачковые валы, если выкрошенное место на поверхности кулачка занимает не более 10 % длины кулачка, с зачисткой поврежденного места до плавного перехода.
⇐Крышка цилиндра | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Топливная аппаратура дизеля⇒