Для дистанционного контроля за работой силовой установки, электрической передачи и вспомогательного оборудования на пульте тепловоза установлены специальные контрольно-измерительные приборы: манометры, термометры, амперметры и вольтметры.
Электрические дистанционные манометры предназначены для контроля давления топлива и масла дизеля. Питание электроманометров осуществляется напряжением от бортовой сети тепловоза через гасящие резисторы. Для включения электроманометров необходимо включить автоматические выключатели ВкА7 «Управление общее» и ВкА20 «Приборы». Тумблер переключения приборов ПП установить в положение «I с». При этом включаются реле 2РПС и ЗРПС по цепи (зона 5А): ВкА20 «Приборы», 501.6, IV.16, 501.5, К.501, 501.2, IX.29, 501.1, з.к. 4РУО, 503.1, IX.30, 503.2, К.503, 503.5, IV.17, 503.6, контакт ПП, замкнутый в положении «I с» 505.6, IV.18, 505.5, К.505, 505.2, IX.31, 505.1, катушки реле 2РПС и ЗРПС, «минус» в БПР. Контакты реле 2РУО и 2РПС подключают датчики давления к указателям на пульте.
Манометр «Топливо дизеля на выходе» получает питание по цепи: ВкА20 «Приборы», 501.4, Ш6, ЯП, 509.1, контакт З ИД1, индикатор давления ИД1 (указатель) и далее по двум цепям: первая цепь - 62.3, п. 62, 62.2, VI.5, 62.1, з.к. 2РУО, з.к. 2РПС, 66.1, ІХ.2, 66.2, К.66, 66.3, контакт 1 ИД1, приемник давления ИД1; вторая цепь - 68.3, п. 68, 68.2, VI.6, 68.1, з.к. 2РУО, з.к. 2РПС, 70.1, ІХ.З, 70.2, К.70, 70.3, контакт 2 ИД1, приемник ИД1; далее цепь общая: контакт З ИД1, 2.71, 1К.2.
Цепь включения манометра «Масло дизеля на выходе» аналогична.
Электрические дистанционные термометры предназначены для контроля температуры масла и воды дизеля. Их питание как и электроманометров, осуществляется от бортовой сети тепловоза через гасящие резисторы.
Термометр «Масло дизеля на выходе» получает питание по цепи: ВкА20, «Приборы», 501.4, Я20, 513.1, контакт 3 ЭТ1, указатель ЭТ1 и далее по двум цепям: первая цепь - 102.3, п. 102, 102.2, VI.9, 102.1, з.к. ЗРУО, з.к. ЗРПС, 106.1,'IX. 14, 106.2, К. 106, 106.3, контакт 1 приемника, термометры ЭТ1; вторая цепь - 108.3, п. 108, 108.2, VI. 10, 108.1, з.к. ЗРУО, 110.1, IX.15, 110.2, К.ПО, 110.7, контакт 2ЭТ1; далее общая цепь с К.ПО, 110.5, IV.4, 110.6, Я21, 2.70, п. 2.
Цепи остальных термометров аналогичны.
Ток заряда и разряда аккумуляторной батареи контролируется амперметром А, подключенным на шунт зарядки батареи ШЗБ. Напряжение, пропорциональное току, протекающему по шунту, поступает на прибор по цепи: ШЗБ, 7.3, 1К-7, 7.2, 1.1, 7.1, А, 9.1,1.2, 9.2, 1К.9, 9.3. ШЗБ. Падение напряжения на шунте ШЗБ, равное 75 мВ, соответствует полному отклонению стрелки прибора-150 А.
Контроль тока тяговых двигателей. На тепловозе контролируется суммарный ток тяговых двигателей при помощи двух параллельно включенных шунтов, которые соединены медными перемычками сечением 1000 мм2. Измерительные точки шунтов соединены перемычками сечением 45 мм2. При реостатных испытаниях тепловоза производится контроль соответствия показаний килоампер-метров тепловоза и реостата. Напряжение, пропорциональное току, протекающему по шунту Ш1, поступает на прибор по цепи: Ш1 (зона 12В), (917.4)Х2, К.917, (917.3)Х2, п.917, (917.2) Х2, кА, (919.1)Х2, п.919, (919.2)Х2, К.919, (919.3)Х2, Ш1.
Контроль выпрямленного напряжения на клеммах выпрямительной установки осуществляется киловольт-метром kV с добавочным резистором типа R103 или ДС-3033. Ки-ловольтметр включается по цепи: плюс на зажимах выпрямительной установки, шина на Ш1, (917.4)Х2, К.917,^(917.3)Х2, п.917, (917.2) X 2, 917.1, R65, 384.1, kV, 386.13, 1.35, 386.16, 1К.386, 386.10, 386.1, шина на «минус» ВУ, минусовый зажим ВУ.
Контроль напряжения цепей управления осуществляется вольтметром VQ (зона 5А) при положении переключателя ПІ/Q. в положении «V». Вольтметр включается по цепи: ВкА20 «Приборы», 5.14, р.к. nVQ между контактом 3-2, 154.1, VQ, 156.1, контакт 2-3 на nVQ, 2.23, п. 2.
Для определения сопротивления изоляции переключатель nVQ установить в положение « + £/», потом « - U». В положении « + £/» определяется напряжение между полюсом и «землей»: ВкА20 «Приборы», 5.14, контакт 3-2 nVQ, 154.1, UQ, 156.1, контакт 1- 4 nVQ, замкнутый в положении « + £/», 158.1, «земля». В положении « - U» определяется по VQ напряжение между «минусом» и «землей»: п. 2, 2.23, контакт 3-2 nVQ, 156.1, VQ, контакт 1-4 nVQ, замкнутый в положении « - £/», 158.1, «земля». Полученные результаты подставить в формулу
Пользуясь переводной шкалой, установленной на пульте управления, определить сопротивление изоляции. ведется по счетчику моточасов, который включается после пуска дизеля. Напряжение на счетчик моточасов подается со стартер-генератора по цепи: «плюс» СГ, (1.1)Х2, 1.2, ПР1, 19.1, XI 1.1, 19.2, ПР6, 23.2, XI 1.2, 23.1, резистор /?1, 25.1 и резистор Я2, 27.1, Мп, 2.24, К.2.
Контроль времени работы дизеля
Контроль неисправностей цепей управления тепловоза осуществляется указателем неисправностей, который служит для облегчения и правильной ориентации при отыскании неисправностей в цепях пуска дизеля и включения возбуждения тягового генератора. В схему указателя неисправностей входят резисторы Ру29-Р67 (зона А7), установленные на отдельной панели и подключаемые в схему тепловоза через штепсельный разъем. Тумблер Т637 указателя неисправностей предназначен для переключения контроля неисправностей I и II секций. Указатель УН представляет собой миллиамперметр с током полного отклонения 1 мА. На миллиамперметре устанавливается специальная шкала (рис. 90, а).
Шкала указателя разбита на участки, на каждом из которых нанесены обозначения контролируемых аппаратов. Первая шкала контролирует пуск дизеля, вторая шкала - движение тепловоза, т. е. включение контакторов возбуждения возбудителя и тягового генератора. После пуска дизеля УН переключается с контроля пуска на контроль движения контактами реле РУЗ.
Контроль неисправности цепи осуществляется по следующему принципу: вся контролируемая цепь АС условно разбивается на участки АВ и ВС (рис. 90,6). Если между точками А а С нет разрыва, т. е. в точке С есть напряжение, ток через тА будет максимальным и определяется по формуле
Таким образом, обрыву на определенном участке цепи будет соответствовать свое показание тА. Теперь если шкалу тА заменить новой, проградуированной как А-В- С-й, где каждой точке соответствует показание тА при обрыве цепи за ней, то по положению стрелки прибора можно судить о состоянии контролируемой цепи. Например, стрелка стоит против обозначения В. Это значит, что в точке В есть напряжение, а на участке ВС разрыв.
Цепи пуска дизеля разбиты на 5 контрольных участков. Первый контрольный участок - включение рубильника БА и подача напряжения на К.5: «плюс» БА, 13.3, ВкБ, 11.1, ПРЗ, 9.4, ШЗБ, 7'.4, СЗБ, 5.3, (5.4) X Х2, К.5, 5.9, R.29.
Второй контрольный участок - включение ВкАб (зона 4А), з.к. 1РУО, контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции ПРС: К.5, (5.15)Х2, п.5, 5.12, перемычка ВкА11-ВкА10-ВкА9-ВкА20- ВкАб, ВкАб, 127.6, 11.15, 127.3, К.127, 127.2, з.к. 1РУО, 101.2, К.Ю1, 101.1, А.6, контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции, АЛ, 111.1, IV.8, 111.6, ПРС (I с), 119.13, IV.13, 119.5, КЛ19, 119.9, R30.
Третий контрольный участок - включение КМН и РУ22: КЛ19, 119.10, з.к. КМН, 67.7, ХІА, 67.8, з.к. РУ22, р.к. РУ4, диод Д2, 75.4, Х.12, 75.5, К.75, 75.9, R31.
Четвертый контрольный участок - включение РВЗ и БВУ: р.к. РУ4, А1 РВЗ, з.к. РВЗ (60 с), А2 РВЗ, 69.4, Х9, 69.5, К.69, 69.1, зажим Д.25 дизеля, БВУ, зажим Д.22 дизеля, 71.1, К.71, 71.9, R32.
Пятый контрольный участок - включение ВкА4 и КД1: ВкА4, 53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.13, КД1, 61.3, К.61, 61.5, Х.6, 61.4, р.к. РУ1, 65.4, Х.8, 65.5, К.65, 65.9, R33.
Цепь включения возбуждения тягового генератора разбита на 10 контрольных участков.
Первый контрольный участок - включение ВкА7, реверсоров 1Р и 2Р, ВкА8, контроллера машиниста: ВкА7 «Управление общее», 133.1, п.133, 133.2, КЛЗЗ, 133.6, з.к. 1РУО, 143.2, КЛ43, 143.1, А.14, контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый в положении «Вперед» («Назад»), АА, (БА), 151.1, (157.1), КЛ51 (КЛ57), 151.5 (157.5), XII.12, (ХІІ.13), 151.2, (157.2), 151.6 (157.6), р.к. 2Р (з.к. 2Р), 155.1 (161.1), р.к. 1Р (з.к. 1Р), 159.7, 1КЛ59, 159.5, 15 (зона 6В), 159.6, ВкА8 «Возбуждение», 191.1, 11.18, 191.2, Б.12, контакт контроллера, замкнутый с 1-й по 8-ю позиции, Б.6, 201.1, п.201, 201.5, К.201, 201.9, R34, R35.
Второй контрольный участок - включение ЭПК: п.201,201.7, контакт ЭПК, 221.1, п.221, 221.2, К.221, 221.9, R36, R37.
Третий контрольный участок - состояние датчиков давления воздуха в магистрали пневмоавтоматики и в тормозной магистрали: п.221, 221.6, клемма 7 ВП, 221.5, РДВ1, РДВ2, 227.5, клемма 8 ВП, 227.4, п.227, 227.7, К-227, 227.9, R38, R39.
Четвертый контрольный участок - включение поездных контакторов: К.227, 227.1, XI1.19, 227.2, з.к. 1КП-2КП-ЗКП - 4КП - 5КП-6КП-7КП-8КП, 243.7, 1К.243, 243.2, XIII.9, 243.1, К.243, 243.9, R40, R41.
Пятый контрольный участок - температура воды и масла дизеля: 1 К.243, 243.4, РТМ1 (89°С), 245.2, 1К.245, 245.1, РТВ1 (99 °С), 247.4, 1К.247, 247.2, XIII.10, 247.1, К.247, 247.9, R42, R43.
Шестой контрольный участок - включенное состояние блокировок дверей, отключенное реле заземления РЗ и отключенное положение реле пробоя PUB вентилей выпрямительной установки: 1 К.247, 247.3, БД1, 249.1, БД2, 251.1, БДЗ, 253.1, р.к. PUB, 255.1, р.к. РЗ, 257.2, XIIIM, 257.1, БД4, 259.1, БД.5, 261.4, К.261, 261.9, R44, R45.
Седьмой контрольный участок - отключенное состояние реле РУН: К.261, 261.8, VII.13, 261.7, р.к. РУН, 263.7, VII. 14, 263.8, К.263, 263.9, R48, R49.
Восьмой контрольный участок - отключенное состояние РУ16, РУ14, РУ13, РТМ: К.263, 263.8, VII.14, 263.7, р. к. РУ16, р. к. РУ14, р. к. РУ13, р. к. РТМ, 265.7, VII. 15, 265.8, К.265, 265.9, R50, R51.
Девятый контрольный участок - включенное состояние реле РУЗ (после пуска дизеля): К.265, 265.5, Х.27, 265.4, з. к. РУЗ, 267.4, Х.28, 267.5, К.267, 267.9, R52, R53.
Десятый контрольный участок - включение КВГ: К.267, 267.3, з. к. КВГ, 269.9, R54, R55.
Напряжение, снимаемое с контрольных точек цепи пуска дизеля и цепи включения возбуждения тягового генератора, через гасящие резисторы подается на прибор, стрелка которого будет отклоняться в соответствии с включением аппаратов в цепях. Для примера рассмотрим работу прибора при подаче напряжения на зажим К.5 и на зажим К.227. С зажима К-5 первой контрольной цепи пуска дизеля напряжение подается: К-5, 5.9, контакт 1 ПС, И29, контакт 6ПС, 168.9, К. 168, 168.5, Х.26, 168.4, р. к. РУЗ, 164.6, Х.24, 164.5, К. 164, 164.2, 11.16, 164.1, контакт Т637, 160.1, УН, 2.56, п. 2. В этом случае стрелка прибора отклонится на деление «ВкАб». Это означает, что неисправности на первом контрольном участке нет. С зажима К-227 напряжение на УН подается по цепи: К.227, 227.9, контакт 10 ПС, И38, Я39, контакт 8ПС, 166.9, К. 166, 165.5, Х.25, 166.4, з.к. РУЗ, 164.6, Х.24, 164.5, К. 164, 164.2, 11.16, 164.1, Т637, 160.1, УН, 2.56, п. 2. В этом случае стрелка прибора отклонится на деление «РДВ». Это означает, что неисправности на третьем контрольном участке нет, контрольная цепь исправна.
Таблица 4
Положение стрелки УН и соответствующая неисправность.в электрической цепи приведены в табл. 4.
Управление вспомогательным оборудованием | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Световая сигнализация и освещение тепловоза (см. вкладка, рис. 3)