На тепловозах серии ТЭМ 7А, в отличие от других тепловозов имеющих компрессор с электроприводом (ТЭП 70,2ТЭ 116), пуск компрессора осуществляется без применения пусковых сопротивлений. Перед пуском компрессора снимается возбуждение со стартер - генератора и одновременно подаётся воздух к вентилю разгрузочного устройства, которое отсоединяет компрессор от напорной магистрали и соединяет его с атмосферой. При этом напряжение стартер - генератора падает практически до нуля. После этого включаются контакторы, соединяющие якорную цепь электродвигателя компрессора со стартер - генератором и параллельную обмотку возбуждения электродвигателя компрессора с аккумуляторной батареей: Зарядка батареи временно (на 4 секунды) прекращается, и все вспомогательные цепи начинают получать питание от батареи. Диод заряда батареи при этом препятствует разрядке батареи через якорную цепь компрессора. Таким образом, проворот коленчатого вала компрессора начинается при минимальном напряжении стартер - генератора, обусловленном его потоком остаточного магнетизма и при компрессоре, разгруженном разгрузочным устройством, то есть без нагнетания воздуха в главные резервуары.
После этого рабочая обмотка возбуждения стартер - генератора вновь подключается к регулятору напряжения, после чего восстанавливается зарядка батареи, напряжение стартер - генератора становится равным 110 В, компрессор начинает быстро развивать обороты. Через две секунды после подачи напряжения на обмотку возбуждения стартер - генератора разгрузочное устройство отключается, и начинается нагнетание.
При остановке компрессора также на 4 секунды снимается возбуждение со стартер - генератора. При этом напряжение стартер - генератора падает, прекращается зарядка батареи, ток электродвигателя компрессора падает и контактор КПК1, чей силовой контакт коммутирует якорную цепь электродвигателя компрессора, разрывает цепь, практически, при отсутствии тока, что исключает подгар контакта. Затем к обмотке возбуждения стартер - генератора вновь подводится напряжение и зарядка батареи восстанавливается.
Электродвигатель компрессора - смешанного возбуждения, то есть имеет две обмотки возбуждения - последовательную и параллельную. Якорная цепь электродвигателя защищена автоматом ВкА 24 "компрессор 1" и коммутируется силовым контактом контактора КПК1 по минусу: от плюса стартер — генератора по проводам (1.1) х 2 на автомат ВкА24 "компрессор", по проводу 56.1 на электродвигатель компрессора ЭК1, по проводу 90.1 через контакт контактора КПК1 по проводу 2.13 на минусовой нож рубильника батареи ВКБ, по проводам (2.11)х2 на минус стартер - генератора.
Параллельную обмотку возбуждения электродвигателя компрессора коммутирует контакт контактора КПКЗ: от плюсового ножа рубильника батареи ВКБ по проводу 11.1, по проводу 11.3 па клемму ВК 1/4 по проводу 11.4 на клемму ЛК 1/10, по проводу 11.5, по проводу 11.7 через замыкающий контакт контактора КПКЗ по проводу 31.4 на клемму ЛК 2/2 , по проводу 31.3 на параллельную обмотку электродвигателя компрессора, от ней - по проводу 2.14 на клеммы ЛК 1/1 -і-6 (чистый минус).
Минус батареи и минус стартер - генератора соединены проводами (2.11)х 2. При отсутствии возбуждения на стартер - генераторе клемма ПК 1/11 (чистый плюс в ВВК) получаст питание от плюса батареи по проводу 11.1, через предохранитель ПРЗ, по проводу 9.4, через шунт амперметра зарядки батареи ШЗБ, по проводу 7.4, через сопротивление зарядки батареи СЗБ, по проводу 5.1 на клемму ПК 1/11. При этом диод ДЗБ препятствует замыканию плюса батареи на минус через якорную цепь стартер - генератора.
После подачи питания на рабочую обмотку возбуждения стартер - генератора от регулятора напряжения потенциал плюса стартер - генератора относительно общего с батареей минуса становится выше, чем потенциал плюса батареи (плюс стартер - генератора 110В, а плюс батареи 96В), диод зарядки батареи ДЗБ открывается и клемма ПК 1/11 начинает получать питание от плюса стартер - генератора по проводам (1.1) х 2, по проводу 1.2, через предохранитель ПР1 по проводу 19.7, через диод зарядки батареи ДЗБ по проводу 5.3, по проводу 5.1 на клемму ПК 1/11, одновременно от провода 5.3 через сопротивление зарядки батареи по проводу 7.4, через шунт амперметра зарядки батареи ШЗБ, по проводу 9.4, через предохранитель ПРЗ по проводу 11.1 на плюсовой нож рубильника батареи ВкБ начинает протекать ток зарядки батареи. Таким образом, после подачи питания на рабочую обмотку возбуждения стартер - генератора ток, протекающий по шунту амперметра зарядки батареи меняет направление, при этом стрелка прибора начинает отклоняться не влево, а вправо от нуля.
Плюс рабочей обмотки стартер - генератора при включении контакторов КРН и КРН1 соединяется с плюсом батареи по цепи: от плюсового ножа рубильника батареи ВкБ, по проводу 11.1, по проводу 11.3 на клемму ВК 1/4, по проводу 11.4 на клемму Л К 1/10,по проводу 11.5 через замыкающий контакт контактора КРН, замыкающий контакт контактора КРН1, по проводу 44.1 на клемму ЛК 2/4, по проводу 44.2 на рабочую обмотку возбуждения стартер - генератора. Минус обмотки проводом 42.2 через клемму ЛК 2/5, проводом 42.1 соединяется с регулятором напряжения.
Регулятор напряжения изменяет потенциал на минусе рабочей обмотки возбуждения стартер - генератора таким образом, чтобы напряжение стартер - генератора было равно 110В независимо от частоты вращения коленчатого вала дизеля и независимо от нагрузки стартер - генератора.
Цепи регулятора получают питание при включении контактора КРН от его замыкающего контакта но проводу 48.1. Минус цепи регулятора получают от минусовой клеммы ЛК1/1 +4 по проводу 2.21. Сигналом обратной связи (то есть сигналом, по которому регулятор "контролирует" фактические напряжения стартер - генератора) является напряжение между проводом 1.9, соединенным с плюсом стартер - генератора и минусовым проводом 2.21.
От клеммы ПК 1/11 (чистый плюс в ВВК) по проводу 5.15 через разъем II по проводу 5.12 питание поступает к автомату ВкА11 "компрессоры" (не путать с ВкА24 "компрессор"; ВкА24 защищает якорную цепь элекгродвигателя компрессора, а ВкАІ 1 - цепи управления компрессором). Далее по плюсовой перемычке между ВкА 11 и ВкА 10 (без номера) по проводу 5.11, по проводу 5.13, по плюсовой перемычке между ВкА 20 и ВкА 6 (без номера), по плюсовой перемычке (без номера) между ВкА 6 и ВкА 4 "Дизель I секции", от которого по проводу 53.1 через разъем II, по проводу 53.2, на клеммы ПК 1/23,24 от их по проводу 53.5, через разъём х по проводу 53.15 питание поступает к замыкающему контакту РУ2 (катушка РУ2 получает питание в конце успешного пуска и остаётся под питанием в процессе работы дизеля). От замыкающего контакта РУ2 питание поступает к размыкающему контакту РУ27, зашунтированному замыкающим с выдержкой времени контактом РВ1. Катушка РУ27 находится под питанием при провороте коленчатого вала дизеля и теряет питание после первого включения КРН. Реле РВ1 получает питание одновременно с пусковым контактором КД1. Таким образом, при пуске дизеля через 12 секунд после начала проворота собирается цепь на клемму ПК 1/26: замыкающий контакт РУ 2, замыкающий с выдержкой времени контакт РВ1, провод 57.4, разъём х, провод 57.5, клемма ПК 1/26. После первого включения КРН клемма ПК 1/26 будет получать питание через размыкающий контакт РУ27.
При падении давления воздуха в главных резервуарах ниже 7,5 кг/см2, от автомата ВкА 11 "компрессор " по проводу 401.3, через разъём V по проводу 401.5 через замкнутый контакт реле давления компрессора (замкнутый при давлении воздуха в главных резервуарах ниже 7,5 кг/см2), по прово-ду403.5, через разъём V, по проводу 403.6, через разъём II, по проводу 403.3 на клемму ПК 5/17, по проводу 403.2, через разъём |х, по проводу 403.1, через замыкающий контакт 2РУО (реле повторителя автомата "Управление общее", катушка 2РУО получает питание при включении автомата "Управление общее"), по проводу 405.1, через разъём |х, проводу 405.2 получает питание клемма ПК 5/18, от неё - по проводу 405.7 , через разъём 1х, проводу 405.8, на замыкающий контакт РУЗ (катушка РУЗ получает питание в конце успешного пуска и остается под питанием в процессе работы дизеля), от него - по проводу 407.4, через разъём х, по проводу 407.5 получает питание клемма ПК 5/19, от которой по проводу 407.8, через разъём vil, по проводу 407.7 получает питание катушка РУ20 - реле включения компрессора.
От ВкА 11 "компрессор" по проводу 401.4 через разъём II, по проводу 401.2, через разъём vl получает питание провод 401.1. После включения РУ20 два его замыкающих контакта собирают цепь на провод 419.3, через разъём vlll, по проводу 419.1, через разъём х||, по проводу 419.2 получает питание катушка контактора КПКЗ, замыкающий контакт которого подключает параллельную обмотку возбуждения электродвигателя компрессора к батарее. Одновременно через размыкающую блокировку КРН по проводу 429.1 получит питание РВ11. Через ещё один замыкающий контакт РУ20 по проводу 417.3 через разъём vlll, по проводу 417.1, через разъём х||, по проводу 417.2 получит питание РВ9. Кроме того от замыкающего контакта РУ20 получит питание РВ10. Через 4 секунды замкнётся замыкающий с выдержкой времени контакт PB 10 и получит питание катушка РРВ10, чей замыкающий контакт создаст цепь по проводу 409.3 через разъём vlll, по проводу 409.1, через разъём х||, по проводу 409.2, через замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт РВ9, по проводу 451.1, через замыкающую блокировку контактора КПКЗ по проводу 411.1 на катушку КПК1, после чего создаётся цепь на электропневматический вентиль разгрузки компрессора ВРК1 : от провода 419.2 через замыкающий с выдержкой времени контакт РВ11, по проводу 423.2, через разъём xlll, по проводу 423.1, через замыкающую блокировку КПК1, по проводу 425.1, на клемму ПК 5/20, по проводу 425.2 на катушку ВРК1.
Два замыкающих контакта РРВ10 создают цепь катушки контактора КРН1: от клеммы ПК 1/26 по проводу 57.8, через разъём vil, по проводу 57.7 через замыкающие контакты РРВ10 по проводу 139.7, через разъём vil, по проводу 139.8 на клемму ПК 3/13, по проводу 139.1, через разъем хіі, по проводу 139.2, по проводу 139.5, на катушку КРН1, замыкающая блокировка которого собирает цепь катушки КРН. Силовые контакты КРН и КРН1 собирают цепь рабочей обмотки стартер - генератора и напряжение стартер - генератора повышается до 110В - начинается проворот коленчатого вала компрессора при включенном разгрузочном устройстве. Размыкающая блокировка КРН разрывает цепь РВ11, замыкающий контакт с выдержкой на размыкание которого через две секунды разорвет цепь катушки электропневматического вентиля разгрузочного устройства - начнётся нагнетание сжатого воздуха в главные резервуары.
После достижения давления в главных резервуарах 9,0 кг/см2 РДК разомкнёт свой контакт в цепи катушки РУ20, после чего потеряют питание аппараты, получающие его через замыкающие контакты РУ20- это РВ10, РРВ10 и РВ9. Замыкающие контакты РРВ10 порвут цепь катушек КРН и КРН1, возбуждение со стартер - генератора будет снято и напряжение стартер - генератора упадёт до нуля. Катушка КПКЗ будет получать питание при этом питание по цепи: автомат ВкА 11 "компрессор", по проводу 401.4, через разъём II, по проводу 401.2, через разъём VI, по проводу 401.1, через размыкающий контакт РУ20, по проводу 409.3, через разъём VIII, по проводу 409.1, через разъём х||, по проводу 409.2, через замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт РВ9, провода 451.1 и 451.2, через диод Д46, по проводу 419.7 на катушку КПКЗ, через замыкающую блокировку которого по проводу 411.2 получает питание катушка КПК1.
Через 4 секунды контакт РВ9 разорвёт цепь обеих катушек. Так как возбуждение со стартер - генератора снято и, соответственно напряжение равно нулю, размыкание цепи электродвигателя компрессора КПК 1 происходит без тока. После снятия питания с катушки КПК1 его размыкающая блокировка в цепи катушек КРН и КРН1 соберёт совместно с размыкающим с выдержкой времени на замыкание контактом РВ9 цепь, шунтирующую контакты РРВ10, и питание катушек КРН и КРН1 будет восстановлено - рабочая обмотка стартер - генератора вновь начнёт получать питание
от регулятора напряжения, напряжение стартер - генератора возрастёт до 1ІОВ и восстановится зарядка батареи.
Таким образом, подача питания на катушки КРН и КРН1, при включенном компрессоре происходит через два замыкающих контакта РРВ10, при этом 4-х секундную паузу в работе регулятора напряжения перед пуском компрессора обеспечивает замыкающий с выдержкой времени контакт РВ10 в цепи катушки РРВ10.
При выключенном компрессоре питание на катушки КРН и КРН1 подаётся через размыкающую блокировку КПК1 и размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакта РВ9. 4-х секундная пауза в работе регулятора напряжения после остановки компрессора обеспечивает замыкающим с выдержкой времени на размыкание контакта в цепи катушек КПК1 и КПКЗ и размыкающим с выдержкой времени на замыкание контактом РВ9 в цепи катушек КРН и КРН1
Рис. 11 Цепи управления компрессором и регулятором напряжения
Цепи проворота коленчатого вала дизеля | Технический формуляр по электрической схеме тепловоза ТЭМ7а | Остановка дизеля и цепи прокачки дизеля маслом после остановки