Коленчатые валы дизелей работают в очень сложных и тяжелых условиях. Они испытывают значительные усилия от давления газов, передающиеся шатунно-поршневым механизмом, от сил инерции поступательно движущихся масс, а также усилия и моменты; возникающие вследствие крутильных колебаний. Поэтому валы дизелей изготовляют из стали методами ковки или штамповки либо из высокопрочного чугуна путем отливки. Стальные валы более надежны в эксплуатации, но трудоемки в изготовлении.
Коленчатый вал дизеля ПД1М (рис. 8) откован из стали 40. Кривошипы шатунных шеек повернуты один относительно другого на 120°. При этом получается, что каждые два кривошипа одинаково направлены. Коренные шейки 3 четвертого и седьмого коренных подшипников шире остальных. Четвертая шейка воспринимает инерционные силы от движущихся масс двух цилиндров - третьего и четвертого, а седьмая шейка - часть массы якоря генератора и является еще и упорной. Она заканчивается буртом, удерживающим коленчатый вал от осевых смещений.
Для подвода масла от коренных шеек к шатунным 4 выполнены наклонные каналы 9 с вставленными в них трубками. На заднем конце вала имеется фланец 7 для присоединения якоря генератора. Два резьбовых отверстия во фланце с резьбой служат для рассоединения коленчатого вала и якоря генератора отжимными болтами. Между фланцем отбора мощности и седьмой коренной шейкой установлена разъемная шестерня 8 со спиральными зубьями, передающая вращение распределительному валу, валам топливного и водяного насосов.
На переднем конце вала болтами прикреплен валоповоротный диск 7, имеющий по наружной цилиндрической поверхности двенадцать глухих отверстий, куда вставляют монтажный лом при повороте коленчатого вала вручную. Внешний торец диска имеет два выштампованных ушка 2 со сменными кулачками (на рис. не показаны), служащими води-лом поводка вала масляного насоса и шкива привода редуктора вентилятора охлаждающего устройства.
К неисправностям коленчатого вала относятся износ шеек и трещины.
При текущем ремонте проверяют микрометром овальность только наиболее изнашиваемых коренных шеек. В случае нагрева и местного прогиба какой-либо шейки вследствие аварийного выхода из строя вкладышей подшипника (расплавление баббита, проворот или разрушение вкладышей) дополнительно измеряют индикаторным приспособлением биение коренных шеек вала.
Цилиндрическую форму шеек коленчатого вала восстанавливают при заводском ремонте станочной обработкой (шлифованием с последующей полировкой) под ремонтный размер. Овальность шеек коленчатого вала в эксплуатации ограничивается 0,15 мм, допустимое биение - 0,25 мм. При этом размеры отдельных коренных и шатунных шеек одного вала не должны отличаться между собой более чем на одну ремонтную градацию (0,5 мм). Это позволяет иметь меньшее число вкладышей различных градаций на одном дизеле.
Допускается ручная опиловка шеек коленчатого вала для устранения забоин и других дефектов.
При ремонте коленчатого вала допускается оставлять:
• на поверхности каждой шатунной или коренной шейки - до двух забоин общей площадью 200 мм2. Площадь одной из забоин не должна превышать 120 мм2, а глубина 2 мм. Острые кромки и края забоин должны быть заовалены и заполированы так, чтобы обеспечивался плавный переход от наиболее глубокого места к цилиндрической поверхности шейки;
• на шатунных и коренных шейках - линейные неметаллические включения (волосовины) без выхода на галтели: не более 7 нгг. на одной шейке длиной до 8 мм при условии, что они не составляют цепочку более 3 шт. в одной линии и расположены под углом не более 45° к оси вала, а также одну группу групповых неметаллических включений диаметром 0,5-1,5 мм в количестве до 15 точек, расположенных на площади не менее 6 см2.
При ремонте коленчатого вала запрещается:
• устанавливать на дизель коленчатый вал, на одной из шеек которого имеется групповое расположение цепочкой точечных неметаллических включений длиной свыше 40 мм, а также если на нем имеются неметаллические включения более чем на трех смежных шейках;
• производить какие-либо сварочные работы на коленчатом валу без разрешения Департамента локомотивного хозяйства.
Рис. 8. Коленчатый вал дизеля ПД1М:
1 - валоповоротный диск; 2 - ушки; 3, 4 - коренная и шатунная шейки; 5 - бугели крепления шестерни; 6 - маслоотбойный бурт; 7 - фланец; 8 - разъемная шестерня; 9 - канал для прохода масла
⇐Втулки цилиндров | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Подшипники коленчатого вала⇒