Колесная пара тепловоза

От состояния колесных пар тепловозов (рис. 51) зависит безопасность движения поездов, поэтому к их состоянию предъявляются повышенные требования. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм, утвержденной МПС России 14.06.1995 г. № ЦТ-329 (с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 23.08.2000 г. № К-2273у).

В соответствии с порядком, установленным этой Инструкцией, колесные пары должны подвергаться осмотру под ТПС, обыкновенному и полному освидетельствованию. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производят во всех случаях подкатки их под ТПС в депо, за исключением указанных в п. 3.1, в том числе при ТР-2 колесных пар моторных вагонов электропоездов. Полное освидетельствование колесных пар ТПС выполняют:

- при ремонте на заводах и в депо, выполняющих ремонт колесных пар ТПС со сменой элементов (хотя бы одного);

- при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования;

- при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов, а также любых видимых повреждений, выявленных при внешнем осмотре, кроме отклонений, выявленных на профиле бандажа, которые могут быть устранены обточкой.

Характерные повреждения колесных пар (рис. 52) в эксплуатации: износ бандажей (прокат, подрез гребня, выбоины и ползуны); ослабление бандажа, колесного центра, зубчатого колеса; трещины, износ и откол зубьев зубчатого колеса; износ, трещины, риски, забоины, вмятины, задиры на шейках оси, навар металла на поверхности катания.

Характер и размер износа бандажей определяют специальными шаблонами (рис. 53). Радиальный износ бандажа (прокат) измеряют по кругу катания. Подрезы гребней и уступы у основания гребней бацдажей возникают при эксплуатации тепловозов на участках с кривыми малого радиуса. Практика эксплуатации колесных пар показывает, что нарастание износа гребней бандажей, как правило, опережает нарастание проката, вследствие чего обточку бацдажей производят из-за недопустимого износа (подреза) гребней. Для получения нормального профиля гребня поверхность катания бандажей обтачивают на колесотокарных станках, а внутренние торцовые их грани проверяют на станке.

Появление ползунов по поверхности катания бандажей является результатом нарушения правил эксплуатации. Допустимые размеры износа отдельных элементов колесных пар тепловозов грузового движения приведены на рисунке.

При выпуске тепловоза из текущего ремонта ТР-3 разрешается подкатывать колесные пары как отремонтированные, так и нового формирования. Колесные пары при подкатывании под тепловоз должны полностью удовлетворять требованиям Инструкции № ЦТ-329.

Рис. 51. Колесная пара тепловоза:

1 - бандаж; 2 - колесный центр; 3 - ось; 4 - укрепляющее кольцо; 5 - зубчатое колесо ведомое; 6 - отбойное кольцо

Рис. 52. Характерные износы и повреждения колесной пары

Рис. 53. Шаблоны для измерения бандажа:

а - шаблон для измерения проката и толщины гребня; б - толщиномер; в - шаблон для измерения вертикального подреза гребня

Рессорное подвешивание | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Зубчатая передача