Электрические машины дизель-генераторов модификаций 1-26ДГ, 2-26ДГ, 1-9ДГ, 1А-9ДГ, 3-9ДГ (рис. 40) смонтированы на раме дизель-генератора. Тяговый генератор 1 установлен на общей раме с дизелем, соединен с коленчатым валом пластинчатой муфтой и закреплен на регулировочных прокладках 11 болтами 12.
На горизонтальной площадке кронштейна тягового генератора установлены стартер-генератор 2, получающий вращение через валопровод привода электрических машин (см. рис. 34) в режиме генератора и передающий вращение валу дизеля при его пуске, и синхронный возбудитель тягового генератора 3, установленный своими лапами на проставок 4 и также получающий вращение через валопровод. Под лапами обеих машин установлены регулировочные прокладки 7 и 13. Центровка тягового генератора выполняется таким образом, чтобы разность зазоров между полюсами, проверенная специальным удлиненным щупом, не превышала 0,5 мм, а в лабиринтном уплотнении опорного подшипника имелся осевой зазор 4 + 2 мм. Кроме того, допускается смещение оси якоря генератора относительно оси коленчатого вала в пределах зазоров сопрягаемых деталей соединительной муфты, а излом осей не более 0,15 мм на плече 800 мм. Излом определяется специальным приспособлением, устанавливаемым на муфту. Излом можно изменять подбором прокладок, устанавливаемых между рамой дизель-генератора и лапами тягового генератора. Для замены прокладок в лапы генератора ввертывают отжимные болты. После центровки генератора его закрепляют болтами 12 с усилием их затяжки не менее 1,20 кН-м. Местное неприлегание лапы генератора к раме более 0,15 мм, определенное щупом на длине 40 мм, не допускается, оно обеспечивается подбором соответствующих прокладок.
Так как на соединение лап генератора и рамы действует реактивный вращающий момент и динамические усилия при работе, то для обеспечения большей жесткости этого соединения установлены контрольные штифты 16. Ослабление их при работе может свидетельствовать о недостаточной затяжке болтов 12 и нарушении центровки генератора, что является недопустимым.
После завершения установки генератора приступают к центровке стартер-генератора 2 и возбудителя 3. Обеспечение необходимого смещения и излома осей электрических машин относительно приводных валов 19 и 22 (см. рис. 34) привода распределительного вала осуществляется подбором необходимых прокладок и перемещением машин по опорным плоскостям.
Рис. 40. Электрические машины: 1 - генератор; 2 - стартер-генератор; 3 - возбудитель; 4 -- проставок; 5,6 - фланцы лабиринтного уплотнения; 7, 11, 13 - прокладки регулировочные; 8 - втулка; 9, 10, 12, 14 - болты; 15, 16, 17, 18 - штифты; И, Б - установочные размеры
На результаты центровки влияют температурное состояние электрических машин, дизеля, условия экипировки тепловоза и состояние путей, на которых находится тепловоз. Поэтому средними условиями, при которых производится центровка электрических машин, следует считать: температура узлов не выше +40 °С, тепловоз должен быть установлен на нивелированном пути и иметь заправку топливных баков не менее чем на 50 %.
Вследствие износов опорных поверхностей в подшипниках привода и машинах, возможной деформации корпусов привода и электрических машин центровка электрических машин изменяется. В эксплуатации допускается изменение смещения до 0,6 мм и излома до 0,6 ммйи. Однако при демонтаже машин или привода распределительного вала центровка их должна быть восстановлена. Смещение осей для стартер-генератора и возбудителя допускается до 0,1 мм, излом осей для тягового генератора до 0,19 мм/м и для стартер-генератора и возбудителя до 0,3 мм/м.
⇐Привод насосов дизель-генераторов 16ЧН 26/26 и 12ЧН 26/26 | Тепловозные дизели типа Д49 | Валопровод вспомогательных электрических машин⇒