Рама тележки объединяет колесно-моторные блоки и суммирует тяговые усилия от них для передачи кузову. Она воспринимает вертикальные нагрузки от надгележечных масс и массы самой рамы с размещенным на ней оборудованием, тяговые и тормозные силы, а также переменные нагрузки, вызванные колебаниями тепловоза в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Рама состоит из продольных боковин, жестко связанных поперечными креплениями. Для установки оборудования рама снабжена различными кронштейнами. На тепловозе ТЭМ-2 применяется челюстная рама (рис. 48), состоящая из двух боковин, соединенных между собой двумя средними поперечными балками и двумя концевыми. Средние поперечные балки в свою очередь соединены продольной шкворневой литой балкой 3 из стали 25ЛР. В центре шкворневой балки расточено гнездо под шкворень, в которое вварена сменная втулка. Боковины коробчатого сечения сварены из листового проката. Верхние и вертикальные листы боковин по всей длине цельные, а нижние состоят из нескольких частей, между которыми в боковины вварены элементы, образующие буксовые челюсти. Снизу к поперечным балкам приварены литые кронштейны 2, 6 подвески тягового электродвигателя. Буксовые челюсти снизу стянуты струнками 7, прикрепленными к раме двумя болтами.
Снизу к раме тележки приварены четыре опорных кронштейна средних пружин, через которые нагрузка от рамы передается рессорам. Опорное гнездо для концевой пружины выполнено заодно с концевой челюстью. К боковинам рамы тележки приварены кронштейны 4 для крепления тормозных цилиндров, а также ряд кронштейнов, скоб и угольников для рычажной передачи тормоза и крепления песочных труб.
Наиболее характерные повреждения рам тележек: трещины в сварных швах, шкворневых балках 3, корпусах опор; износ наличников 8, 9, втулки гнезда шкворня, накладок обойм подвески тягового электродвигателя; ослабление посадки буксовых струнок 7 в раме 1 тележки. Наибольшему износу в раме подвержены наличники буксовых вырезов, что нарушает правильную установку колесных пар в раме тележки, в результате чего увеличивается износ бандажей по кругу катания и подрез гребней. Наличники, имеющие толщину менее 4 мм, заменяют.
Наиболее благоприятные условия для локомотива с точки зрения износа бандажей создаются в том случае, когда колесные пары расположены перпендикулярно к оси пути, а середины расстояний между внутренними гранями их бандажей лежат на одной прямой, совпадающей с осью пути. Неравномерный износ наличников нарушает правильную установку колесных пар в раме тележки и является причиной повышенного изнашивания бандажей. Для проверки рамы тележки применяют крестовые угольники с линейкой или оптические приборы. Наиболее точные результаты дает оптический метод.
При ремонте в объеме ТР-3 тележки разбирают, детали очищают. Все сварные швы соединений элементов рамы тележки тщательно осматривают на отсутствие трещин в сварных швах, боковинах рамы, челюстях, шкворневых и концевых балках, а также в межрамных креплениях. Рамы тележек ремонтируют сваркой с соблюдением требований Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов.
Износ кронштейнов для пружинных подвесок тяговых электродвигателей восстанавливают приваркой накладок или электронаплавкой с последующей обработкой. Расстояние между верхними и нижними кронштейнами должно быть выдержано в пределах нормы.
Наличники буксовых вырезов с толщиной менее нормы заменяют новыми. Для достижения нормального расстояния между поверхностями наличников, имеющих толщину в пределах допускаемых размеров, разрешается установка прокладок между наличником и рамой. Наличники должны плотно прилегать к прокладкам на раме и к буксовому вырезу рамы.
Гнездо шкворня проверяют на плотность керосином с высотой уровня не менее 50 мм. Появление керосина на наружных поверхностях после выдержки в течение 20 мин не допускается. Кольцо подпятника заменяют, если зазор между пятой и подпятником более нормы. Диск подпятника, имеющий коробление более 0,6 мм, мелкие задиры глубиной более 0,25 мм и разносген-ность более 0,15 мм, шлифуют на станке. Твердость вновь устанавливаемых дисков должна быть не менее НВ = 241, а толщина - в пределах допуска.
Рис. 48. Рама тележки:
1 - рама; 2,6- кронштейны подвески тягового электродвигателя; 3 - шкворневая балка; 4 - кронштейн для крепления тормозного цилиндра; 5 - опора рессоры; 7 - буксовая струнка; 8,9 - широкий и узкий наличники
Рис. 49. Схема оптической проверки рамы тележки:
1 - гидростатические уровнемеры; 2 - рама тележки; 3 - кронштейн со зрительной трубой; 4 - масштабные линейки; 5 - пентапризма;
6 - вспомогательный кронштейн; 7 - внутренняя масштабная линейка
Масленки и маслоподводящие трубки подпятников ремонтируют, систему смазки подпятника проверяют на прохождение смазки.
Пружины скользунов, имеющие высоту меньше чертежного размера на 8 мм или лопнувшие, заменяют новыми. Твердость вновь устанавливаемых пластин или накладок должна быть не менее НВ = 241. Дно у стакана скользуна, имеющее выработку от пружин глубиной более 10 мм, а у скользуна - глубиной более 6 мм, заменяют новым или наплавляют и обрабатывают.
Боковые опоры тележек разбирают, детали очищают, задиры на опорах устраняют, брезентовый чехол заменяют. Гнезда с изношенной ар-мировкой также заменяют.
Рама тележки, установленная по уровню на опорах, должна удовлетворять следующим требованиям:
• продольные рамные листы должны быть отвесны, параллельны между собой и перпендикулярны межрамным скреплениям;
• внутренние грани противоположных наличников буксовых вырезов должны быть отвесны и лежать в параллельных плоскостях к средней оси тележки. Смещение рамных листов относительно друг друга допускается не более 4 мм;
• кривизна рамных листов в плане, проверяемая по внутренним плоскостям наличников буксовых вырезов, допускается не более 6 мм на всей длине рамного листа;
• при установке новых наличников расстояние между внутренними поверхностями наличников должно быть в пределах размеров чертежа;
• широкие грани буксовых направляющих в одном буксовом вырезе должны быть параллельны между собой и перпендикулярны продольной оси рам;
• допускается непараллельность не более 0,5 мм;
• разность расстояний от внутренних граней бандажей колесной пары до продольной оси тележки (или до поверхности рамных листов) за вычетом поперечного разбега с каждой стороны допускается не более 3 мм при выпуске их из текущего ремонта ТР-3 и не более 5 мм в эксплуатации.
Для проверки рамы оптическим методом (рис. 49) ее устанавливают на винтовых домкратах и выравнивают с помощью гидростатических уровнемеров 1 так, чтобы базовые поверхности находились в горизонтальной плоскости. За исходную базу принимают продольную ось О-О', проходящую посередине между внутренними боковыми гранями рамы первой и последней буксовых направляющих (Л) и 776). Кронштейн с зрительной трубкой 3 устанавливают на первый буксовый вырез одной стороны рамы, а на последнюю буксовую направляющую - внутреннюю масштабную линейку 7, по которой луч зрительной трубы Х-Х' устанавливают параллельно продольной оси рамы 0-0Расположение внутренних буксовых направляющих по отношению к продольной оси рамы определяют измерением размеров В^-В^ (с одной стороны) и В'у-2?'6 (с другой стороны при установке на ней зрительной трубы) с перемещением линейки 7 на остальные буксовые направляющие при неизменном положении зрительной трубы на раме тележки.
Затем в гнездо кронштейна 3 (или вспомогательного кронштейна 6) устанавливают пентапризму 5, с помощью которой обеспечивается отклонение оптического луча на 90°. Переставляя пентапризму и устанавливая масштабную линейку 4 на широкие наличники, фиксируют показания А\-и А\-А'# Сравнивая эти размеры, определяют положение широких наличников относительно друг друга. Положение наличников на буксовых вырезах рамы тележки регулируют установкой под них прокладок. Наличники, подлежащие замене, срубают с рамы тележки пневматическим зубилом. Новые наличники приваривают прерывистым швом по контуру и электрозаклепками.
⇐Охлаждающие устройства | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Рессорное подвешивание⇒