Поршень - один из основных и высоконагруженных узлов дизеля. Работоспособность поршня совместно с крышкой цилиндра и шатунными вкладышами определяет ресурс дизеля до ремонта, связанного с разборкой дизеля. На всех дизелях типа Д49 применен поршень составной конструкции и относительно малой массы, что создает умеренные инерционные нагрузки на детали шатунно-кривошипного механизма. Головка 6 поршня (рис. 28), отштампованная из жаропрочной стали, для снижения температуры охлаждается маслом. Температура в различных точках головки при ре = 1,2 МПа представлена на рис. 29. Над первым кольцом температура не превышает 170 С.
1 - шпилька; 2, 12 - втулки; 3 - палец; 4 - стопорное кольцо; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - головка; 7 - кольца компрессионные; 8,9 - кольца маслосъемные; 10 - расширитель; 11 - тронк поршня; 13 - стакан; 14 - пружина; 15 - проволока; 16 -¦ гайка; а - полость; 6, в - каналы
Умеренные температуры, использование качественной жаропрочной стали обеспечивают повышенные механическую и термическую прочность головки и износостойкость ручьев компрессионных колец. Тронк 11 поршня (см. рис. 28) изготовлен из штампованного высокопрочного алюминиевого сплава. Для улучшения приработки с втулкой цилиндра рабочая поверхность тронка покрыта слоем дисульфида молибдена. Компрессионные кольца 7 изготовлены из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом.
Трапециевидное сечение, колец повышает их подвижность и сопротивляемость загоранию в ручьях. Рабочая поверхность колец покрыта хромом толщиной 0,16-0,25 мм. На глубине 0,05-0,07 мм хром пористый. Ускорение приработки колец по втулке цилиндра достигается покрытием поверхности трения колец гальваническим способом слоем меди толщиной 0,01-0,015 мм и олова толщиной 0,006-0,01 мм.
Маслосъемные кольца изготовлены из легированного чугуна. Верхнее кольцо 8 имеет одну маслосъемную кромку, нижнее 9 - две кромки. Расширитель 10 обеспечивает постоянство давления кольца на втулку цилиндра и увеличивает его маслосъемные свойства. Расположение маслосъемных колец выше оси поршневого пальца улучшает смазку тронка и исключает возможность задира поверхности втулки. Палец поршня 3 изготовлен из легированной стали, азотирован или цементирован. Головка и тронк поршня стянуты четырьмя шпильками 1. Масло на охлаждение головки поршня поступает из шатунов в среднюю часть головки и затем по отверстиям б в периферийную часть а.
Рис. 29. Температура в различных точках головки поршня
Глава 3
ПРИВОДЫ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И НАСОСОВ
⇐Шатуны | Тепловозные дизели типа Д49 | Механизм газораспределения⇒