Охладители и фильтры очистки масла

Охладитель масла. Для отвода тепла, выделяющегося в масло от трущихся деталей, и при охлаждении поршней используется охладитель (рис. 77). Водяная полость охладителя разделена пополам перегородкой 5 в крышке И. Вода циркулирует в охлаждающей секции по оребренным трубкам 6, закрепленным в передней 3 и задней 16 трубных досках. Для улучшения теплообмена в охлаждающей секции установлены сегментные перегородки 13, создающие поперечное омывание маслом трубного пучка. Стык перегородок и корпуса уплотнен резиновым шнуром 14. Температурные удлинения трубок охлаждающей секции вызывают перемещения задней трубной доски 16, которая уплотняется в корпусе 2 и крышке 1 двумя резиновыми кольцами. Положение секции относительно корпуса фиксируется штифтом 19.

Вода в охладитель поступает по патрубку г передней крышки, проходит по трубкам 6 одной половины секции, затем по трубкам другой половины и выходит из патрубка д. Масло в охладитель поступает по трубопроводу в раме через отверстие в кронштейне 15, проходит в межтрубном пространстве и выходит через кронштейн 8.

Фильтр масла центробежный. Ротор фильтра (рис. 78) вращается на оси 2. В крышке 4 ротора установлены 2 сопла 15 и 2 отбойника 14. Опорами ротора служат бронзовые втулки 6 и 13, запрессованные в корпус и крышку ротора, а также упорный подшипник 3, воспринимающий нагрузку от массы ротора и зафиксированный на оси пружинным кольцом 5. В колпаке 8 запрессована втулка 11, служащая опорой для верхнего конца оси. Внутренняя стенка корпуса ротора покрыта бумажной прокладкой 10, что облегчает удаление отложений продуктов износа из масла при очистке фильтра.

К колпаку прикреплен кронштейн 1, где размещен запорнорегулировочный клапан, автоматически отключающий фильтр при падении давления масла ниже 0,25 МПа, а также предназначенный для ручного отключения фильтра. Прозрачная пробка 12 позволяет наблюдать за вращением ротора в работе. Стык кронштейна 1 и колпака 8 уплотнен резиновым кольцом 7.

Рис 77. Охладитель масла:

/. „ - крышки; Д - корпус; 3 16 - доски трубные; 4 7 у вентили: 5 / перегородки. ^Гио^:

ш.ейиы; 9. ^т-т=л«; /_« - -и- сли'вЛасла; г, * - патрули; I - отверстие

Масло подается в фильтр через канал в кронштейне, запорнорегулировочный клапан и отверстия в оси. Пройдя между отбойником 14 и осью 2 по каналу в крышке, масло поступает к соплам 15. Вытекая из сопел, масло развивает реактивную силу, заставляющую ротор вращаться. Под действием центробежных сил механические примеси и другие включения оседают на прокладке 10. Чистое масло стекает через окна в кронштейне в раму дизеля.

В процессе эксплуатации при техническом обслуживании разбирают центробежный фильтр для очистки внутренней полости ротора от отложений. При разборке и сборке фильтра необходимо обращать внимание на установку сопел в заданное положение, так как это обеспечивает создание реактивного момента для вращения ротора.

Фильтр полнопоточный. Для тонкой очистки масла предназначен полнопоточный фильтр (рис. 79), применяемый *на дизелях 16ЧН 26/26. В корпусе фильтра установлены элементы типа «Нарва-6». К основанию 1 прикреплены четыре корпуса 5. Стык уплотнен резиновыми кольцами 3. Нижние фильтрующие элементы установлены на стакан 2.[Между фильтрующими) элементами 6 расположены втулка и опора 4. В корпусах 5 ввернуты перепускные клапаны 7 тарельчатого типа, предохраняющие фильтрующие элементы от разрушения при повышении перепада давлений. Фильтрующие элементы поджимаются пружиной 8. Предохранительный клапан состоит из корпуса, пружины, регулировочной гайки и стопорного винта.

Рис. 79. Фильтр масла полнопоточный: І - основание корпуса; 2 - стакан; 3 - уплотнительное кольцо; 4 -- опора; 5 -- корпус; 6 - фильтрующий элемент; 7 - перепускной клапан; 8 - пружина; 9 - труба

На дизель-генераторах 1А-9ДГ выпуска до 1975 г. полнопоточный фильтр не применялся. Введение полнопоточного фильтра позволило существенно улучшить фильтрацию масла и повысить надежность и износостойкость узлов трения дизеля. В эксплуатации необходимо постоянно следить за состоянием фильтрующих элементов «Нарва-6» и периодически их заменять. При работе с загрязненными элементами создается повышенный перепад давлений, открывается перепускной клапан и часть масла идет в дизель без необходимой фильтрации. Новые фильтрующие элементы тщательно осматривают на отсутствие трещин, надрывов и других повреждений.

Масляные насосы | Тепловозные дизели типа Д49 | Схемы систем охлаждения