Нагрузка от массы кузова и тележки передается колесным парам через буксы, установленные на концах оси. Упругими элементами, посредством которых нагрузка передается на колесные пары, могут служить листовые рессоры, цилиндрические витые пружины, резиновые амортизаторы. По способу передачи нагрузки на колесные пары рессорное подвешивание называют индивидуальным или сбалансированным. Если упругие элементы размещены только между буксами и рамой тележек, такое подвешивание называют одноступенчатым; при наличии, помимо буксовой ступени, упругих элементов между рамами кузова и тележек - двухступенчатым.
Рессорное подвешивание тепловозов (рис. 50) включает рессорные и концевые узлы, соединенные балансирами. Нагрузка от рамы тележки на буксу через концевой узел передается посредством пружины 7, резинового амортизатора 8, расположенного между тарелкой 16 и подкладкой 19, цельнокованой подвески 18, соединенной валиком 17 с балансирами 7. Через рессорный узел нагрузка передается посредством резиновых амортизаторов 8, пружин 7 и рессоры 11, включенной последовательно с пружинами с помощью двуплечего кронштейна 6 и валика 5. Пружины и резиновые амортизаторы фиксируются в раме тележек с помощью хомута 10, выполненных заодно целое с тарелками 9 пружин. Рессора 11 опирается на валики 15 П-образных подвесок 2 через специальные опорные втулки 14, выступ которых входит в эллиптические отверстия на первом коренном листе рессоры. Подвески соединены валиками 13 с балансирами. Балансиры, выравнивающие нагрузку между колесными парами при наезде на неровности (при малых скоростях), нагруженные по обоим концам, передают нагрузку на буксу своей средней частью, наплавленной твердосплавным электродом марки Ж4 или 50 ХФА. Толщина наплавленного слоя должна быть 2,5-3,5 мм. Опираются балансиры на закаленные упоры, запрессованные в корпус буксы. Шарнирные соединения состоят из валиков, вставляемых свободно от руки в закаленные втулки, запрессованные в отверстия подвесок, балансиров и опор рессор. Валик 5 полый, в него ввернут клапан 12, через который подводится масло к трущимся поверхностям по осевым и радиальным каналам. Остальные валики имеют ступен чатую форму. Их средняя часть выполнена с меньшим диаметром, внутренний же диаметр всех втулок одинаков. Поэтому втулки, опирающиеся на среднюю часть валиков, имеют возможность при взаимных перемещениях перекатываться по ним, как на призмах. В этом случае трение скольжения заменяется трением качения и шарнирные соединения изнашиваются меньше.
При ремонте в объеме ТР-3 рессорное подвешивание тележек разбирают, детали очищают и ремонтируют. Листовая рессора подлежит замене при наличии трещин в листах и хомуте, ослабления хомута или сдвига листов. Если стрела прогиба листовой рессоры отличается от чертежного размера более чем на 7 мм, ее заменяют. Цилиндрические пружины рессорного подвешивания заменяются при наличии трещин в витках в том случае, если высота пружины в свободном состоянии меньше номинальной альбомной величины на 1 мм и более. Резиновые амортизаторы заменяют в зависимости от их состояния.
Разрешается устранять местную выработку на сверленных валиках рессорного подвешивания путем проточки и шлифовки с уменьшением по диаметру до 4 мм против чертежного размера. Зазор между валиком и втулкой в этом случае доводится до требуемой величины, приведенной в таблице допусков, путем установки новых втулок с увеличенной толщиной их стенок. Допускается восстановление валиков путем отжига и наплавки электродом, обработки и последующей их закалки. Вновь изготовленные или отремонтированные валики и втулки должны бьгть цементированы и закалены и иметь твердость: валики НКС = 45-52, втулки НКС = 52 и глубину закаленного слоя не менее 1 мм. Разработанные более 2 мм отверстия под втулку, износ боковых поверхностей балансиров глубиной более 1,5 мм и местные износы глубиной до 5 мм восстанавливают наплавкой. Радиус и глубину опорной выемки балансиров восстанавливают до чертежного размера. Поверхности опорной выемки наплавляют электродами, обеспечивающими нормативную твердость. Допускается установка в балансирах сменных вставок. Общая кривизна балансира в плоскости допускается не более 1 мм.
Опорные поверхности рессорной подвески, пружинного гнезда и рессорной опоры, имеющие износ глубиной более 2 мм, восстанавливают на плавкой до чертежного размера. Износ рессорной подвески по толщине (в наименьшем сечении) до 3 мм восстанавливают также наплавкой, местный износ до 1,5 мм допускается оставлять без исправления. Разрешается регулировка рессорного подвешивания за счет: изменения высоты опорных поверхностей рессорных балансиров путем установки сменных опор под балансиры в буксах с различной высотой головок в пределах от 20 до 30 мм; установки прокладок (толщиной не более 5 мм) между опорами листовых рессор и коренными листами.
12 3
Рис. 50. Рессорное подвешивание тележки:
1 - балансир; 2,18 - подвески; 3 - скоба предохранительная; 4 - втулки; 5, 13, 15, 17 - валики; 6 - кронштейн; 7 - пружина; 8 - амортизатор; 10 - хомут;
11 - рессора; 9,16 - тарелки; 12 - клапан смазки; 14 - опорные втулки рессоры; 19 - подкладка; 20 - шплинт; 21 - гайка
⇐Рама тележки | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Колесная пара тепловоза⇒