Зарядка аккумуляторной батареи тепловоза начинается после пуска дизеля и включения контакторов 1КРН1 и 1КРН2 управления регулятором напряжения РН. Контакторы включаются по цепи: ВкА4 «Дизель I с» (зона 4В), 53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.5, Х.З, 53.15, з.к. РУ2 (последовательно включены два контакта), 57.4, Х.4, 57.5, К.57, 57.1, XI 1.3, 57.2, р.к РВ9, 139.2, ХІІ.9, 139 1, К139, 139.5, Х.22, контакт А1РВ1, з.к. РВ1, контакт А2РВ1, 137.4, Х.21, 137.5, К. 137, 137.1, XI 1.8, 137.2, катушка 1КРН1 и далее на «минус». Контактор 1КРН2 включается з.к. 1КРН1 по цепи: К. 139, 139.8, VII.10, 139.7, р.к. РЗН, 141.3, УШ.2, 141.1, XII. 10, 1412, з.к. 1КРН1, 147.6, катушка 1КРН2. Такая схема включения позволяет разнести время включения контакторов й тем самым предварительно подключить обмотку возбуждения стартер-генератора к регулятору напряжения, а затем подать на него питание. Включившийся регулятор напряжения переводит стартер-генератор в генераторный режим.
Когда напряжение на стартер-генераторе станет выше, чем напряжение на аккумуляторной батарее, ток от его плюсового зажима Д2 протекает по цепи: зажим Д2 на СГ, (1.1)Х2, 1.2, ПР1, 19.7, диод зарядки батареи ДС1, 5.3, сопротивление зарядки батареи СЗБ, 7.4, шунт зарядки батареи ШЗБ, 9.4, ПРЗ, 11.1, ВкБ, 13.3, «плюс» на БА, БА, «минус» на БА, 4.3, ВкБ, (2.11)Х2, зажим Я1 на СГ. СЗБ включено в цепь для ограничения зарядного тока. При сильном разряде Б А, когда ток заряда увеличивается, возрастает падение напряжения на СЗБ и уменьшает напряжение, прикладываемое к БА. По мере заряда батареи напряжение ее повышается, зарядный ток уменьшается, что приводит к уменьшению падения напряжения на СЗБ. Ток заряда и разряда БА контролируется по амперметру.
При снижении напряжения стартер-генератора ниже напряжения аккумуляторной батареи диод ДС1 запирается и не пропускает ток в обратном направлении, предотвращая разряд батареи через стартер-генератор.
Питание радиостанции при ее установке на тепловоз включается автоматическим выключателем ВкА1 по цепи: «плюс» на автоматических выключателях, ВкА1 «Радиостанция» (зона 4В), 37.1, 11.6, 37.2, К-37, 37.5, Х.1, 37.4, р.к. РУ27, 39.4, Х.2, 39.5, К.39, 39.3, 11.7, 39.6, V.7, 39.2, контакт 2БР, БР, контакт ЗБР, 41.2, п.41, 41.1, К-41, 41.4, средняя точка БА. Таким образом, радиостанция включена на половину напряжения аккумуляторной батареи.
Управление компрессором. Питание электрических двигателей привода компрессоров осуществляется от стартер-генератора одновременно двух или одного (по выбору машиниста). При этом схема управления позволяет: включить электродвигатели привода только после пуска дизеля; провести предварительное (при снятом напряжении) включение силовых коммутирующих аппаратов;провести прямой пуск двигателей, используя инерционность стартер-генератора (медленное нарастание напряжения после выключения и последующего включения напряжения возбуждения); провести отключение пусковой аппаратуры с предварительным снятием напряжения в якорных цепях электрических двигателей привода;провести пуск двигателей с предварительной разгрузкой компрессоров.
Включение электрических двигателей привода компрессоров после пуска дизеля (воздух в пневмосис-теме отсутствует) осуществляется контактами реле РУ20 после включения реле РУ2 и РУЗ. Реле РУ20 включается по цепи: К-5 (зона 4В), (5.15) Х2, п.5, ВкАП «Компрессор», 401.3, V.16, 401.5, з.к. РДК (воздуха в системах нет, поэтому РДК замкнут), 403.5, V.17, 403.6, 11.33, 403.3, К.403, 403.2, ІХ.27, 403.1, з.к. 2РУО, 405.1, ІХ.28, 405.2, К.405,405.7, XI. 14, 405.8, з.к. РУЗ, 407.4, Х.29, 407.5, К407, 407,8, VII.25, 407.7, катушка РУ20, «минус» в Б ПР. При этом р.к. РУ20 (между проводами 401.1 и 409.3) разомкнётся, второй з.к. РУ20 (между проводами 401.1 и 417.3) замкнется и включит реле времени РВ10 и РВ9 по цепи: п.5, 5.12, ВкАП «Компрессор», 401.4, 11.32, 401.2, VI.21, 401.1, з.к. РУ20, контакт Б1 РВ10, катушка РВ10, контакт Б2 РВ10, «минус» в БПР и 417.3, VIII.П, 417.1, ХІІ.26, 417.2, катушка РВ9, перемычка по РВ8, перемычка на РВ4, перемычка на РВ8, 2.27, 1К-2. С выдержкой 4 с з.к. РВ10 включит реле РРВ10, которое своим замыкающим контактом включает контакторы пуска компрессоров КПК1 и КПК2 по цепи: п.5, 5.12, ВкАП «Компрессор», 401.4, 11.32, 401.2, VI.21, 401.1, з.к. РРВ10, 409.3, VII1.8, 409.1, XI1.25, 409.2, з.к. РВ9, 411.3, 1К4П, 411.2, 1.29,411.1, тумблер Т640, замкнутый в положении 1 или 1 + 11, 413.1,111.1, 413.2, катушка КПК1, «минус» на КД2.
Цепь включения катушки КПК2: до клеммы 1К-4П та же, что и для КПК1, далее 1К.4П, 411.2, 1.29, 411.1, тумблер Т640, замкнутый в положении 11 или 1-\-П, 415.1, 111.2, 415.2, катушка КПК2, перемычка на КПК1, «минус» на КД2. Силовые контакторы КПК1 и КПК2 собирают цепи питания электродвигателей ЭК1 и ЭК2 (зона 4В).
Цепь питания Ж1: «плюс» на СГ, (1.1)Х2, ПР4, 56.1, ЭК1, 90.1, з.к. КПК1, 2.13, ВкБ (2.11)Х% «минус» на СГ. Одновременно по цепи: 1К-5, 5.5, 5.18 (перемычка на контактах 1КРН2-КВВ-зона 12В), 5.13, з.к. КПКЗ (контактор КПКЗ включен контактами РУ20 - см. зону 5В), 29.2, XIII.35, 29.1, R100, 31.1, XIII. 13, 31.2, 1К.31, 31.3 подается напряжение на обмотку возбуждения Ж1.
Цепь питания ЭК2: «плюс» на СГ, (1.1)Х2, 1.3, ПР5, 58.1, ЭК2, 60.1, з.к. КПК2, 2.14, ВкБ, (2.11)Х2, «минус» СГ. Напряжение на обмотку возбуждения ЭК2 подается через резистор R105.
Обычно нормальный пуск дизеля осуществляется за 3-4 с с момента включения пусковых контактов. Контроль длительности пуска осуществляется реле времени РВ1. Вторая функция реле времени РВ1 - включение контакторов регуляторов напряжения с задержкой по отношению к моменту пуска дизеля. Следует отметить, что эта задержка уменьшается с увеличением времени пуска дизеля, так как реле РВ1 начинает отсчет времени с момента начала пуска (включение КД1) и продолжает отсчет времени после окончания пуска (включение РУ2 и РУЗ), т. е. если пуск продолжался 11 с, то контакторы регуляторов включаются через 1 с. Но это нетипичный случай и во избежание усложнения схемы специальное реле для создания временного интервала между окончанием пуска и включением контакторов 1КРИ1 и 1КРИ2 не введено.
Возвращаясь к пуску компрессоров, следует отметить, что контакторы КПК1 и КПК2 включаются через 4 с после включения РУ2 и РУЗ, т. е. при длительности пуска дизеля 4 с контакторы включаются через 8 с после включения КД1. Напряжение на якоре СГ начнет нарастать с нуля до ПО В, и двигатели ЭК1 и ЭК2 начнут набирать обороты после включения контакторов 1КРН1 и 1КРН2, т. е. еще через 4 с после включения КПК1 и КПК2.
Для облегчения пуска двигателей установлены вентили ВРК1 и ВРК2 разгрузки компрессоров, которые работают следующим образом. При включении реле РУ20 его замыкающие контакты создают цепь включения реле времени РВИ. З.к. РВИ в цепи ВРК1 и ВРК2 готовит цепь включения вентилей. Цепь питания РВИ: п. 5, 5.12, ВкАП «Компрессор», 401.4, 11.32, 401.2, VI.21, 401.1, з. к. РУ20, 419.3, VIII. 12, 419.1, XII.27 419.2, р.к. 1КРН1 (контактор еще не включался) 429.1, катушка реле РВИ, перемычка на РВ9, перемычка на РВ6, РВ4, РВ8, 2.27, 1К.2.
Цепь питания вентилей ВРК1 и ВРК2: п. 5, 5.12, ВкАП, «Компрессор», 401.4, 11.32, 401.2, VI.21, 401.1, з.к. РУ20, 419.3, VIII.12, 419.1, ХІІ.27, 419.2, 419.4, з.к. 1КРН2, 421.1, з.к. РВИ, 423.2, XIII.18, 423.1. Далее по двум цепям: з.к. КПК1, 425.1, К.425, 425.2, катушка вентиля ВРК1 и з.к. КПК2, 427.1, К-427, 427.2, катушка ВРК2. Минусовая цепь для обоих вентилей общая: 2.36, перемычка на ВЖФ, ВРЗ, ВДЗ, ВКН, ВКС, ВКБ, ВС, ВПЗП, ВППП, ВТФ, 2.38, 1К.2. Вентили ВРК1 и ВРК2 соединяют воздушные системы с атмосферой. В этот момент начинается раскрутка двигателей привода компрессоров. Одновременно р.к. 1КРН1 отключают катушку реле РВИ. С выдержкой времени 2 с контакт реле РВИ отключает вентили ВРК1 и ВРК2, я компрессоры начинают качать воздух в резервуары.
Пуск электрических двигателей привода компрессоров при наличии воздуха в пневмосистеме тепловоза осуществляется при снижении давления ниже t),75 МПа (7,5 кгс/см2) контактом реле РДК, которое включает реле РУ20. Реле РУ20 своим з.к. включает реле времени РВ10 и РВ9 по ранее описанным цепям. Размыкающий контакт РВ9 в цепи между проводами 57.2 и 139.2 разомкнётся без выдержки времени и отключит контакторы регулятора напряжения 1КРН1 и 1КРН2. Возбуждение со стартер-генераторов будет снято, и напряжение на якоре СГ снизится до нуля. Второй контакт реле РВ9 в цепи между проводами 409.2 и 411.3 (зона 5В) подготовит цепь включения контакторов КПК1 и КПК2. Через 4 с замкнется контакт реле времени РВ10 и включит промежуточное реле РРВ10, которое своим замыкающим контактом в цепи между проводами 401.1 и 409.3 включит контакторы пуска компрессоров (оба или в зависимости от положения Т640), а вторым контактом в цепи между проводами 57.7 и 139.7 (зона ЗВ) включит контакторы КРН, которые подадут напряжение возбуждения на СГ. Напряжение на якоре СГ начнет возрастать с нуля до номинального, т. е. пуск компрессоров осуществляется при плавно изменяющемся напряжении на якоре СГ.
Остановка компрессоров осуществляется при достижении давления воздуха в главных резервуарах 0,9 МПа (9 кгс/см2) реле РДК, которое своим контактом отключает реле РУ20. З.к. РУ20 снимает питание с реле времени РВ9, РВ10, и реле РРВ10. Второй з.к. РУ20 в цепи между проводами 401.1 и 419.3 не позволит включиться реле РВИ после выключения контакторов КРН. Контакт реле РВ9 в цепи между проводами 409.2 и 411.3 остается замкнут на время выдержки реле РВ9 (отсчет времени начинается с момента снятия напряжения с катушки РВ9). Контакторы КПК1 и КПК2 не выключатся, так как их питание будет продолжаться через р.к. РУ20 в цепи между проводами 401.1 и 409.3 При выключении реле РРВ10 его контакт в цепи между проводами 57.7 и 139.7 разомкнётся и выключит контакторы КРН. Напряжение возбуждения стартер-генератора снимается. Через 4 с контакт РВ9 в цепи между проводами 409.2 и 411.3 отключит контакторы КПК1 и КПК2, а контакт РВ9 между проводами 57.2 и 139.2 включит контакторы КРН, которые подадут питание на регуляторы напряжения.
В случае необходимости остановки работающих компрессоров необходимо предварительно отключить автоматический выключатель на регуляторе напряжения, установленный на его лицевой панели, и после выдержки времени 4 с отключить автоматический выключатель ВкАП.
При аварийной ситуации компрессор можно выключить автоматическим выключателем ВкАП. При этом контакторы КПК1 и КПК2 отключат цепи электрических двигателей компрессоров. Контакторы рассчитаны на подобный режим, но при этом наблюдается их некоторое подгорание и требуется дополнительное обслуживание.
Для подогрева масла компрессоров на пульте машиниста установлен автоматический выключатель ВкА15 (зона 8А). Цепь выключения подогревателей: «плюс» на зажиме п. 19, 19.4, перемычка ВкА22-ВкА15, автоматический выключатель ВкА15, 621.1, п.621, 621.2, 1К.621, 621.3 и 621.4, подогреватели t°Kl и t°K2, 2.53 и 2.54, 1К-2. При включении подогревателей на сигнальном табло тепловоза включается лампа «Подогрев масла компрессора».
Управление холодильной установкой тепловоза осуществляется при помощи жалюзи и вентилятора, которые могут работать в автоматическом и ручном режимах управления. Режим управления обеспечивается специальным универсальным переключателем и выбирается машинистом.
Управление жалюзи в автоматическом режиме осуществляется термодатчиками, установленными в трубах водяной системы дизеля. При этом электропневматический вентиль управления «Жалюзи левые» ВЖЛ (основной контур) получает питание по цепи: автоматический выключатель ВкАЮ (зона 6А), 345.9, контакт ЯЖ, замкнутый в положении «А» (автоматическое управление), 365.1, 11.27, 365.2, К.365, 365 5, контакт 1 РТВ2, з.к. РТВ2, контакт 2 РТВ2, 367.6, К.367, 367.5, катушка ВЖЛ, 2.39, 1К2. Электропневматический вентиль пропускает воздух в пневмо-цилиндр привода левых жалюзи, и они откроются. Цепь питания электропневматического вентиля «Жалюзи правые» ВЖП (дополнительный контур) аналогична.
Ручное управление жалюзи осуществляется тумблерами: жалюзи левые - Т615, жалюзи правые - Т617. При этом переключатель ПЖ необходимо установить в положение «Р» (ручное управление). Цепь питания электропневматического вентиля ВЖЛ: ВкАЮ, 345.9, контакт ПЖ, замкнутый в положении «Р», 369.1, Т615, 367.1, 11.28, 367.2, К.367, 367.5, катушка ВЖЛ, 2.39, 1К.2.
Управление частотой вращения вентилятора в автоматическом режиме осуществляется при помощи специальных термодатчиков, которые меняют заполнение гидромуфты привода в зависимости от температуры основного или дополнительного контура. Эта система не имеет связи с электрической схемой управления тепловозом.
Ручное управление вентилятором осуществляется тумблером Т614. Этот тумблер включает электропневматический вентиль включения вентилятора В В по цепи: ВкАЮ, 345.9, ПЖ, 345.13, 345.12, Т614, 363.1, 11.26, 363.2, К-363, 363.5, катушка ВВ, далее на «минус». Электропневматический вентиль пропускает воздух на механизм управления гидроприводом вентилятора. Следует отметить, что включение вентилятора (как в автоматическом, так и в ручном режиме) возможно только после включения левых или правых жалюзи. Эта блокировка выполнена в пневматических цепях (рис. 89). Как видно из рисунка, воздух на электропневматический вентиль ВВ поступит, только когда он появится в пневмоприводе верхних жалюзи, т. е. после включения одних из боковых.
Управление прожекторами осуществляется двумя автоматическими выключателями ВкА18 «Прожектор тусклый» и ВкА19 «Прожектор яркий», (зона 10В). Режим работы «Тусклый» обеспечивается за счет включения в цепь питания прожекторных ламп гасящего резистора R15. В зависимости от направления движения на тепловозе включается передний или задний прожектор. Для примера рассмотрим цепь питания ламп переднего прожектора в режиме «Тусклый». Напряжение на ЛПП подается по цепи: п. 5, 5.16 (зона 10В), автоматический выключатель ВкА18 «Прожектор тусклый», 489.1, II 1.9, 489.2, К.489, 489.3, R15, 493.3, К.493, 493.1, контакт Б.14 контроллера, контакт ПРВ, замкнутый при положении ПРВ «Вперед», контакт А.З контроллера, 499.1, п. 499, 499.5, 2РК.З, 499.6, лампа ЛПП, 2.68, 2РК.4, 2.69, п. 2. Автоматический выключатель ВкА19 «Прожектор яркий» шунтирует резистор R15, и на лампу прожектора подается практически полное напряжение. Небольшое снижение напряжения на части резистора R15 в режиме «Яркий сеет» сделано с целью увеличения срока службы лампы.
Управление расцепкой передней и задней автосцепок осуществляется кнопками К1 и К2, установленными на основном пульте, и кнопками К7 и К8 на вспомогательном. Цепь включения вентиля расцепки передней автосцепки: ВкАЮ (зона 6А), 345.9, 345.14, кнопка К1, 339.1, п.339, 339.2, К.339, 339.6, ВРП, минусовая перемычка. С вспомогательного пульта ВРП включается по цепи: п. 345, 345.4, контакт 16ВП, 345.5, кнопка К7, 339.5, контакт 14ВП, 339.7, п. 339, 339.2, К.339, 339.6, ВРП, минусовая перемычка. Включение задней автосцепки осуществляется кнопкой К2 или К8 При этом получает питание электропневматический вентиль ВРЗ по цепи: п.345, 345.1, перемычка с КЗ на К2, К2, 341.1, п. 341, 341.6, контакт ПРС, замкнутый в положении переключателя «I с», 343.1, IV.30, 343.2, 1К.343, 343.3, ВРЗ, минусовая перемычка.
Управление свистком и тифоном осуществляется кнопками КЗ, К4 и К5, Кб, которые установлены на стенках кабины. Цепь питания электропневматического вентиля ВС: п.345, 345.1 (345.6), КЗ(К4), 347.1 (347.4), п. 347, 347.2, 1К.347, 347.3, ВС, минусовая перемычка.
Электропневматический вентиль тифона ВТФ получает питание по цепи: п. 345, 345.1 (345.6), перемычка КЗ-Кб (перемычка К4-К5), Кб (К5), 349.1 (349.4), п. 349, 349.2, К.349, 349.3, ВТФ, 2.38, 1К.2.
Управление подачей песка осуществляется педалями включения электропневматических вентилей управления. Педаль песочницы ПП1 установлена на полу кабины с правой стороны, ПП2 - с левой. Электрической схемой предусмотрена возможность подачи песка под первую ось по направлению движения тепловоза или под первую и пятую, а также автоматическая подача песка под обе оси при включении тумблера ТбП или в случае экстренного торможения.
Для примера рассмотрим цепи включения электропневматического вентиля ВПШ подачи песка под первую колесную пару тепловоза при движении «Вперед»: ВкА7 «Управление общее» (зона ЗВ), 133.1, п. 133, 133.13, (133.11), ПП1 (ПП2), 301.6 (301.9), п. 301, 301.5, К.301, 301.1, XII.21, 301.2, 301.10, р.к. 1Р, 307.2, XII.23, 307.1, К.307, 307.3, вентиль ВПШ, минусовая перемычка. При необходимости подачи песка дополнительно под пятую колесную пару необходимо включить тумблер ТбП. При этом ВППП получит питание с К.307, 307.5, 11.24, 307.6, ТбП, 309.1, 11.25, 309.2, К.309, 309.3, ВППП, минусовая перемычка.
При экстренном торможении педали песочниц ПП1 и ПП2 шунтируются контактом РУ16: п. 133, 133.2, К. 133, 133.8, VII.9, 133.7, з.к. РУ16, 301.7, VII.17, 301.8, К.301. Дополнительно шунтируются контакты тумблера ТбП: К.307, 307.8, VII.20, 307.7, з.к. РУ16, 309.7, Щ1.21, 309.8, К.309. Таким образом, подача песка при экстренном торможении осуществляется автоматически.
Цепи включения электропневматических вентилей включения задних песочниц ВП31 и ВПЗП аналогичны, и их описание не приводится.
Следует отметить, что автоматическая подача песка под колесные пары при экстренном торможении производится только до скорости 10 км/ч. Это обеспечивается отключением реле РУ16, контактом реле РУ17, которое включается при скорости тепловоза ниже 10 км/ч.
Управление вентиляторами в кабине машиниста и калорифером (см. зону 10В). С тепловоза ТЭМ7 № 0013 в кабине установлены четыре вентилятора, а на предыдущих- два. Цепи включения вентиляторов аналогичны. Рассмотрим включение одного из них. Цепь включения ЭВ1: ВкАЮ, 345.9, перемычка на ПЖ, 345.15 (зона 10В), Я9, 385.1, У.5, 385.2, Т619, двигатель ЭВ1, 2.61, п. 2.
Электродвигатель калорифера может работать в двух режимах по частоте вращения: 100% частоты вращения - при включении в цепь двигателя дополнительного резистора Р12 и 50% частоты вращения при включении резистора /?11. Переключение режимов работы калорифера осуществляется тумблером Т621, имеющим нейтральное положение. Цепи питания двигателя калорифера простые, и их описание не приводится.
Электрическая схема управления догружателем обеспечивает включение догружателя передней по направлению движения тележки тепловоза, а также автоматическое отключение догружателя при достижении тепловозом скорости 10 км/ч. Цепь включения электропневматического вентиля управления догружателем прн движении «Вперед»: ВкА9, «Движение», (зона 6В), 281.8, Т612, 331.3 п. 331, 331.2, VI.20, 331.1, з.к. РУ17, 333.7, VII.22, 333.8, К.ЗЗЗ, 333.1, XII.24, 333.2, контакт 2Р, замкнутый в положении реверсора «Вперед», 337.1, 1К.337, 337.2, вентиль ВДП, минусовая перемычка. Контакт РУ17 замкнут до тех пор, пока тепловоз не достигнет скорости 10 км/ч.
При движении тепловоза «Назад» получит питание электропневматический вентиль ВДЗ через замкнувшийся контакт 1Р. ВДП будет отключен контактом 2Р.
Электрическая схема управления жалюзи ЦВС позволяет открыть их вручную на нулевой позиции контроллера машиниста. При переводе контроллера на 1-ю позицию и на последующие жалюзи открываются автоматически, даже если тумблер ручного управления выключен. Цепь питания электропневматического вентиля жалюзи ЦВС при ручном управлении: ВкА7 «Управление общее» (зона ЗВ), 133.3, Т62 (зона 6В) 203.1, 1.8, 203.2, 1К.203, 203.3, вентиль ВЖФ, минусовая перемычка. Если тумблер Т62 выключен, то при переводе контроллера на 1-ю позицию жалюзи откроются. Цепь питания ВЖФ следующая: ВкА7 «Управление общее», 133.1, п. 133, 133.2, К. 133, 133.6, з.к. 1РУО, 143.2, К. 143, 143.1, А. 14, контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый при положении рукоятки переключения реверса «Вперед», А.4, 151.1, К.151, 151.5, XII.12, 151.2, 151,6, р.к. 2Р, 155.1, р.к. 1Р, замкнутые при положении реверсоров «Вперед», 159.7, 1К.159, 159.5, 1.5, 159.6, ВкА8 «Возбуждение», 191.1, 11.18, 191.2, Б.12, контакт контроллера, замкнутый на 1-й-8-й позициях, fi.6, 201.1, п.201, 201.6, Т62, 203.1, 1.8, 203.2, 1К.203, 203.3, вентиль ВЖФ, минусовая перемычка.
Подогрев воды для нужд машиниста осуществляется электронагревателем, который включается автоматическим выключателем ВкА22. Цепь питания нагревателя: «плюс» на зажиме СГ, (1.1)Х2, 1.2, ПР1, (19.3)Х2, К.19 (зона 8А), (19.5)Х Х2, п. 19, (19.4)Х2, автоматический выключатель ВкА22, 625.1, п.625, 625.2, нагреватель 2.55, п. 2. В баке нагревателя установлен термодатчик с установкой на 56 °С. При достижении этой температуры на сигнальном табло загорается лампа «Вода умывальника». Включение нагревателя возможно только при работающем дизеле.
Автоматическая локомотивная сигнализация с периодической проверкой бдительности и контролем скорости служит для обеспечения безопасности движения поездов. Схема АЛСН позволяет автоматически повторить показания путевых сигналов автоблокировки на локомотивном светофоре в кабине машиниста и предотвратить проезд закрытых путевых светофоров при потере бдительности машинистом и способности управлять поездом.
В настоящем пособии не приводится подробное описание устройства и работы устройств АЛСН, так как оно достаточно широко приведено в специальной литературе. Мы рассмотрим только связь устройств АЛСН с электрической схемой тепловоза (см. развертку рис. 4).
Включение АЛСН в работу производится в такой последовательности: установить переключатель локомотивной сигнализации ПЛС в положение «Включено» открыть кран на напорной трубе ЭПК; вставить и повернуть до отказа ключ в замке ЭПК с выдержкой времени 10 с, необходимой для зарядки камеры выдержки ЭПК, после чего ключ повернуть влево и вынуть из замка.
В состав схемы, обеспечивающей работу АЛСН, входят: приемные катушки ПК1-ПК4, в которых наводится электродвижущая сила, определяемая магнитным полем кодового тока; фильтр Ф, отделяющий сигналы, воспринимаемые с пути на локомотиве, от сильных воздействий переменного тока; общий ящик ОЯ с усилителем и дешифратором для усиления и расшифровки принятых сигналов и управления электропневматическим клапаном автостопа; ЭПК, осуществляющий принудительное экстренное торможение; скоростемер, контактами которого 0-10, 0-20, Уж, Укж осуществляется контроль за скоростью движения, а писцами регистрируется подтверждение бдительности машиниста, зажигание огней светофора и другие параметры;
рукоятки бдительности для подтверждения бдительности;
локомотивный пятизначный двусторонний светофор для воспроизводства сигналов с пути в кабине.
Можно выделить следующие режимы проверки бдительности.
1. Езда на зеленый огонь - подтверждать бдительность не нужно. При этом создается постоянная цепь на катушку ЭПК через обратные блокировки РБС1, РБС2, КВ и контакты реле зеленого, желтого и красно-желтого света в дешифраторе.
2. Езда на желтый огонь со скоростью меньше Уж - подтверждать бдительность не нужно. Цепь на ЭПК постоянная, через контакты РБС1, РБС2, КВ, контакты скоростемера 0-10, Уж, Укж, контакты реле желтого и красно-желтого света в дешифраторе.
3. Езда на желтый огонь со скоростью больше Уж- Предыдущая цепь на ЭПК обрывается контактом Уж- Для предотвращения экстренного торможения необходимо периодически подтверждать бдительность включением рукоятки бдительности. Во всех этих случаях собирается цепь на ЭПК в течение 15-20 с после подтверждения бдительности.
4. Езда на красно-желтый огонь. При этом через 15-20 с необходимо подтверждать бдительность.
В случае перехода на пути, не оборудованные устройствами АЛСН, одновременно нажать рукоятку бдительности и кнопку КВ. При этом на локомотивном светофоре загорится белый огонь и будет осуществляться независимая проверка бдительности. Если белый огонь включился после зеленого или желтого, то включением тумблера Т634 выдержку времени на проверку бдительности можно увеличить до 60-90 с. При въезде на оборудованные АЛСН пути тумблер Т634 отключить.
Питание электрических цепей АЛСН осуществляется напряжением 50 В со средней точки аккумуляторной батареи: БА, 41.4, К.41, 41.1, п. 41, 41.3, переключатель ПЛС (зона 10А). «Минус» для цепей АЛСН - общий с «минусом» электрических цепей тепловоза и включается через ПЛС. Цепи питания защищены плавкими предохранителями ПР8, ПР9 и ПР10. Включение напряжения АЛСН возможно только при включенном положении ВкА7 «Управление общее» и положении ПЛС, отличном от нейтрали (вправо или влево).
Экстренное торможение тепловоза осуществляется автоматически при потере бдительности машинистом или, по его желанию, поездным краном (контакт ККМ в электрической схеме) или кнопкой экстренного торможения КЭТ с вспомогательного пульта.
Если при срабатывании БКБ бдительность не подтверждается, то через 6-7 с (время разрядки камеры ЭПК) замкнется контакт, включенный между зажимами 7 и 8 ЭПК-Этот контакт включает реле РУ16 по цепи: ВкА7 «Управление общее» 133.1, п. 133, 133.12, контакт ПЛС (зона 10А), 559.1, ТбЗЗ, 561.1, п.561, 561.2, зажим 7 ЭПК, р.к. ЭПК, который замкнется при потере бдительности, зажим 8 ЭПК, 557.3, п.557, 557.2, У1.27, 557.1, р.к. РУ17, катушка РУ16, з.к. 4РУО, 549.1, У1.26, 549.2, 111.12, 549.3, контакт ПЛС, 2.15, п.2. Реле РУ16 включает звуковой сигнал (тифон), подачу песка и вентиль торможения ВТ по цепи: п.133 (зона ЗВ), 133.2, К.133, 133.8, УІІ.9, 133.7, перемычка на катушках 2РУО-4РУО, з.к. РУ16, 129.1, VI.11, 129.2, п. 129, 129.3, вентиль ВТ, 2.31, п.2. Вентиль ВТ осуществит операции, необходимые для обеспечения экстренного торможения. Дополнительно р.к. РУ16 в цепи между проводами 263.7 и р.к. РУ14 (зона 5В) выключает контакторы КВГ и КВВ, тем самым снимая нагрузку с электропередачи. Реле РУ16 может находиться во включенном состоянии только при скорости более 10 км/ч. Когда скорость локомотива снизится до 10 км/ч, включится реле РУ17 по цепи: «плюс» на БА (зона 4В), 41.4, К-41, 41.1, п.41, 41.3, контакт ПЛС (зона 10 А), 543.3, 111.11, 543.2, VI.25, 543.1, з.к. 4РУО, 545.3, VII 1.13, 545.1, XI1.28, 545.2, ПР10, 547.1, 1К.547, 547.5, п.547, 547.3, контакт 4 скоростемера, р.к. 0-10 скоростемера (замкнутый при скорости ниже 10 км/ч), контакт 12 скоростемера, 593.3, п.593, 593.2, VI.29, 593.1, катушка РУ17 и далее на «минус» через з.к. 4РУО и ПЛС. При выключенном реле РУ16 выключаются автоматическая подача песка и звуковой сигнал, но экстренное торможение продолжается по команде ЭПК до полной остановки тепловоза. Нагрузка на электропередачу не восстанавливается, несмотря на то что контакт РУ16 в цепи возбуждения замкнется (КВГ будет отключен р.к. РУ9, установленным в цепи между проводами 267.7 и 269.3). Для восстановления нагрузки необходимо перевести контроллер машиниста на 1-ю или нулевую позицию.
Каждое подтверждение бдительности фиксируется на ленте скоростемера (писец ЭЭ). Напряжение на писец подается постоянно после включения системы АЛСН и прерывается только при подтверждении бдительности рукоятками, т. е. на ленте скоростемера подтверждением бдительности является провал записи напряжения до нуля.
Параллельно писцу скоростемера ЭЭ включена лампа подсветки шкалы, которая может включаться тумблером, установленным на корпусе скоростемера.
Кнопкой КЭТ с вспомогательного пульта включается вентиль торможения ВТ по цепи: ВкА7 «Управление общее», 133.1, п. 133, 133.4, контакт 6ВП, 133.5, кнопка КЭТ, 129.5, контакт 4ВП, 129.4, п. 129, 129.3, вентиль ВТ, 2.31, п.2. Вентиль осуществляет торможение тепловоза, и одновременно с зажима п. 129 через диод Д.41 напряжение подается на реле РУ16, которое включает звуковой сигнал и пес-коподачу.
Управление электрической передачей | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Контрольно-измерительные приборы