Водяная система дизеля (рис. 68) закрытого типа с принудительной циркуляцией воды имеет два самостоятельных контура охлаждения (горячий контур, холодный контур), каждый из которых имеет свой трубопровод, водяной насос, секции холодильника и общий вентилятор охлаждения.
Система предназначена для отвода тепла, выделяющегося при работе дизеля, для обогрева кабины машиниста и осуществления прогрева дизеля перед запуском от постороннего источника тепла.
Горячий (основной) контур предназначен для охлаждения выхлопных коллекторов, корпуса турбокомпрессора, втулок и крышек цилиндров дизеля. В холодное время года вода горячего контура используется для подогрева топлива в топливоподогре-вателе, обогрева кабины машиниста.
Водяным насосом 46, левым по ходу тепловоза, вода нагнетается в охлаждающие полости дизеля 42 и турбокомпрессор. Нагретая вода отводится от дизеля в секции 53 холодильника тепловоза и далее во всасывающую полость водяного насоса 46. В холодное время часть воды из водяной полости левого выхлопного коллектора дизеля отводится на обогрев в топливоподогреватель 29, калорифер 32, обогреватели пола кабины машиниста 34 и 65.
Холодный контур предназначен для отвода тепла от охладителя наддувочного воздуха и охладителей масла дизеля.
Водяным насосом 63, правым по ходу тепловоза, вода нагнетается в маслоохладитель 22 дизеля, секции 3 холодильника. Охлажденная вода далее прокачивается через маслоохладитель 59, холодильник наддувочного воздуха 64 и поступает во всасывающий патрубок водяного насоса 63.
Контроль температуры воды дизеля осуществляется дистанционным термометром 51, измеритель которого установлен в горячем контуре на выходе воды из дизеля, а указатель - на пульте кабины машиниста. На трубопроводе выхода воды из дизеля (горячий контур) и входа воды в маслоохладитель (холодный контур) установлены датчики реле температуры 58 и 60, которые подают сигнал на открытие жалюзи холодильника и на снятие нагрузки с дизеля (при превышении максимально допустимой температуры воды).
Терморегуляторы 66 (в горячем и холодном контурах) автоматически управляют частотой вращения вентилятора холодильника, поддерживая температуру воды в оптимальных пределах.
Для контроля температуры воды в холодном контуре перед входом в маслоохладитель установлен измеритель дистанционного термометра 4, а указатель - на пульте в кабине машиниста.
Для периодических замеров температуры воды в горячем и холодном контурах установлены грибки под ртутные термометры. Для периодических замеров давления воды в системе установлены грибки под манометры и грибки под мановакуум-метры.
Отвод пара и воздуха осуществляется с помощью паровоздушных трубок в расширительный бак 12, который соединен подпиточными трубами с всасывающими патрубками водяных насосов 46 и 63.
Водомерное стекло 13 предназначено для контроля уровня воды в расширительном баке. На боковой поверхности бака нанесены две черты с надписями В.У.- верхний уровень воды и Н.У.- нижний уровень воды. Уровень воды в баке должен находиться между этими отметками. Заливная горловина 9, расположенная в верхней части бака, закрывается крышкой, в которой вмонтирован паровоздушный клапан 8. Для сообщения бака с атмосферой при заправке снизу тепловоза нли перед снятием крышки с паровоздушным клапаном 8 имеется вестовая труба с краном 6.
Положение вентилей, краников и соединительных головок при работе дизеля, включении обогрева, прогреве топлива, прогреве дизеля от внешнего источника, при заполнении системы водой и сливе воды из системы указано в таблице на рисунке.
На подпиточных и паровоздушных трубах установлены вентили 11, 18, 19 и краник 7 с целью отсоединения водяного бака от системы при опрессовке водяных полостей дизеля.
Рис 69. Бак водяной расширительный: 1- паровоздушный клапан; 2- датчик-реле уровня, 3- бак водяной, 4-труба 13-гайка нажимная; 14-кольцо уплотннтельное; 15. 32-кольца; 16-шланг, уровня воды; 5-кран; в-труба; 7-головка соединительная, 8-залнвиая гор- 17, 19. 20. 22. 25, 27-резьбовые соединения; 18, 21, 26. 28, 31-прокладки, 23- ловниа, 9-угольник, 10-стекло водомерное, 11- кран нижний, 12-воронка, упор; 24-скоба, 29-обечайка; 30, 33-уплотнения, 34-насос водяной системы «Родник», 35-краиик водопускной
Расширительный бак (рис. 69) предназначен для компенсации объемного расширения воды при нагревании, пополнения системы водой, сбора пара и создания напора на всасывании водяных насосов.
Бак 3 сварной из листовой стали емкбстью 200 л. Объем йоды между метками верхнего и нижнего уровней -95 л. Объем, соответствующий верхнему уровню, 160 л. Внутренняя полость бака разделена двумя перегородками. Подпиточны-ми трубами бак соединен со всасывающими магистралями каждого водяного иасоса дизеля. Заливная горловина 8 бака закрыта крышкой с встроенным паровоздушным клапаном /. На передней стенке установлено водомерное стекло, а также датчик-реле 2 уровня, сигнализирующий о снижении уровня воды ниже допустимого предела. Для предотвращения переполнения бака водой при заполнении его через горловину имеется труба с краном 5. Прн закрытом кране по трубе 4 осуществляется пополнение бака водой ручным насосом «Родник» 34 через соединительную головку 7. При работе тепловоза кран 5 должен быть закрыт. Под краник водомерного стекла 10 установлена воронка 12 с трубкой, вваренной в трубу 6 ниже крана 5. Уплотнение водомерного стекла в кране 11 осуществляется резиновым кольцом. Крепление бака осуществляется упором 23 и резьбовыми соединениями 19, 20, 22.
Уплотнение заливочной горловины в месте прохода через крышку кузова осуществляется кольцевой прокладкой 31.
Клапан паровоздушный (рис. 70) предназначен для выравнивания давления в водяном баке, обеспечивая выпуск пара из бака при повышении давления в нем до 0,05-0,075 МПа (0,5-0,75 кгс/см2) и впуск
Рис. 70. Клапан паровоздушный: 1- корпус клапана, 2-колпак; 3-прокладка большая. 4-кольцо прижимное; 5-грибок, б-тарелка верхняя; 7, 10-прокладки малые; в-шток; 9-пружина обратного действия; 11- тарелка нижняя; 12- втулка; 13-изолятор; 14-пружина прямого действия; /5-шайба нижняя; 16-шайба контровочная, 17-гайка; 18-шайба опорная
Рнс 71. Датчик-реле уровня воды: 1, 5-кольца уплотннтельные, 2-винт стопорный; 3-микропереключатель, 4, 14-крышки, 6-болт регулировочный, 7-кронштейн, 8-корпус, 9-фланец; 10-рычаг; 11-сильной, 12-поплавок; 13, 17- прокладки, 15-кольцо пружинное, 16-штепсельный разъем; 18-вннт заземления
воздуха в бак при разрежении в нем 0,004-0,008 МПа (0,04-0,08 кгс/ см2).
При повышении давления в баке грибок 5 поднимается, преодолевая усилие пружины 14, и пар выходит в атмосферу через отверстия в колпаке 2. При возникновении разрежения в баке атмосферный воздух, преодолевая усилие затяжки пружины обратного действия 9, отжимает резиновую прокладку 7 вместе с тарелкой 6 от посадочных мест вокруг отверстий грибка 5 и входит в бак через эти отверстия.
Корпус 1 клапана чугунный литой является одновременно крышкой заливочной горловины водяного бака. Колпак 2 пластмассовый, изоляторы 13- эбонитовые, а остальные детали -латунные. Это вызвано тем, что они работают в среде насыщенного пара. Изоляторы 13 предотвращают возникновение электролитической коррозии между пружиной прямого действия 14 и корпусом 1 или гайкой штока 8.
Регулировки давления клапана осуществляются гайками 17, которые стопорятся шайбами 16. После регулировки торцы штока 8 и гаек 17 закрашивают красной эмалью ПФ-115.
Датчик-реле уровня воды (рис. 71) типа ДРУ-1 устанавливается в расширительном баке водяной системы тепловоза для контроля нижнего допустимого уровня воды в баке и выдачи сигнала на пульт управления о понижении уровня воды ниже допустимого. Принцип его работы основан на изменении положения поплавка 12 под воздействием выталкивающей силы воды. Поплавок при своем перемещении рычагом 10 воздействует иа микропереключатель 3, включенный в электрическую цепь сигнализации. Сильфон /7 служит разделителем между водой в баке и окружающей средой.
Прибор оборудован стопорным устройством, которое имеет два фиксированных положения: для транспортирования - Г и для эксплуатации - Э. Изменение положений производят поворотом винта 2 на 180°. При этом винт перемещают относительно корпуса 8, поджимая (или освобождая) рычаг 10 поплавка 12 к кронштейну 7 На головке винта нанесена точка, по положению которой относительно букв Т и Э определяют фиксированное положение стопорного устройства.
Настройку прибора на срабатывание производят болтом 6, ввернутым в рычаг 10.
На двух приливах корпуса размещены штепсельный разъем 16 и детали стопорного устройства. К фланцу 9 приварен разделительный сильфон 11. Корпус закрывается крышками 4 и 14. Уплотнение корпуса с крышками 4, 14 и фланцем 9 произведено прокладкой 13 и уплот-нительными кольцами 1, 5. Колодка разъема уплотнена прокладкой 17. Винт 18 для заземления на тепловозе не используется.
Масленая система | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Система централизованного воздухоснабжения (ЦВС)