Надежность работы вкладышей коленчатого вала в значительной степени определяет надежность работы дизеля и зависит от правильного подбора конструктивных параметров вкладышей, материала и условий смазывания, жесткости коленчатого вала, блока и постелей под вкладыши, а также от многих других факторов.
Вкладыши коренных подшипников бывают толсто- и тонкостенные. В современных быстроходных дизелях толстостенные вкладыши постепенно уступили место тонкостенным, имеющим меньшие размеры и массу, более экономичным в серийном производстве, позволяющим обеспечить взаимозаменяемость при сборке и ремонте без пришабровки и пригонки. Благодаря постановке тонкостенных вкладышей в постели подшипника с некоторым натягом достигается необходимая плотность их прилегания к шейке вала, что плохо обеспечивается при толстостенных вкладышах.
Коренные подшипники дизеля ПД1М (рис. 9) состоят из двух одинаковых бронзовых канавочных вкладышей 2, крышки 3, установленной на шпильках 4 на раме дизеля, и трубки, подводящей масло к отверстию а подшипника. Вкладыши установлены с натягом 0,26 мм, удерживающим их от проворачивания. От осевого смещения вкладыши фиксируются выступами д, входящими в пазы постелей рамы и крышек. По толщине вкладыши имеют десять градационных размеров. Толщина вкладыша нулевого градационного размера 7,5 мм, а десятого 10 мм. Толщина баббитовой заливки вкладышей 0,75 мм.
Вкладыши подшипников отличаются также по ширине. У четвертого она равна 179, у седьмого - 208, а у остальных - 146 мм. Вкладыши седьмого подшипника имеют бурты (см. поз. 5 рис. 9), которые ограничивают перемещение вала в подшипнике. Рабочие поверхности буртов также залиты баббитом. Плотная посадка крышки в опоре разгружает шпильки 4 от срезывающих и изгибающих усилий.
Величину натяга и прилегание каждого вкладыша к постели 1 проверяют в специальном приспособлении. Проверяется также отсутствие трещин и выкрашиваний баббитовой заливки. Вкладыши, имеющие натяг, выходящий за пределы допускаемых размеров, наклеп на поверхности стыков, выкрашивание баббитовой заливки более 20 % поверхности, трещины в теле, износ баббита по толщине 0,25 мм и риски шириной более 3 мм, заменяют.
При замене единичных рабочих нижних вкладышей коренных подшипников, когда полная разборка всех коренных подшипников не производится, необходимо замерить величину зазоров «на масло». Разность зазоров «на масло» определяется как разность между наибольшим и наименьшим зазорами для всех коренных подшипников данного вала. Под зазорами «на масло» понимается зазор между шейкой вала и крышечным (верхним) вкладышем. Зазор у каждого подшипника измеряют щупом по оси коленчатого вала в верхней плоскости с двух сторон (со стороны генератора и вентилятора), при этом за фактический зазор принимается полусумма величин этих зазоров. Зазор между рабочим вкладышем и коренной шейкой коленчатого вала («провисание») у всех опор допускается не более 0,05 мм.
Если невозможно установить фактическую толщину заменяемого вкладыша, толщину нового вкладыша принимают равной средней толщине соседних, а для первого и седьмого подшипников - двух рядом расположенных. При этом ступенчатость указанных трех подшипников допускается не более 0,08 мм. Под «ступенчатостью» рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников понимается наибольшая разность между толщинами рабочих вкладышей у всех разобранных подшипников. Для определения «ступенчатости» должно быть разобрано не менее трех подшипников.
Измеряют вкладыши в средней части по одной линии с двух сторон на расстоянии 30 мм от торца.
При полной замене рабочих вкладышей (переукладка вала), а также при ремонте ТР-3 толщину рабочих вкладышей подбирают так, чтобы ступенчатость их не превышала 0,04 мм, а зазоры «на масло» были в пределах допуска и разность их для всех опор была не более 0,10 мм.
Крышки коренных подшипников осматривают и проверяют, нет ли трещин. Крышки, имеющие сквозные трещины, заменяют. Крышки с несквозными трещинами разрешается восстанавливать сваркой.
Прилегание крышки по картеру в плоскости разъема должно быть не менее 80 % поверхности соприкосновения.
Крышка коренного подшипника должна устанавливаться в рамке картера с натягом 0,01-0,06 мм. Допускается суммарный зазор до 0,08 мм между крышкой подшипника и рамкой картера. Разрешается оставлять без исправления на поверхности постелей коренных подшипников по перечные риски глубиной до 1 мм и шириной до 2 мм в количестве 5 шт., а также круговые задиры глубиной до 2 мм.
Медные трубки подвода смазки к подшипникам коленчатого вала отжигают, внутренние полости трубок промывают в осветлительном керосине. Уменьшение проходного сечения трубок более чем на 30 % не допускается.
Рис. 9. Коренные подшипники коленчатого вала дизеля ПД1М:
1 - опора (постель) вкладыша; 2 - вкладыши опорных подшипников; 3 - крышка; 4 - шпилька крепления крышки; 5 - вкладыш опорно-упорного подшипника; а - отверстие для подвода масла; б - карман для захвата и равномерного распределения масла по трущимся поверхностям; в - канавка кольцевая; г - отверстие;
д - выступ (замок); е - «усы»
⇐Коленчатый вал | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Шатунно-поршневая группа⇒