Масляная система предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям дизеля с целью их смазки и охлаждения поршней. Все основные узлы и трубопроводы масляной системы, кроме фильтров тонкой очистки, трубопроводов к нему, заправочного и сливного трубопроводов, маслопрокачивающего насоса, установлены на дизель-геиераторе. В систему входят масляный насос, фильтр грубой очистки масла, два центробежных фильтра, два охладителя масла, два полнопоточных фильтра тонкой очистки и маслопро-качивающий иасос.
В дизеле применена принудительная система смазки под давлением. Масло охлаждается водой дизеля в двух охладителях масла 19 и 33 (рис. 65), навешенных на дизеле.
Масляный насос 11 засасывает масло из масляной ванны через маслозаборник 34 и по трубопроводу нагнетает его к двум полнопоточным фильтрам тонкой очистки /ид, соединенным параллельно. Затем масло поступает в охладители масла 19 и 33, фильтр грубой очистки 40 и далее в дизель. Часть масла поступает в центробежные фильтры 24 и 27, из которых сливается в картер дизеля.
Прокачка масла через дизель перед запуском осуществляется при включении электродвигателя привода маслопрокачивающего насоса 29. При этом масло из масляной ванны дизеля подается в двигатель через невозвратный клапан 31, теплообменники 19, 33 и фильтр грубой очистки 40. Для подогрева масла перед пуском необходимо перед включением маслопрокачивающего насоса открыть вентиль 15, при этом часть подогретого в теплообменнике 19 прокачиваемого масла сливается в картер дизеля.
Рис. 65. Схема внешней масляной системы: 1, 3-фильтры масла полнопоточиые; 2, 4-клапаны предохранительные; 5(1. 3)-датчик температурного реле; 6", 17, 20-, 36, 46-Грибок под манометр, 7-электротермометр; 8, 12, 30-гибкие соединения, 9-клапан предохранительный; 10--вентиль отбора проб масла, 11- насос масляный, 13-клапан, 14, 42- пробки слива.масла, 15, 41, 44- вентили; 16, 21- грибки под ртутный термометр, 18, 38- вентн ли Выпуска воздуха, 19,33- охладители масла, 22- дизель; 23, 28- клапаны запорные; 24,27- фильтры масла центробежные, 26-вентиль слива отстоя при продувке ресивера, 26- труба слива масла и топлива с полок блока,; 29- насос маслопрокачивающий, 31- клапан невозвратный; 32- заправочная горловина, 34-маслозаборник; 35-щуп контроля уровня масла; 37, 47-клапаны редукционные; 39, 45-заглушки; 40-фильтр грубой очистки масла; 43-манометр дистанционный; 48-гидроредуктор; 49-турбокомпрессор; 50-реле давления
Часть масла из системы дизеля отбирается через редукционный клапан 47 для работы и смазки гидроредуктора 48 привода вентилятора.
Под раму тепловоза на обе стороны выведена сливная (заправочная) труба с вентилями 41, 44 и заглушками 39, 45. Заправочная горловина 32 предназначена для заправки дизеля маслом из дизельного помещения. Замер уровня масла в ванне производится щупом 35. Температура масла на выходе из дизеля контролируется дистанционным электротермометром 7, указатель которого установлен в кабине машиниста.
Сигнализация «Дизель не прогрет» и «Перегрев масла» осуществляется датчиками 5(1), 5(2) термореле.
Снятие нагрузки с дизеля при достижении предельной температуры масла производится с помощью датчика 5(3) термореле.
Для автоматического контроля за давлением масла в системе и своевременным снятием нагрузки или остановки дизеля (при достижении предельных значений) предназначено реле давления 50.
На пульте в кабине машиниста установлен указатель дистанционного манометра 43, показывающего давление масла в масляной магистрали.
Маслопрокачивающий насос (рис. 66) шестеренчатого типа установлен на фланце электромотора и состоит из корпуса 2, задней крышки 1, передней крышки 7, ведущей 3 и ведомой 4 шестерен, кронштейна 11 и муфты, соединяющей вал электромотора с валом ведущей шестерни насоса.
Корпус 2 имеет две расточки, в которых размещены шестерни 3 и 4. К расточкам примыкают всасывающаяся нагнетательная полости насоса. Подшипниками служат втулки 5 и 5. Сальниковое уплотнение торцовое состоит из кольца упорного 8, пружины 9 сальника втулки упорной 12, пяты 14, подпятника 15, колец уплотнительных 13 и 16. Винт 10 контрит втулку упорную 12 на валу. На торцах втулок 5 и 5 имеются канавки для отвода масла из замкнутого пространства. Подпятник 15 контрится от проворачивания штифтом.
Насос имеет предохранительно-перепускной клапан, обеспечивающий полный перепуск масла при повышении давления в нагнетальном трубопроводе и состоящий из клапана 20, седла 19, пружины 21, крышки 23, винта регулировочного 25, шайбы 22 и колпачка 24.
Полнопоточный фильтр тонкой очистки масла (рис. 67) состоит из следующих основных частей: основания корпуса 5, корпусов 7 и фильтрующих элементов 4, 6 типа «Нарва-6». К основанию корпуса 5 шпильками крепятся корпуса 7. Уплотнение основания корпуса и корпусов осуществляется через резиновые кольца. В корпусах 7 ввернуты клапаны перепускные тарельчатого типа, предохраняющие фильтрующие элементы от разрушения при повышении перепада давления. Начало открытия перепускного клапана наступает при перепаде давлення масла 0,16-0,18 МПа (1,6-1,8 кгс/см2).
Нижние фильтрующие элементы устанавливаются на стакан 25. Между фильтрующими элементами устанавливается опора 21.
Фильтрующие элементы поджимаются через шайбу 14 пружиной 13. Пружина 13 упирается в шайбу 12, стопорящуюся кольцом 11.
Клапан перепускной состоит из корпуса 16, пружины 18, шайбы 19, стопорного кольца 20 и клапана 17.
Подвод и отвод масла осуществляются через отверстия в основании корпуса.
Выпуск воздуха из фильтра при заполнении его маслом и в процессе работы осуществляется через трубопровод 10, соединенный с картером дизеля. В болтах 9 выполнены дросселирующие отверстия.
Контроль наличия масла в фильтре перед разборкой осуществляется через пробку 3. Слив масла из фильтра осуществляется через пробку на подводящем трубопроводе.
Топливная система | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Водяная система