Масляные насосы

Масляный насос дизелей 16ЧН. Насос предназначен для обеспечения циркуляции масла в системе дизеля с необходимым давлением. Номинальная частота вращения 1550 об/мин; подача не менее ПО м3/ч при давлении нагнетания 0,7 МПа и температуре масла 65-82 °С. Давление открытия перепускного клапана 0,9 МПа. Насос шестеренного типа, односекционный, нереверсивный. Шестерни стальные, косозубые. Корпус 2 насоса (рис. 73) имеет расточки под ведущую 7 и ведомую 3 шестерни. Ведущая шестерня приводится во вращение шлицевым валом 8. В крышках 1 к 5 запрессованы бронзовые втулки 9, служащие опорами для ведущей шестерни. В расточку ведомой шестерни запрессованы две бронзовые втулки 10, посредством которых шестерня опирается на неподвижную ось 4. Через сквозное центральное отверстие в оси масло из полости нагнетания подается на смазку к втулкам 10. Ось зафиксирована штифтом в крышке.

При вращении рабочие шестерни захватывают масло из всасывающей полости и переносят его между зубьями и цилиндрической поверхностью корпуса в нагнетательную полость. Давление, создаваемое насосом, определяется сопротивлением системы. Для ограничения максимального уровня давления нагнетательная секция снабжена перепускным клапаном 6, прикрепленным к торцу насоса. При давлении 900 МПа клапан открывается и масло перетекает из напорной полости во всасывающую.

На дизелях 16ЧН 26/26 выпуска до 1980 г. применялись масляные насосы МШ-120 (рис. 74). Принципиальным отличием этого насоса является установка шестерен на двухрядных радиально-сферических роликовых подшипниках. Перепускной клапан золотникового типа. В связи с недостаточной долговечностью радиально-сферических подшипников насосы сняты с производства.

Рис. 73. Насос масляный на подшипниках скольжения

Масляный насос дизелей 8ЧН 26/26. Насосы МШ-40 шестеренного типа, односекционные, нереверсивные. Номинальная частота вращения 2500 об/мин (при пдв = 1000 об/мин), подача 55 м1 * 3/ч, давление нагнетания 0,6 МПа.

Корпус 2 насоса (рис. 75) представляет собой отливку из чугуна с двумя цилиндрическими расточками для установки ко-

Рис. 74. Насос масляный МШ-120: 1 - корпус; 2 - -шестерня ведущая; 3, /5-плиты подшипников; 4 - ведомая шестер ня; 5 - упорный подшипник; 6 - разгрузочный поршень; 7 - крышка; 8, 13 - лакотканевые прокладки; 9 - стержень; 10 - пружина; И - поршень; 12 - клапан;

14 - подшипник

Рис. 75. Насос масляный МПІ-40: 1 - крышка; 2 - корпус; 3,4- стальные косозубые шестерни; 5 - плита; 6 - центрирующая втулка; 7 - соединительная муфта; 8 - пробка; 9 - крыш ка; 10 - Стержень; И - втулка; 12 - пружина; 13 --- поршень; 14 - клапан

созубых шестерен 3 и 4. Корпус закрыт крышкой 1 и плитой 5, в которые впрессованы бронзовые втулки подшипников, служащих опорами вращающихся шестерен. Ведущая шестерня 4 приводится во вращение соединительной муфтой 7.На корпусе привода насос центрируется с помощью втулки 6. Заданное рабочее давление поддерживается перепускным клапаном.

При повышении давления поршень 13, сжимая пружину 12, перемещается вместе с клапаном 14 до упора в стержень 10. Когда давление превышает 0,75 МПа, перемещается один клапан. При этом открывается канал, соединяющий нагнетательную и всасывающую полости, чем обеспечивается перепуск масла.

Насос маслопрокачивающий. Насос (рис. 76) шестеренного типа, крепится к фланцу электродвигателя с помощью кронштейна 8 и вместе с двигателем прикреплен к раме дизеля. В крышке и корпусе имеются соосные расточки, в которых установлены бронзовые втулки, выполняющие роль опор валов ведущей и ведомой шестерен. Плотность насоса обеспечивается крышкой 1 и манжетами 6, расположенными в обойме 13. Насос предназначен для автономной подачи в дизель масла перед пуском и после остановки, т. е. когда не работает основной насос.

При вращении шестерен масло засасывается из ванн в полость н и переносится в нагнетательную полость ж, откуда под.давлением поступает в масляную магистраль дизеля. Заполнение впадин зубьев шестерен обеспечивается полостью б в корпусе и поло стью м в крышке с всасывающей полостью н. Полости кии служат для отвода защемленного объема масла из вошедших в зацепление зубьев шестерен. В корпусе насоса установлен предохранительный клапан 14, который при повышении давления перепускает избыток масла в полость всасывания.

К подшипникам масло поступает из нагнетательной полости по каналам в корпусе. Зазоры в подшипниках: установочный 0,06-0,102 мм, допускаемый 0,15 мм. При установке шестерен радиальный зазор между корпусом и зубьями от 0,065 до 0,140 мм, торцовый зазор от 0,10 до 0,20 мм.

Принципиальная схема масляной системы | Тепловозные дизели типа Д49 | Охладители и фильтры очистки масла