Рис. 38. Общий вид {а) и схема работы (б) масляного насоса:
7 - фланец; 2 - крышка; 3 - ведущая шестерня; 4 - втулка; 5 - заглушка; 6 - ведомая шестерня; 7 - всасывающий фланец масляного насоса; 8 - корпус; 9 - упорная гайка; 10 - накидная гайка; 11 - регулировочный винт; 12 - пружина;
13 - перепускной клапан
Все масляные насосы, обеспечивающие циркуляцию масла в системе и применяемые на тепловозах, выполняются шестеренного типа и различаются только конструктивными формами, размерами и подачей. Основными элементами насосов являются косозубые шестерни, изготовленные заодно со своими валами.
Масляный насос дизеля ПД1М (рис. 38) и его привод прикреплены к торцовой части картера и блока дизеля со стороны первого цилиндра. Насос - шестеренного типа, максимальная подача 24 м3/ч. В корпусе 8 масляного насоса размещены две цилиндрические шестерни 3 и 6 (изготовленные из стали 12ХН2А, закаленные цементированные), закрываемые крышкой 2. Цапфы шестерен вращаются в бронзовых втулках, запрессованных в чугунный корпус 77 и крышку 2. Для предохранения от проворачивания каждая из втулок имеет тугую посадку и дополнительно застопорена винтами. Шестерни имеют по одиннадцать косых зубьев. Заодно целое с шестернями изготовлены цапфы, удлиненный конец цапфы ведущей шестерни снабжен шлицами для соединения с муфтой. В нижней части корпуса масляного насоса отлит канал, соединяющий всасывающую и нагнетательную полости. При перетекании из полости в полость масло проходит через перепускной клапан 13, прижатый к седлу пружиной и открывающийся при давлении 0,53 МПа. Фланцем всасывающего патрубка насос прикреплен к масляному каналу в картере дизеля, а нагнетательным патрубком - к трубе, по которой масло поступает к секциям охлаждающего устройства.
Привод масляного насоса (рис. 39) имеет чугунный корпус 11, внутри которого размещены горизонтальный 5 и вертикальный 10 валы. На горизонтальный вал напрессована коническая шестерня 7 со спиральными зубьями; ступица этой шестерни опирается на бронзовую втулку, запрессованную в крышку корпуса. Второй конец вала опирается также на бронзовую втулку (подшипник), залитую баббитом по внутренней цилиндрической и торцовой поверхностям. На конусную часть горизонтального вала напрессован шкив привода вентиляторов охлаждающего устройства и тяговых электродвигателей. На валу со стороны конической шестерни укреплен стяжным болтом на шпонке поводок 8, изготовленный из стали 20Х2Н2А, с выфрезерованной головкой, расположенной между кулачками валоповоротного диска на коленчатом валу. Вращение коленчатого вала таким образом передается горизонтальному валу привода масляного насоса. Вал 5 вращается в бронзовой втулке 6, запрессованной в корпусе 11. Нижний конец вала 10 шлицевой муфтой соединен с цапфой ведущей шестерни 3 масляного насоса.
При текущем ремонте в объеме ТР-3 масляный насос и его привод снимают и разбирают. Корпус насоса заменяют новым при достижении предельного зазора между корпусом и шестернями или при наличии трещин. Нормальный торцовый зазор между шестернями и крышкой насоса устанавливается шабровкой торца корпуса и крышки. Бронзовые втулки корпуса насоса и его крышки при достижении предельного зазора между цапфами и втулками или ослаблении втулок в посадке также заменяют. При замене втулок проверяют соосность одноименных поверхностей оправкой; непараллельность на длине 115 мм допускается не более 0,05 мм. Цапфы шестерен шлифуют, если конусность и овальность
Рис. 39. Привод масляного насоса:
1- фланец; 2 - крышка; 3 - ведущая шестерня; 4 - стопорный болт; 5 - вал привода; 6-втулка; 7 - коническая шестерня; 8 - поводок; 9 - шпилька крепления масляного насоса центрифуги; 10 - вертикальный валик с конической шестерней; 11 - корпус; 12 - втулка валика; 13 - проставочное кольцо; 14 - установочная гайка; 15 - шплинт; 16 - шлицевая втулка; 17- штифт; 18 - заглушка цапф достигает 0,05 мм. После шлифовки цапфы полируют; граненность и следы шлифовки не допускаются. Перепускной клапан насоса разбирают, проверяют состояние деталей; клапан притирают по корпусу и регулируют при давлении 0,53 МПа. Шестерни, имеющие предельный износ зубьев, отколы, трещины в зубьях, заменяют. Для достижения нормального радиального зазора между корпусом и шестернями допускается покрытие торцов зубьев хромом. Разность зазоров в зацеплении шестерен насоса допускается не более 0,1 мм. При проверке качества зацепления шестерен отпечаток краски должен быть не менее 80 % длины зуба на обеих сторонах профиля каждого зуба.
Конический привод насоса также разбирают. Приводной вал, поводок и болт поводка проверяют дефектоскопом. Трещины в этих деталях не допускаются. Осматривают поверхность посадочного отверстия поводка на отсутствие наклепов и задиров. При обнаружении таковых их необходимо удалить, обеспечив плотное прилегание поводка к валу при затяжке стяжного болта. Корпус передачи, имею хрощий трещину, восстанавливают сваркой. При ослаблении конической шестерни вал заменяют новым или наплавляют. Наплавка вала в месте установки шестерни запрещается. Цилиндрическая поверхность большой конической шестерни и рабочий участок вала привода шлифуют, если овальность и конусность их превышает 0,05 мм. Подшипники вала привода заменяются, если зазор в сочленении превышает допустимый размер. Бронзовый фланец допускается растачивать и впрессовывать в него втулки толщиной не менее 7 мм. Самоподжимные сальники заменяют независимо от их состояния.
При сборке масляного насоса и его привода должны быть соблюдены следующие требования: соосность двух подшипников вала привода должна быть проверена ступенчатой оправкой на длине поверхностей подшипников. Оправка должна вращаться свободно; при нормальном зазоре в конических шестернях осевой разбег вала привода и вертикального валика должен быть в пределах допуска; шлицевая втулка привода должна свободно перемещаться на шлицах валика привода и ведущего вала масляного насоса в любом положении при поворачивании вала привода; вал привода центрируется с коленчатым валом при помощи технологической втулки в случае замены корпуса или подшипника вала; зазор между поводком и кулачками кронштейнов поворотного диска должен быть в пределах допуска; приводной шкив на корпусе вала привода должен сидеть плотно и быть притертым по конусу, при этом прилегание должно быть не менее 75 % площади. Радиальное и торцовое биение шкива допускается не более 0,4 мм.
⇐Масляная система дизеля | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Щелевой фильтр грубой очистки масла⇒