Пуск дизеля I секции (ведущей) осуществляется при помощи стартер-генератора (СГ), работающего в режиме двигателя последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи. Для пуска необходимо: включить рубильник аккумуляторной батареи (ВкБ); контроллер машиниста установить на нулевую позицию; вывести из зацепления червячный механизм валоповоротного устройства. При этом контакт блокировки валоповоротного устройства БВУ в цепи между проводами 69.1 и 71.1 (зона 4А) замкнется; включить автоматический выключатель Вк47 «.Управление общее» (зона ЗВ). При включении Вк47 получают питание четыре реле управления общего 1РУ0...4РУО по цепи: «плюс» аккумуляторной батареи (БА) (зона 4В), провод 13.3, ВкБ, 11.1, предохранитель ПРЗ, 9.4, шунт амперметра, контролирующего зарядку Б А (ШЗБ), 7.4, сопротивление зарядки Б А (СЗБ), 5.3, 5.4, зажим К.5, 5.15 (зона 6В), п.5, 5.12, ВкАИ; перемычки на ВкАЮ, ВкА9, ВкА20, ВкАб (зона 4А) ВкА4, ВкАЗ, ВкА7 (зона ЗВ), 133.1, п. 133, 133.2, К.133 и далее для 1РУО: К.133, 133.6, катушка 1РУО, 135.6, К. 135, 135.4, IV. 14, 135.5, ПРС (I с), 2.32, п.2 (зоныЗВ-4В), (2.6)ХЗ, К.2, (2.5)Х ХЗ, ВкБ, 4.3, «минус» Б А; для 2РУО... ...4РУО: К.133, 133.8, УІІ.9, 133.7, перемычки на катушки 2РУ0...4РУО, катушки 2РУ0...4РУО, общая минусовая перемычка, 135.1, IX.18, 135.2, К. 135, далее до зажима К.2 цепь повторяется, как и для 1РУО; тумблер переключения приборов (ПП) установить в положение I секции. Тумблер ПП включает два реле переключения секций 2РПС...ЗРПС, которые обеспечивают контроль работы силовой установки I или II секции локомотива (при работе по системе двух единиц) по указателям I (ведущей) секции. Цепь включения 2РПС...ЗРПС следующая: К5, 5.12, ВкАП, перемычки на ВкАЮ, ВкА9, ВкА20 «Приборы», ВкА20, 501.6, IV.16, 501.5, К.501, 501.2, 1X29, 501 1, з.к. 4РУО, 503.1, ІХ.30, 503.2, К.503, 503.5, IV.11', 503.6, ПП(1 с), 505.6, IV.18, 505.5, К.505, 505.2, ІХ.31, 505.1, катушки 2РПС...ЗРПС, общий «минус» в блоке реле: 2 7 (зона ЗА), VI.1, 2 8, К.2; включить ВкА4 «Дизель 1с» включить ВкАЗ «Топливный насос 1 секции». При этом получает питание топливоподкачивающий насос по цепи: К-5, 5.12, ВкАП, перемычки на ВкАЮ, ВкА9, ВкА20, ВкАб, ВкА4, ВкАЗ, 47 1, 11.8, 47.2, К.47, 47.5, электродвигатель привода топливного насоса (ЭТИ), 2.25, 1К.2. Электродвигатель приводит в действие топливный насос, который должен работать в течение всего времени работы дизеля, т. е. после пуска ВкАЗ оставаться включенным; включить тумблер - переключатель «Пуск - прокачка» (ПЗП) в положение «Пуск» на 2-3 с и отпустить. При этом получает питание контактор включения масляного насоса по цепи: ВкАб (4А), 127.6,
II. 15, 127.3, К.127, 127.2, з.к.1РУО, 101.2, К.Ю1, 101.1, контакт А.б контроллера машиниста (КМ), контакт КМ, замкнутый в нулевом положении контроллера, разъем АЛ,
III. 1, IV.8, 111.6, ПРС (I с), 119.11, контакт ПЗП, замкнутый при установке в положение «Пуск» на 2-3 с, 87.6, 11 11, 87.5, К.87, 87.2, IX.10, 87.1, з.к. 2РПС, 85.1, IX.8, 85.2, К.85, 85.5, Х.14, 85.4, р.к.РУЗ, р.к. РУ4, диод ДЗ, р.к. РУ1, контакт A3 разъема реле времени РВ1, р. к. РВ1 с выдержкой времени 12 с, контакт A4 РВ1, контакт A4 РВ2, р. к. РВ2 с выдержкой времени 2 с, контакт A3 РВ2, 99.8, XI.5, катушка КМН, минусовая перемычка на контактор аварийного возбуждения К AB, РУЮ, 2.33, К.2. Параллельно катушке КМН включается промежуточное реле РУ22. Контактор КМН включается и становится на самопитание по цепи: ВкАб, 11.15, 127.3, К.127, 127.2, з. к. 1РУО, 101.2, К.Ю1, 101.1, контакт А6 контроллера машиниста (КМ), контакт КМ, замкнутый в нулевом положении контроллера, контакт AI, 111.1, IV.8, 111.6, ПРС (I с), 119.13, IV.13, 119.5, К.П9, 119.10, з. к. КМН, 67.7, XI.4, 67.8, з. к. РУ22, р. к. РУ4, диод Д2, 75.4, Х.12, 75.5, К.75, 75.2, 11.10, 75.1, контакт ПЗП, замкнутый в положении «О- Пуск», 87 6,11.11, 87.5, К.87, далее - как описано выше. Времени 2 с достаточно для включения КМН и установки его на самопитание. Тумблер-переключатель ПЗП - с самовозвратом из положения «Пуск».
Последующее отключение ПЗП не приводит к отключению КМН.
КМН включает электрический двигатель привода масляного насоса (ЭМН) по цепи: «плюс» БА, 13.3, ВкБ, 11.1, ПРЗ, (9.5)ХЗ, з. к. КМН, (45X1 )ХЗ, К.45, (45.2)ХЗ, п.45 (45.3)ХЗ, ЭМН, (2.16)ХЗ, п.2, (2.6)ХЗ, ВкБ, «минус» БА
Маслопрокачивающий насос начинает создавать давление в системе дизеля, и при достижении его 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) замыкаются контакты реле давления масла ДДМЗ (зона 4А) в цепи проводов 79.1 и 107.1. Этот контакт включает реле времени РВЗ. Таким образом, отсчет времени предварительной прокачки маслом дизеля (60 с) начинается с момента достижения давления масла в главной магистрали дизеля величины 0,02 МПа (0,2 кгс/см2). Через 60 с прокачки з. к. РВЗ включают пусковой контактор дизеля КД1 по цепи: К. 119, 119.10, з. к КМН, 67.7, ХІ.4, 67.8, з.к.РУ22, два р.к РУ4, контакт А1РВЗ, з. к. РВЗ с выдержкой времени 60 с, контакт А2РВЗ, 69.4, Х.9, 69.5, К.69, 69.1, зажим Д.25 дизеля, БВУ, зажим Д.22 дизеля, 71.1, К.71, 71.2, катушка КД1, минусовая перемычка на контакторе КВГ (зона 5В), 2.40, К.2. Одновременно с контактором КД1 включаются: блок-магнит дизеля БМ (МР6) по цепи: К.53, 53.13, з. к. КД1, 61.3, К.61, 61.5, Х.6, 61.4, р. к. РУ1, 65 4, Х.8, 65.5, К.65, 65 1, зажим Д. 13 дизеля, катушка БМ (МР6), зажим Д.23 дизеля, 2.26, 1К.2; вентиль ускорения пуска ВУЗ (зона 4А) по цепи: после БВУ, зажим Д.22 дизеля, катушка ВУЗ, зажим Д.24 дизеля, перемычка на зажим Д.23 дизеля, 2.26, 1К.2; реле РУ27 и РУ28, которые обеспечивают включение реле времени РВ1, контролирующего длительность пуска дизеля. Одновременно РВ1 обеспечивает включение регулятора напряжения стартер-генератора через 12 с с момента начала пуска. РУ27 и РУ28 включаются по цепи: К.71, 71.5, Х.10, 71.4, диоды Д44 и Д8, катушки РУ27 и РУ28, 2.18, XI. 1, 2.17, перемычка на КМН, перемычка КАВ, перемычка на РУ10, 2.33, К.2. Реле РУ27 и РУ28, включившись, становятся на самопитание по цепи: К.П9, 119.1, ХІІІ.6, 119.2, р. к. 1КРН2, 125.2, XI 1.7, 125.1, К. 125, 125.5, Х.19, 125.4, з. к. РУ27, катушки РУ27 и РУ28, «минус» в блоке пуска дизеля. Реле РВ1 получает питание по цепи: К.119, 119.1, ХІІІ.6, 119.2, р.к. 1КРН2, 125.2, ХИЛ, 125.1, К.125, 125.5, Х.19, 125.4, з. к.РУ27, контакт Б2РВ1, катушка РВ1, контакт Б1 РВ1, «минус» в блоке пуска дизеля; реле времени контроля непрово-рота коленчатого вала дизеля РВ2 по цепи: К.119, 119.10, з. к. КМН, 67.7, ХІ.4, 67.8, з. к. РУ27, р. к. промежуточного реле РП, контакт Б2 РВ2, катушка РВ2, контакт Б1 РВ2,' минусовая перемычка.
Рис 87. Изменение момента на валу стартер-генератора. 1- прямой пуск, 2-двухступенчатый пуск
Стартер-генератор, получив питание от аккумуляторной батареи через з. к. КД1, начинает проворот коленчатого вала дизеля. При этом в цепь якоря включено добавочное сопротивление СП Д.
Начиная с тепловоза ТЭМ7 № 0013* электрической схемой предусмотрен двухступенчатый пуск дизеля, обеспечивающий снижение динамического момента на коленчатом валу дизеля (рис. 87). С этой целью в схему дополнительно введены: пусковой контактор КД2; реле времени РВ8; сопротивление пуска дизеля СП Д.
Реле времени РВ8 получает питаниe одновременно с контактором КМН по цепи: К.119, 119.10, з.к. КМН, 67.7, ХІ.4, 67.8, р. к. РУ27, 63.4, Х.7, 63.5, К63, 63.1, XII.4, 63.2, катушка РВ8 и далее на «минус». Контакт РВ8 в цепи контактора КД2 размыкается. После включения контактора КД1 р.к. реле РУ27 отключает реле РВ8, но его контакт в цепи КД2 замыкается с выдержкой времени 1 с. Таким образом, контактор КД2 включается с задержкой на 1 с по отношению к контактору КД1. З.к. контактора КД2 шунтирует СПД в цепи якоря стартер-генератора.
Ранее выпущенные тепловозы модернизированы
В дальнейшем возможны три варианта работы электрической схемы в зависимости от характера протекания пуска дизеля: дизель пускается нормально; коленчатый вал дизеля не проворачивается; дизель не пускается за 12 с.
Все режимы пуска происходят под контролем блока пуска дизеля и реле времени РВ1, РВ2 и РВЗ.
Дизель пускается нормально. После предварительной прокачки маслом дизеля в течение 60 с реле РВЗ включило контакторы КД1 и КД2, которые включили стартер-генератор. Коленчатый вал дизеля начинает вращаться и одновременно вращает якорь возбудителя. Блокировочный контакт контактора КД1, включенный между проводами 715.4 и 53.13, включает временное возбуждение по цепи: К.53, 53.13 (зона 4А), з.к. КД1 (зона 12В), 715.4, зажим КАВ, 715.5, 715.3, зажим 1 резистора R60, R60, зажим 2 R60, 717.1, шунт Ш2, 719.2, К.719, 719.1, зажим VI возбудителя, якорь возбудителя, зажим V2 возбудителя, 2.81, К.2. Одновременно с включением КД1 и КД2 блок БПД получает питание с зажима К.53. Напряжение с зажимов С1 и С2 возбудителя подается на схему контроля пуска в БПД по двум цепям: первая цепь - зажим С1 возбудителя, 721.1, ПРИ, 723.3, зажим НІ ТТ, 723.1, зажим 1 трансформатора 1ТР, 723.7, XI. 19 (зона 4А), 723.8, з.к. РУ27, минусовая шина схемы контроля, соединенная с «минусом» схемы управления тепловозом; вторая цепь, зажим С2 возбудителя 733.3, зажим ~2 в управляемом выпрямителе УВВ, 733.2, XII.31, 733.1, зажим 2 трансформатора 1ТР, 733.7, Л7/.20 (зона 4А), 733.8, з.к. РУ27, диоды Д1 и Д42 и далее на схему контроля пуска.
Когда величина напряжения на входе схемы контроля пуска достигнет 2,2-2,3 В, величина выпрямленного напряжения после диодов Д1 и Д42 будет достаточная дЛя открытия тиристора ВУ1. Через открывшийся тиристор ВУ1 и последовательно включенную ему катушку реле РП потечет ток, который приведет к срабатыванию реле РП. Цепь включения реле РП: «плюс» с зажима К-53, 53.13 з.к. КД1, 61.3, К.61, 61.5, Х.6, 61.4, р. к. РУ1, з. к. РУ28, катушка реле РП, тиристор ВУ1, «минус» в БПД. Реле переключит свои контакты: цепь на управляющий электрод ВУ1 отключится и соберется цепь подачи сигнала на управляющий электрод тиристора ВУ2 через стабилитрон СТ. Снятие напряжения с управляющего электрода ВУ1 не приведет к закрытию тиристора, так как для его закрытия необходимо снять питание с клеммы К-61. По мере увеличения частоты вращения якоря возбудителя напряжение, снимаемое с его зажимов, возрастает, и когда оно достигнет величины (32±1)В, падение напряжения на резисторе Я5 достигнет величины, достаточной для пробоя стабилитрона СТ, и тем самым тиристор ВУ2 откроется. Напряжение на зажимах возбудителя достигнет величины 32 В только в том случае, когда дизель «подхватит», т. е. появятся вспышки в цилиндрах, что говорит о том, что дизель запустился и частота вращения начинает резко увеличиваться. Это приводит к увеличению частоты вращения возбудителя и, как следствие этого, увеличению его напряжения.
После открытия ВУ2 включаются промежуточные реле РУ2 и РУЗ по цепи: ВкА4, 53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.12, зажим Д20 дизеля, з.к. реле давления масла ДДМ4 на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) (к моменту окончания пуска это давление будет достигнуто), зажим Д.26 дизеля, 61.1, К.61, 61.5, Х.6, 61.4 р.к. РУ1, катушки РУ2 и РУЗ, тиристор ВУ2, «минус» в БПД. Реле РУ2 и РУЗ включаются и становятся на самопитание по «минусу» через з.к. РУ2. Реле РУЗ своим р.к. РУЗ в цепи между проводами 85.4 и 99.8 (79.4) отключает КМН и РВЗ. Одновременно с отключением КМН и РВЗ включается РУ4 з.к. РУЗ, находящимся между проводом 127.4 и катушкой РУ4. З.к. реле РВЗ в цепи между проводами 67.8 и 69.4 отключает вентиль ускорения пуска ВУЗ, контакторы КД1 и КД2, БПД, реле времени РВ1, РВ2, РВЗ. Блок-магнит дизеля остается включенным по цепи: ВкА4, 53.1, 11.9, 53.2, К.53, 53.12, зажим Д.20 дизеля, з.к. ДДМ4, зажим Д.26 дизеля, 61.1, К.61, 61.5, Х.6, 61.4, р.к.РУ1, 65.4, Х.8, 65.5, К.65, 65.1, зажим Д. 13 дизеляу катушка БМ (МР6), зажим Д.28 дизеля, 2.26, 1К-2. З.к. РУЗ включают вентиль отключения топливных насосов BOTH по цепи: ВкАб, 127.6, 11.15, 127.3, К.127, 127.2, з.к. 1РУО, 101.2, К. 101, 101.1, А6, контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции, А1, 111.1, IV.8, 111.6, контакт ПРС, 119.13, IV. 13, 119.5, К. 119, 119.8, VII.8, 119.7, з.к. 2РУО, р.к. РУ20,105.7, VII.7, 105.8, КЛ05, 105.5, X.I6, 105.4, з.к. РУЗ, 123.4, Х.18, 123.5, К 123, 123.1, зажим Д.21 дизеля, катушка BOTH, зажим Д.23 дизеля, 2.26, 1К.2. Таким образом, сразу после пуска дизеля включается BOTH и отключает шесть цилиндров дизеля, что исключает осоляривание масла дизеля и обеспечивает экономию топлива. З.к. РУ2, включенные между проводами 53.15 и 57.4, подготавливает включение контакторов ҐКРН1 и 1КРН2 регулятора напряжения РН. КРН включается з.к. реле времени РВ1 через 12 с после начала пуска дизеля. Цепь включения КРН: ВкА4, 53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.5, Х.З, 53.15, з.к. РУ2, 57.4, ХА, 57.5, К.57. Далее могут быть две цепи в зависимости от состояния схемы включения компрессора (см. описание работы схемы управления компрессором): 1 цепь: 57.1, Х11.3, р.к. Р89, 139.2, XI 1.9, 139.1, К. 139; II цепь: 57.8, VI 1.6, 57.7, з.к. РРВ10, 139.7, VII. 10, 139.8, К. 139.
Далее цепь общая: 139.5, Х.22, 139.4, контакт А1 реле времени РВ1, з.к. РВ1 с выдержкой 12 с, контакт А2 реле времени РВ1, 137.4, Х.21, 137.5, К. 137, 137.1, XII,8, 137.2, катушка 1КРН1 и далее на «минус». Силовой контакт 1КРН1 в цепи между проводами 42.1 и 44.1 (зона 4В) подключает обмотку возбуждения стартер-генератора к регулятору напряжения РН. Блокировочный контакт 1КРН1 включает контактор, подающий питание на регулятор напряжения. Цепь питания: з.к. РРВ10, р.к. РЗН, 141.3, VIII.2, 141.1, XII. 10, 141.2, з.к. 1КРН1, 147.6, катушка контактора 1КРН2 и далее на «минус». Р.к. 1КРН2 в цепи между проводами 119.2, и 125.2 (зона-М) выключает реле РВ1, РУ27 и РУ28.
Состояние электрических аппаратов после пуска дизеля указано в табл. 1.
Непроворот коленчатого вала дизеля. В случае непроворота коленчатого вала дизеля возбудитель не будет вращаться и, несмотря на подачу временного возбуждения, на БПД не будет поступать переменное напряжение. При отсутствии напряжения на БПД тиристор ВУ1 не включится и реле РП останется отключенным. Реле времени РВ2 получает питание одновременно с включением КД1, РУ27 и РУ28 по цепи: К. 119, 119.10, з.к. КМН, 67.7, Х1А 67.8, з.к. РУ27, р.к. РП, контакт Б2 РВ2, катушка РВ2, контакт Б1 РВ2, 2.18, XI.1, 2.17, «минус» на КМН, «минус» КАВ, перемычка на КАВ- РУ10, 2.33, К.2. Так как в промежутке времени от нуля до 2 с р.к. реле РП не отключит РВ2, то через 2 с реле РВ2 включится и его
Таблица 1
Примечание « + :» - включено, «-> - выключено р.к. в цепи между р.к. РВ1 и проводом 99.8 (зона 4А) отключит КМН, и цепи пуска вернутся в исходное состояние.
Затяжной пуск дизеля. Максимальная продолжительность пуска дизеля составляет 12 с и контролируется реле времени РВ1. При более длительном пуске стартер-генератор может выйти из строя. Если в течение 12 с прокрутки коленчатого вала дизель не пустится, то напряжение на зажимах вспомогательного генератора не достигнет величины 32 В и тиристор ВУ2 не откроется. Реле РУ2 и РУЗ остаются в отключенном состоянии. По истечении 12 с срабатывает РВ1 своим р.к. в цепи между диодом ДЗ, р.к. РВ2 отключит КМН и цепи вернутся в исходное состояние.
Управление частотой вращения дизеля осуществляется контроллером машиниста посредством штурвала или кнопки, электропневматическими вентилями и пневмоцилинд-рами с вспомогательного пульта. При повороте контроллера в зависимости от позиции получают питание тяговые электромагниты регулятора дизеля ІВРД(МРІ), 2ВРД (МР2), ЗВРД(МРЗ). В зависимости от комбинации включения этих электромагнитов (1-я позиция - все выключены, 2-я позиция - включен 1ВРД, 3-я позиция - включен 2ВРД и т. д.) получается 8 тяговых и 1 нулевая позиция и соответственно 8 различных положений регулятора дизеля, который управляет подачей топлива. Цепи включения электромагнитов 1ВРД-ЗВРД аналогичны: автоматический выключатель ВкА7 «Управление общее» (зона ЗВ), 133.1, п. 133, 133.2, К. 133, 133.6, з.к. 1РУО, 143.2, К. 143,143.1, контакт А. 14 контроллера, перемычка в контроллере, контакт контроллера, замкнутый на четных позициях (для 1ВРД), контакт А5 контроллера,
213.1, К.213, 213.2, зажим Д.8 дизеля, катушка электромагнита 1ВРД, зажим Д.23 дизеля (общий «минус»), 2.26, К.2.
Управление частотой вращения дизеля с вспомогательного пульта осуществляется кнопками К9, К10, КП (зона 6А). При нажатии на кнопку К9 «Больше» включается вентиль контроллера ВкБ по цепи: ВкА7 «Управление общее», 133.1, п.133, 133.4, контакт 6ВП, 133.5, перемычка на кнопках КАД2-КЭТ-К9 (зона ЗВ-6А), кнопка К9, 311.5, контакт 9ВП, 311.4, п.ЗП, 311.2, К311,311.3, катушка электропневматического вентиля ВКБ. Вентиль пропустит воздух в пневмоцилиндр, который переведет главный вал контроллера в положение, соответствующее 1-й позиции.
Для снижения частоты вращения дизеля необходимо включить кнопку КЮ «Меньше» или КП «Быстрый сброс». При этом контроллер переходит на более низкую или нулевую позицию. Разовое включение кнопки К9 или КЮ приводит к набору или сбросу контроллера на одну позицию. Включение кнопки КП переводит контроллер с любой позиции на нулевую без задержки на промежуточных позициях. Для нормальной работы контроллера кнопки К9 и КЮ должны включаться с интервалом 2-3 с.
Остановка дизеля осуществляется переводом контроллера машиниста на нулевую позицию и отключением автоматических выключателей ВкА4 «Дизель I с» и ВкА5 «Топливный насос I с» (зоны 4А, 4В). При этом включается блок-магнит дизеля БМ и прекращается подача топлива.
Аварийная остановка дизеля осуществляется кнопками КАД1 на основном пульте, КАД2- на вспомогательном пульте или КАДЗ- на дизеле.
При нажатии на одну из кнопок получает питание электропневматический вентиль аварийной остановки дизеля ВЭПД по цепи: автоматический выключатель ВкА7 «Управление общее» (зона ЗА), 133.10, кнопка КАД1, 131.1, п.131 или: 133.1, п. 133, 133.4, контакт 6 разъема вспомогательного пульта, 133.5, кнопка КАД2, 131.5, контакт 5 разъема ВП, 131.6, п.131. Далее цепь общая: 131.2, К. 131, 131.9, зажим Д7 дизеля, катушка электропневматического вентиля ВЭПД, Д.24, Д.23, 2.26, 1К.2. При нажатии кнопки КАДЗ, установленной на дизеле, электропневматический вентиль получает питание по цепи: включенный автоматический выключатель ВкА4 «Дизель I с», 53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.12, зажим Д.20 дизеля, зажимы Д.2 дизеля, 53.18, КАДЗ, 131.10 зажим Д.7 дизеля, ВЭПД, Д.24, Д.23, 2.26, 1К.2.
Электропневматический вентиль пропускает воздух под механизм управления. При срабатывании механизма управления захлопка исключает возможность подачи топлива к цилиндрам дизеля, и дизель останавливается. Кроме дистанционного управления аварийной остановкой, на дизеле имеется рукоятка ручного управления.
Прокачка масла дизеля. Электрической схемой тепловоза предусмотрены следующие режимы прокачки масла дизеля; ручная прокачка - осуществляется по необходимости машинистом при помощи тумблера ПЗП; автоматическая прокачка масла перед пуском дизеля. Описание ее работы приведено в разделе «Пуск дизеля» автоматическая прокачка масла после остановки дизеля.
Ручная прокачка масла обеспечивается включением ПЗП «Пуск - прокачка» (зона 4А) в положение «Прокачка». При этом переключатель приборов ПП (зона 5А) должен быть включен в положение 1 с. При этом получает питание контактор КМН по цепи: автоматический выключатель ВкАб «Подготовка пуска», 127.6, 11.15, 127.3, К. 127, 127.2, з.к. 1РУО, 101.2, К.Ю1, 101.1, контакт А.6 контроллера, контакт контроллера, замкнутый в нулевом положении, контакт АЛ контроллера, ULI, IV.8, 111.6, ПРС (1с), 119.11, контакт ПЗП, замкнутый в положение «Прокачка», 95.6, 11.12, 95.5, К.95, 95.2, IX.11, 95.1, з.к. 2РПС, 97.1, IX.12, 97.2, К.97, 97.5, Х.15, 97.4, р.к. РУ2, р.к. РУ1, АЗРВ1, р.к. РВ1 с выдержкой времени 12 с, А4РВ1, А4РВ2, р.к. РВ2 с выдержкой времени 2 с, АЗРВ2, 99.8, XI.5, 99,7, КМН, минусовая перемычка. Контактор КМН включает двигатель маслопрокачивающего насоса, который обеспечивает прокачку масла по дизелю.
Для окончания прокачки необходимо выключить тумблер-переключатель ПЗП.
Включение автоматической прокачки масла после остановки дизеля подготавливается контактами реле РУ4, которое «запоминает» запущенное состояние дизеля. Реле РУ4 включает з.к. РУЗ по цепи: автоматический выключатель ВкАб «Подготовка пуска», 127.6, 11.15, 127.3, К. 127, 127.5, Х.20, 127.4, з.к. РУЗ, контакт A3 РВЗ, р.к. РВЗ с выдержкой 60 с, контакт A4 РВЗ, диод Д5, катушка РУ4 и далее «минус» в блоке промежуточных реле. Реле РУ4 включается и становится на самопитание.
Пока работает дизель, реле РУ4 получает питание по вышеуказанной цепи через параллельно включенные з. к. РУЗ и РУ4. Одновременно з.к. РУ4 подготавливают цепи питания контактора КМН и реле времени РВЗ с выдержкой 60 с.
При остановке дизеля отключаются реле РУ2 и РУЗ. Р.к. РУЗ включает реле времени РВЗ: ВкАб, 127.6, 11.15, 127.3, КЛ27, 127.5, Х.20, 127.4, з.к. РУ4, р.к. РУЗ, з. к. РУ4, контакт Б2 РВЗ, РВЗ, контакт Ы РВЗ, 2.18, «минус». Одновременно включается РУ22, которое срабатывает и включает КМН по цепи: КЛ27, 127.5, Х.20,127.4, з.к.РУ4, контакт A3 РВЗ, р.к. РВЗ с выдержкой 60 с, контакт А4РВЗ, з.к. РУ22, р.к. РУ2, диод Д4, р.к. РУ1, АЗРВ1, р.к. РВ1 (12 с), А4РВ1, А4РВ2, р.к. РВ2 (2 с), АЗРВ2, 99.8, XI.5, 99.7, катушка КМН и далее на «минус». Контактор включает электродвигатель привода маслопрокачивающего насоса. Через 60 с р.к. РВЗ с выдержкой времени разрывает цепь питания реле РУ4 и контактора КМН. Прокачка масла прекращается. Одновременно з.к. РУ4 между проводами 79.4 и 107.4 разрывает цепь реле РВЗ.
Вся схема возвращается в исходное положение и готова к следующему пуску дизеля.
Следует отметить, что при остановке дизеля, когда срабатывает защита, включающая реле РУ1, автоматическая прокачка масла дизеля не происходит. Она исключается контактом реле РУ1 в цепи между диодами ДЗ и р.к. РВ1 (цепь включения КМН).
Защита дизеля. Срабатывание защиты дизеля приводит к его остановке за счет отключения блок-магнита или непосредственно контактом реле давления ДДМ4 или контактом реле РУ1.
При понижении давления масла на входе в лоток ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) срабатывает датчик ДДМ4, который обрывает цепь питания реле РУ2, РУЗ, блок-магнита БМ, и дизель останавливается.
При повышении давления газа в картере дизеля выше 60 мм. вод. ст. срабатывает дифманометр, установленный на дизеле, замыкается контакт К ДМ и получает питание промежуточное реле РУ1 по цепи: автоматический выключатель ВкА4 «Дизель 1 с», 53.1, II.9, 53.2, К-53, 53.12, зажим Д.20 дизеля, зажим Д.2 дизеля, контакт КДМ, зажим Д1 дизеля, 59.1, К.59, 59.5, Х.5, 59.4, катушка реле РУ1 и далее «минус» в блоке пуска дизеля. Реле РУ1 включается и становится на самопитание по цепи: К-53, 53.5, Х.З, 53.15, з.к. РУ1, катушка реле РУ1. Реле РУ1 своим р.к. в цепи между проводами 61.4 и 65.4 отключает реле РУ2, РУЗ, БМ, и дизель останавливается.
При понижении уровня воды ниже допустимого срабатывает реле уровня воды РУВ. Контакт РУВ, как и контакт КДМ, находится в цепи РУ1 и включен параллельно контакту КДМ. В случае понижения уровня воды контакт РУВ замыкается и включает реле РУ1. Включение реле и остановка дизеля происходят, как и при понижении давления в картере дизеля.
Назначение контактов и диодов в электрических цепях пуска дизеля приведено в табл. 2.
Таблица 2
Продолжение табл 2.
Окончание табл 2
Электрическая схема управления | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Управление электрической передачей