Водяной насос (рис. 42) выполнен разъемным и состоит из корпуса 1 и станины 19, соединенных между собой болтами. К корпусу прикреплен всасывающий патрубок 5.
В подшипниках 11 вращается вал 21, на котором установлены на призматических шпонках и закреплены гайками крыльчатка 2 и шестерня 16. Насос прикреплен к дизелю четырьмя фланцами: боковым - через всасывающий патрубок, верхним - через нагнетательный патрубок, нижним - к блоку цилиндров и фланцем на станине - к корпусу привода шестерен. Водяная полость уплотнена набивным сальником и сменной втулкой. Сальник поджимается двумя гайками через нажимную сальниковую втулку 24. Лабиринтное уплотнение а предотвращает попадание воды в масляную полость.
В эксплуатации допускается просачивание через сальник воды от 10 до 60 капель в минуту, которая отбрасывается буртом вала и сливается через штуцер. Практически в эксплуатации при сильной затяжке сальника имеет место большой износ вала, а при слабой затяжке - подсос воздуха, что пагубно отражается на работе насоса и вызывает нежелательные явления в дизеле, как-то: выброс воды из расширительного бачка, образование воздушных мешков и др.
При ремонте в объеме ТР-3 водяной насос снимают с дизеля для проверки состояния сальника и надежности посадки крыльчатки на валу. До этого выполняют только работы по поддержанию работоспособности сальника: подтягивают гайки крепления его втулки, добавляют сальниковые кольца с целью уменьшения течи воды. Перед съемкой насоса измеряют (по свинцовой выжимке) боковой зазор между зубьями приводных шестерен, сливают воду из системы охлаждения, затем отсоединяют трубопроводы, отвинчивают гайки крепления и снимают насос.
Разборку насоса ведут в следующем порядке. Снимают всасывающую головку 17, отвинчивают гайки с обоих концов вала и съемниками стягивают с вала детали 2 и 18, а отжимными болтами разъединяют детали 13, 12 и 5, снимают корпус 13, съемником выпрессовывают вал 7 вместе с задней головкой 12. Затем извлекают шарикоподшипники 4,9 и разбирают сальник. Детали насоса подвергают мойке и очистке.
Контроль состояния и ремонт деталей. Работоспособность насоса чаще всего нарушается из-за течи воды по сальнику и ослабления крыльчатки 18 в посадке на валу. Течь воды по сальнику насоса вызывается двумя причинами: биением конца вала со стороны крыльчатки или несооснос-тью отверстия под сальник у задней головки 12 и отверстий под подшипники качения у станины 5. В том и другом случаях кольца сальника не обжимают вал, а прижимаются к нему с одной стороны. Вследствие этого происходит односторонний износ шейки вала (втулки 21) и сальниковых колец 20. Подтягивание сальника в процессе эксплуатации лишь временно приостанавливает, а не устраняет течь воды.
Для восстановления работоспособности сальникового уплотнения старые сальниковые кольца заменяют новыми, проверяют биение вала в местах посадки шарикоподшипников и крыльчатки, а также поверхности втулки 21. Односторонний износ втулки любой величины или ее равномерный износ глубиной более 0,10 мм, а также биение вала в перечисленных местах более 0,05 мм устраняют. Уменьшение нормального диаметра втулки допускается до 3 мм; поверхность втулки желательно хромировать. Соединив детали 5 и 12, технологическим валом проверяют соосность отверстий под шарикоподшипники и сальник. Несоосность более 0,05 мм устраняют обработкой отверстия под сальник у задней головки 12. Взаимную ориентировку деталей 5 и 12 помечают риской.
Ослабление посадки крыльчатки или шестерни на валу вызывается, как правило, погрешностями, допущенными при сборке, или неудовлетворительной балансировкой вала в сборе с крыльчаткой и шестерней.
Водяной насос снимают и разбирают, детали очищают в эмульсии с применением ПАВ или в осветительном керосине и продувают воздухом. Шариковые подшипники очищают в эмульсии с применением ПАВ.
Рис. 42. Водяной насос дизеля:
/ - корпус насоса; 2 - крыльчатка; 3 - шпонка; 4 - гайка-обтекатель; 5 - всасывающий патрубок; 6 - болт крепления патрубка; 7- глухая гайка; 8 - прокладка; 9 - набивной сальник; 10 - фланец; 11 - шарикоподшипники; 12 - шпонка; 13 - гайка; 14 - шплинт; 15 - шарикоподшипник; 16 - приводная шестерня; 17- болт; 18 - стопорная пластина; 19 - станина насоса; 20 - распорная труба; 21 - вал насоса; 22 - прокладка; 23 - нажимная гайка и контргайка; 24 - нажимная сальниковая втулка; 25 - сальниковая набивка; а - лабиринтное уплотнение
Допускается промывать в осветительном керосине с применением волосяных щеток.
При ремонте водяного насоса сваркой разрешается:
- заварка трещин в любом месте корпуса насоса длиной не более 40 мм;
- восстановление диаметрального зазора до чертежного размера путем наплавки цилиндрических рабочих поверхностей или крыльчатки. Запрещается заварка концентрических трещин в любом месте станины и всасывающего патрубка длиной более 1/3 окружности.
Заварку трещин в корпусе, восстановление наплавкой рабочих поверхностей крыльчатки производят с соблюдением следующих условий:
- концы трещин в корпусе и всасывающем патрубке допускается засверливать сверлом диаметром 8-12 мм и разделывать под У-образный шов с углом разделки 60 ± 5°;
- перед заваркой трещин или наплавкой рабочих поверхностей деталь должна подогреваться до температуры 400 °С;
- рабочие поверхности должны наплавляться газовой электросваркой с присадкой бронзового прутка и применением флюса (50 % борной кислоты и 50 % буры по массе).
Статическую балансировку крыльчатки производят совместно с валом и шестерней рабочего колеса водяного насоса системы охлаждения наддувочного воздуха. При этом дисбаланс допускается соответственно 30 и 20 г-см. Уменьшают дисбаланс за счет снятия металла с торца приводной шестерни или с торцовой части крыльчатки, обращенной к приводной шестерни у насоса дизеля, и торцовой части, противоположной приводу у рабочего колеса водяного насоса системы охлаждения наддувочного воздуха.
Вал, имеющий выработку в местах посадки шарикоподшипников и уплотнений, восстанавливают хромированием или заменяют. Заварка трещин и наплавка вала насоса запрещается. Втулку сальника при наличии выработки наружной поверхности глубиной более 0,5 мм заменяют. Разрешается восстановление наружных поверхностей отражательной втулки и втулки сальника хромированием. Сальниковую набивку заменяют.
Зазор в сопряжении подшипников с корпусом восстанавливают нанесением на наружную обойму эластомера ГЭН-150(В) или аналогичного ему по свойствам. Шестерню заменяют при наличии изломов или трещин; отколов, располагающихся на расстоянии более 6 мм от торца зуба; предельного износа зубьев. Суммарная длина отдельных участков отпечатка прилегания зубьев должна быть не менее 75 % длины зуба. Смещение приводной шестерни по отношению к шестерне вала привода кулачкового вала допускается не более 2 мм.
⇐Водяная система | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Охлаждающие устройства⇒