На переднем торце дизеля расположен привод насосов (рис. 37) для приведения в действие двух водяных и масляных насосов, а также для отбора мощности на вспомогательные нужды тепловоза. Привод представляет собой зубчатую передачу, состоящую из цилиндрических прямозубых шестерен, смонтированных на подшипниках качения в двух корпусах 2 и 3. Для повышения долговечности корпусов в их расточки установлены стальные обоймы. Корпуса выполнены из алюминиевого сплава, между собой соединены болтами и призонными шпильками, что обеспечивает необходимую точность сборки корпусов для обеспечения соосности опор шестерен. Ведущая шестерня 4 напрессована на вал-ступицу 6, соединенную с коленчатым валом через вал приводной 7, приводит во вращение шестерни 18 привода масляных насосов и шестерни 16 привода водяных насосов.
В зависимости от модификации дизель-генератора привод насосов может иметь отбор мощности на вспомогательные нужды, и тогда на конусную часть вала-ступицы напрессована полу-муфта 8, маслоотражатель 12 и детали уплотнения масляной полости 10, 11. При отсутствии отбора мощности вал-ступица не имеет конуса и закрывается кожухом 20, детали уплотнения масляной полости упрощены и не имеют уплотнительных колец. На приводе могут быть установлены также по одному или по два водяных и масляных насосов. При отсутствии водяного насоса его место закрыто глухой крышкой, а при отсутствии второго масляного насоса - крышкой 26, в которой выполнен переточный канал ж для прохода масла.
Привод насосов прикреплен к блоку цилиндров и раме через промежуточный корпус 1, в котором для прохода масла из каналов рамы к всасывающим полостям масляных насосов выполнены
Рис. 37. Привод насосов дизель-генераторов: 1^2,3- корпуса; 4, 16, 18 - шестерни; 5 - шарикоподшипник; 6 - вал-ступица; 7, У7, ’]д _ валы приводные; 8 - полумуфта; 9, 21 - пружины; 10 - втулка; 11, 22 - заглушки; 12 - маслоотражатель; 14 - форсунка; 15, 23, 27 - кольца уплотнительные; 20 - кожух; 24 - патрубки; 25 - фланцы; 26 - крышка переточная; а, б, ш, г, д, е, ж, и, к, л каналы н полости
каналы е и л, в разъеме корпусов каналы уплотнены резиновыми кольцами. В этом же корпусе выполнен канал для прохода воды от насоса к водяным коллекторам, для чего установлены патрубки 24 и с противоположной стороны корпуса фланцы 25, в которые входят соединительные муфты. Насосы для воды приводятся шлицевыми приводными валами 17, а масляные-валом 19, запрессованным в шестерню 18. Масло к шестерням и шлицевым соединениям поступает из масляной магистрали дизеля по каналам а, б, в, г и форсунке 14. Образуемый масляный туман в полости привода смазывает и охлаждает подшипники качения. Смазка на шлицы вала 19 подается по каналу от масляного насоса.
Уплотнение коленчатого вала. Корпус 1 (рис. 38) уплотнения прикреплен к блоку цилиндров и раме, на верхней плоскости которого закреплен привод распределительного вала. Спереди на корпусе закреплен кожух 2 с установленным на нем масло-улавливателем.
Коленчатый вал уплотнен двумя последовательно расположенными маслоотражательными дисками, объединенными в узел 4, напрессованный на его фланец. На втулке маслоотражателя имеется дополнительный буртик, который сбрасывает масло под действием центробежных сил в канавку маслоулавливателя. Отраженное масло стекает в картер по каналам виг. Стрелка 8 позволяет вести отсчет угла поворота по градуированной шкале, выполненной на муфте во время монтажно-демонтажных и регулировочных работ.
Корпус 1, обе половины кожуха 2 и стрелка относительно блока цилиндров и между собой зафиксированы контрольными штифтами. Все плоскости разъемов между деталями уплотнены прокладками из паронита.
Уплотнение выходного вала является бесконтактным и обеспечивает длительную работу. При монтаже его необходимо следить за тем, чтобы маслоотражательные бурты 4 не касались маслоулавливателя 3. Это достигается изменением толщины регулировочных прокладок и может быть проконтролировано размером а, который должен быть 1 -4 мм, а также равномерным зазором б по окружности. Рекомендуется обеспечить разность этого зазора не более 0,1 мм при измерении в трех положениях через 120° по окружности. Установив зазор, маслоулавливатель фиксируют контрольными штифтами.
Привод тахометра механического. Привод (рис. 39) представляет собой зубчатую передачу из цилиндрических винтовых шестерен, предназначенную для привода во вращение механического тахометра, измеряющего частоту вращения коленчатого вала. В корпусе 1 на шарикоподшипниках смонтированы шестерни 4, 12 и 15, получающие вращение от привода распределительного вала через валик 2, в котором имеется канал для прохода масла в привод тахометра. Шестерня 15 предназначена для замера частоты вращения вручную, на ее выходном конце установлена манжета 16 и на втулку 18, являющуюся опорой шарикоподшипников, навернута глухая гайка 20, препятствующая утечке масла. Ведомая шестерня 12 посредством валика 10, закрепленного в шестерне, приводит во вращение гибкий валик 8 механического тахометра. Для обеспечения центрирования гибкого валика по валику 10 на него установлена втулка 9, зафиксированная штифтом.
Рис. 39. Привод механического тахометра: 1 - корпус; 2 - валик приводной; 3 - крышка; 4 - шестерня ведущая; 5, 11, 17 - шарикоподшипники; 6 - тахометр; 7 - кронштейн; 8 - валик гибкий; 9 - втулка центрирующая; 10 - валик; 12 - шестерня ведомая; 13 - гайка; 14, 18, 19 - втулки; 15 - шестерня для ручного замера частоты вращения; 16 - манжета; 20 гайка;
а - канал слнва масла
Смазка шестерен и подшипников привода осуществляется масляным туманом, образуемым в полости привода.
Установка прибора на дизелях выполнена различной по наклону, что определяется условиями компоновки в тепловозе Однако на точность показаний тахометра его установка не влияет
Приводы дизель-генератора 204Н 26/26. Двухступенчатый турбокомпрессор дизель-генератора установлен на торце блока со стороны отбора мощности, поэтому приводы механизмов выполнены на переднем торце блока В алюминиевых корпусах установлены цилиндрические прямозубые шестерни привода, которые опираются на подшипники качения и подшипники скольжения Привод передает вращение распределительному валу, водяным и масляным насосам, регулятору, предельному выключателю и тахометру В корпусах выполнены необходимые каналы и отверстия для прохода масла к подшипникам скольжения и зубчатым колесам
Для снижения динамических нагрузок на зубья шестерен ведущая шестерня, расположенная на коленчатом валу дизеля, выполнена упруго демпфирующей с цилиндрическими пружинами Со стороны приводов дизель имеет вал отбора мощности, через который приводится ряд агрегатов тепловоза.
Глава 4
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
⇐Привод насосов дизеля 8ЧН 26/26 | Тепловозные дизели типа Д49 | Электрические машины дизель-генераторов⇒