Коленчатый вал практически не требует ухода до капитального ремонта дизеля. Надежная работа вала зависит от качества фильтрации масла, температуры и давления масла дизеля, состояния антивибратора и силиконового демпфера, укладки вала в блоке.
Шатуны. На каждом ТР-2 и ТР-3 при снятии шатунов с дизеля контролируют состояние нижней головки, втулок верхних головок, втулок пальца прицепного шатуна, вкладышей, шатунных болтов и пальцев. Нижнюю головку шатуна измеряют при затяжке болтов в соответствии с требованиями чертежа. Диаметр постели должен быть 220!^о,’о2 мм, овальность не более 0,07 мм. Отклонение от этих размеров постели исправляют на хонинговальном станке, а восстанавливают первоначальные размеры хромированием, толщина хрома после окончательной обработки поверхности не более 0,15 мм.
На вкладышах не допускаются трещины, выкрашивание и отслаивание заливки, сильный наклеп стыков и наружной поверхности, грубые риски. Размер в плоскости стыков в свободном СОСТОЯНИИ, толщина вкладыша, натяг, непрямолинейность образующей наружной поверхности должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 2. Зазор на масло по обмерам шатунной шейки коленчатого вала и вкладыша не выше 0,35 мм. Зазор на масло восстанавливают заменой вкладышей. При износе прира-боточного покрытия на площади более 20 см2 его восстанавливают гальваническим способом по специальной технологии. При замене вкладыша из-за наклепа на постели следует удалить пятна наклепа.
Натяг вкладыша проверяют в приспособлении - полупостели с диаметром/) = 210,0+0-006 мм, к торцам вкладыша прикладывают равномерно распределенную нагрузку <2 = 41 ± 0,1 кН-м. Схема приспособления аналогична схеме для коренных вкладышей. Шатунные болты проверяют дефектоскопом на отсутствие трещин. При наличии грубых рисок и забоин на стержне и резьбе болтов их следует заменить. Штифты вкладышей должны иметь плотную посадку в отверстиях постели, выступание штифта над постелью не более 3,5 мм, утопание утолщенной части штифта относительно поверхности постели не менее 0,5 мм.
Втулки верхних головок и пальцы прицепного шатуна заменяют при ослаблении их посадки в постелях, наличии выкрашивания бронзы, достижении предельных зазоров на масло между втулками и пальцами (см. приложение 2). При замене новую втулку запрессовывают с натягом 0,10-0,14 мм для верхней головки и 0,06-0,11 мм для прицепного сочленения. При запрессовке обеспечивают правильное поло* жение отверстий и прорези для прохода масла. При фрезеровке торцов и обработке фасок втулок после запрессовки, чтобы сохранить форлу втулок, необходимо защищать рабочую поверхность и масляные каналы от стружки. Палец прицепного сочленения заменяют при трещинах и износе свыше нормы (см. приложение 2).
Поршень
Поршни разбирают для очистки полости охлаждения от масляных отложений при ТР-2 и ТР-3. Головку и тронк осматривают на отсутствие трещин, изломов перемычек между канавками под поршневые кольца, натиров боковой поверхности тронка. Натиры на боковой поверхности тронка можно зачищать. Покрытие тронка при износе на площади более 50 % следует восстанавливать, толщина покрытия 0,025-0,004 мм. Предельные зазоры и размеры поршня и его отдельных составных элементов приведены в приложении 2. При овальности бобышек тронка под палец более 0,06 мм тронк заменяют. Ослабленные сливные трубки устанавливают на клее ГЭН-150 с натягом 0,01-0,032 мм. Проверяют плотность посадки шпилек в головке поршня. При ослаблении посадки шпильки вывертывают, очищают резьбу на шпильке и в головке. Шпильки устанавливают на эпоксидной смоле и затягивают моментом 0,07-0,1 кН'М. Полость охлаждения в головке очищают от отложений одним из способов, например косточковой крошкой. Поршневые кольца заменяют при задирах, следах прорыва газов, предельного зазора в замке и ручьях, сколах хрома (на компрессионных и односкребковых маслосъемных кольцах). Толщина хрома у компрессионных колец неменее 0,07 мм. Компрессионные кольца с зазором в замке в рабочем состоянии 1,8-2,2 мм рекомендуется ставить в третий ручей. Поршневой палец заменяют при трещинах, сколах, достижении предельного зазора между пальцем и бобышкой тронка или втулкой верхней головки шатуна.
Резиновое уплотнительное кольцо между головкой и трояком заменяют независимо от его состояния. При сборке поршня шпильки затягивают в перекрестном порядке за три-четыре приема моментом 0,12-0,14 кН-м. Проволока для обвязки должна быть натянута, без дефектов на поверхности. Кольца должны свободно без заедания перемещаться и утопать в ручьях. Зазор между канавками головки и компрессионными кольцами проверяют в приспособлении (рис. 123). Поскольку кольца имеют трапецеидальную форму, проверка зазора осуществляется одновременно тремя щупами, равномерно расположенными по окружности.
Рис. 123. Приспособление для замера зазоров между канавками поршня и компрессионными кольцами: 1 - поршень; 2 - кольцо; 3 - щуп
⇐Поддизельная рама, блок цилиндров и втулка цилиндра | Тепловозные дизели типа Д49 | Крышка цилиндра. Обслуживание⇒