От привода насосов (рис. 36) получают вращение валы водяных насосов холодного и горячего контуров системы охлаждения, масляного насоса и топливоподкачивающего насоса. Одновре-
Рис. 36. Привод насосов дизеля 8ЧН 26/26: -»
а - привод насосов; б - схема соединения шестерен; 1,2,3 - корпуса; 4, 20, 30 - шестерни; 5, 25, 29 - валы; 6 - веиец зубчатый; 7 - кольцо; 8 - маслоотражатель;
9 - маслоулавливатель; 10, 16 - пружины; 11 - вал-ступица; 12, 24 - заглушки; 13 - полумуфта; 14 - шарикоподшипник; 15 - диск; 17 - сухарь; 18, 28 - противовесы;
19 - втулка шлицевая; 21 - форсунка; 22, 27, 31 - кольца уплотнительные; 23 - проставок; 26 - ступица; а, б, в - каналы масла; д - шатунные шейки коленчатого вала; е - риски; I - топлнвоподкачивающнй насос; II - масляный насос; III - водяные насосы
менно он включает в себя детали механизма уравновешивания сил инерции второго порядка и обеспечивает отбор мощности для вспомогательных нужд тепловоза.
Привод представляет собой зубчатую передачу, состоящую из цилиндрических прямозубых шестерен, смонтированных на подшипниках качения в двух корпусах 2 и 3. Для повышения долговечности корпусов в их расточки под подшипники качения установлены стальные обоймы. Корпуса, выполненные из чугуна или алюминиевого сплава, между собой соединены болтами и зафиксированы четырьмя призонными штифтами. Ведущая шестерня привода является упругой и состоит из зубчатого венца 6, устанавливаемого на ступицу 26 и закрываемого диском 15, последний соединен призонными болтами со ступицей. В комплекте зубчатый венец-диск-ступица выполнены восемь овальных окон, в каждом из которых установлены по две цилиндрические пружины 16 и два сухаря 17. Окна после установки в них упругих элементов закрывают кольцами 7, ограничивающими осевое перемещение сухарей.
Ступица 26 напрессована на вал-ступицу 11, соединенную с коленчатым валом посредством приводного шлицевого вала 25, на ней установлены два подшипника, маслоотражатель 8 и полу-муфта 13, позволяющая отбирать мощность для вспомогательных нужд тепловоза. Шестерни 20 и 30, напрессованные на противовесы 18 и 28, представляют собой часть механизма уравновешивания, расположенного на переднем торце дизеля. Шестерня 20, получая вращение от упругой шестерни, приводит во вращение через шлицевую втулку 19 топливоподкачивающий насос I и передает вращение двум крайним противовесам, от которых через шлицевые валы 29 приводятся во вращение водяные насосы III. Топливоподкачивающий и водяные насосы установлены на промежуточных проставках, играющих роль крышек расточек под подшипники противовесов.
Привод установлен на двигателе с переднего торца и прикреплен к блоку и раме через промежуточный корпус 1, в котором выполнены каналы с для прохода масла во всасывающую полость масляного насоса. Канал по соединениям корпусов между собой уплотнен резиновыми кольцами 27. Зацепления шестерен, подшипники качения, шлицевые соединения привода водяных и топливоподкачивающего насосов смазываются маслом, поступающим из масляного коллектора блока цилиндров по каналам а ив в корпусах, каналам в форсунке 21 и проставках 23, через центральное отверстие в заглушке, а также масляным туманом, образуемым в полости привода насосов. Шлицевое соединение вала 5 привода масляного насоса смазывается маслом, поступающим из насоса. Шлицы приводного вала 25 смазываются маслом, поступающим от коренной шейки коленчатого вала по специальным каналам. Полость вала-ступицы 11 уплотнена заглушкой 12 с резиновыми кольцами. Пружина 10 исключает передачу осевых усилий от коленчатого вала через вал приводной 25 на подшипники привода и обеспечивает работу вала в крайнем положении. Осевые зазоры в подшипниках шестерен обеспечивают за счет регулировочных колец, устанавливаемых между наружными кольцами подшипников и стопорными кольцами.
При сборке привода необходимо обеспечить зацепление зубьев шестерен 20 и 30 таким образом, чтобы риски е на торцах противовесов были параллельны между собой с отклонением не более 4° (7 мм на радиусе 100 мм). При монтаже привода на дизеле необходимо установить в вертикальное положение шатунные шейки коленчатого вала и затем поставить приводной вал 25. После установки привода на дизель отклонение рисок на противовесах должно быть не более 9° (15,7 мм на радиусе 100 мм). Увеличение отклонения вызывает недопустимое повышение вибрации дизеля.
⇐Уравновешивание сил инерции второго порядка на дизелях 8ЧН 26/26 | Тепловозные дизели типа Д49 | Привод насосов дизель-генераторов 16ЧН 26/26 и 12ЧН 26/26⇒