Поддизельная рама. При каждой смене масла очищают полость и сетки маслозаборника. Особое внимание обращают на плотность прилегания крышки 2 (см. рис. 14) к корпусу маслозаборника. Какие-либо повреждения прокладки 3 не допускаются. Неплотная установка крышки при некоторых режимах работы тепловоза (например, резкое аварийное торможение) может привести к попа-
Данию воздуха в масло и как следствие к повреждению подшипников коленчатого вала. Через каждые 10 тыс. км удаляют масло из маслосборной полости а (см. рис. 13) через вентиль# во время работы дизеля на 8-й-10-й позициях контроллера, когда избыточное давление наддувочного воздуха способствует удалению масла, а также прочищают отверстия д сапуна 10. Если масло не слить, маслосборная полость будет либо переполняться, либо масло из воздушного ресивера блока цилиндров не будет стекать в полость а. В результате масло будет накапливаться в ресивере, что при определенных условиях может приводить к «разносу дизеля на масле».
Блок цилиндров. На ТР-2 и ТР-3 проверяют укладку коленчатого вала, зазор на масло и осевой разбег вала в упорном подшипнике. В случае проверки укладки с отсоединенным генератором не допускается прохождение щупа 0,05 мм на глубину более 20 мм под несмежными шейками вала. При этом зазор «на масло» по щупу 0,08-0,32 мм, а зазор между шейками вала и вкладышами около стыков - не менее 0,05 мм.
В случае проверки укладки с присоединенным генератором допускается прохождение щупа 0,15 мм под восьмую и седьмую коренные шейки и 0,10 мм под шестую коренную шейку. Под остальные шейки допускается прохождение щупа до 0,05 мм на глубину до 20 мм под несмежные шейки. При этом суммарный зазор на масло над шестой, седьмой и восьмой шейками и под ними по щупу должен быть в пределах 0,08-0,30 мм. При отклонениях в укладке вала с присоединенным генератором проверяют укладку с отсоединенным генератором.
Укладку вала восстанавливают либо перезатяжкой болтов подвесок, либо заменой вкладышей (установка вкладыша требуемой толщины), либо в аварийных случаях припиловкой зубчатого стыка или шабровкой постели той подвески, по которой имеются отклонения. Для этого подвеску снимают и дополнительно обрабатывают. Если зазор на масло по щупу превышает 0,35 мм, его восстанавливают заменой вкладыша.
Коренные вкладыши следует осматривать на ТР-3. На вкладышах не допускаются трещины, выкрашивание и отслаивание заливки, сильный наклеп стыков и наружной поверхности, грубые риски.
Размер в плоскости стыков в свободном состоянии, толщина вкладыша, натяг, непрямолинейность образующей наружной поверхности должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 2. При износе приработочного покрытия на всей ширине вкладыша допускается его восстановление снятием гальванически старого покрытия и нанесением нового по специальной технологии.
При замене вкладыша из-за наклепа на наружной поверхности перед установкой нового вкладыша на постели подвески необходимо удалить пятна наклепа.
Натяг вкладышей проверяют в приспособлении, представляющем собой полуцилиндр с диаметром Д = 230 + 0,006 мм, в который устанавливают вкладыш и по его разъему прикладывают равномерно распределенную нагрузку <2 = 36 ± + 0,1 кН. Для сохранения стыков вкладышей в закрытом состоянии необходимо болты подвесок затянуть строго в соответствии с требованиями заводской инструкции. Приспособление для затяжки представлено на рис. 122, приемы пользования им ясны из назначения.
Втулка цилиндра. После ввода дизеля в эксплуатацию и пробега 10 тыс. км, а также после ТР-2 и ТР-3 производится подтяжка шпилек крепления втулки цилиндра с крышкой для компенсации первоначальных обмятий в резьбовом соединении и газовом стыке втулки и крышки. Подтяжка является непременным условием надежной работы газового стыка. Она производится на «холодном» двигателе в последовательности: отвернуть гайку шпильки, маркированной номером 1, на половину длины резьбы, смазать резьбу, сферические поверхности гайки и шайбы маслом, используемым для смазки дизеля, затянуть гайку моментом 0,04 кН-м; далее аналогично подтянуть остальные гайки в последовательности номеров 4-2-5-3-6; далее проверить затяжку всех гаек моментом 0,04 кН-м в последовательности 1-2-3-4-5-6. Соблюдение рекомендуемой последовательности затяжки обеспечивает исключение деформации исходных геометрических размеров зеркала втулки цилиндра.
Во время ТР-2 и ТР-3 измеряют рабочие поверхности и опорные пояса втулки в свободном состоянии. При износах, более допустимых, по инструкции втулки бракуют. При сборке втулки с крышкой важно выполнить требование по последовательности затяжки шпилек для обеспечения плотности газового стыка и цилиндричности рабочей поверхности (по овалу) в допустимых пределах (см приложение 2). Рубашки втулок цилиндров, имеющие кавитационные разрушения глубиной более 2,5 мм, заменяют. Кавитационные разрушения проявляются главным образом при нарушениях водоподготовки,
⇐Особенности эксплуатации турбокомпрессора | Тепловозные дизели типа Д49 | Шатунно-поршневая группа⇒