Шестнадцатицилиндровые дизели

Шестнадцатицилиндровые тепловозные дизели 5Д49 и дизель-генераторы 9ДГ получили наибольшее распространение по количеству модификаций и объему выпуска. Они явились базовой моделью для создания восьми-, двенадцати и двадцати цилиндровых дизелей. Мощностной диапазон тепловозных модификаций дизелей 16ЧН 26/26 от 2060 до 2940 кВт. В табл. 3 приведены параметры и характеристики семи модификаций дизелей 16ЧН 26/26 от 2060 до 2940 кВт и созданных на их базе дизель-генераторов и дизель-агрегатов.

Таблица 3

Основные

Значення параметров дизель-генераторов

параметры

1А-9ДГ (1-9Д Г)

2-9ДГ, 2А-9ДГ (2В-9Д Г)

3-9ДГ

5-9ДГ

Марка дизеля

1А-5Д49

(1-5Д49)

2-5Д49,

2А-5Д49,

2В-5Д49

3-5Д49

5-5Д49

Полная мощность дизеля, кВт

2250 (2230)

2940

2060

2390

Среднее эффективное давление, МПа

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

1,22 (1,2)

1,59

1,13

1,30

номинальная (/гном)

1000

1000

1000

1000

минимальная (/гтщ)

350

350

350

350

Поршневая мощность, кВт/м2

2654 (26251

3490

2440

2820

Удельный расход топлива х, г/(кВт-ч)

204+11

208+11

208+11

208+11

Расход топлива на холостом ходу при ЛШ1П, кг/ч

15,0

16,0

16,0

16,0

Удельный расход масла на угар х, не более, г/(кВт-ч)

1,6

1,8

1,6

4,7

Давление наддува *, МПа

0,14± 0,012

0,186+0,012

0,134±

±0,01

0,147+

±0,01

Температура выпускных газов по цилиндрам1, не более, °С

580

620

570

580

Значення

параметров днзель-генераторов

параметры

1А-9ДГ

(1-9ДГ)

2-9ДГ,

2А-9ДГ

(2В-9ДГ)

3-9ДГ

5-9ДГ

Максимальное давление его-

11,27

12,75

10,8

11,8

рання *, не более, МПа Теплоотвод от дизеля а,

595-104

775-104

578-1О4

691-104

кДж/ч

(586-104)

Подача насоса масла прн Пцом, не менее, м3

110

115

115

115

Давление масла, не менее, МПа:

прн ПН

0,39

0,4

0,4

0,4

при Пщіа

0,1

0,1

0,1

0,1

Максимально допустимая температура масла на выходе, °С

85.(91)

85

83

83

Подача водяных насосов прн Пд н напоре 0,3 МПа, не менее, м3

80

80

80

80

Автоматическая защита 3:

прн падении давления масла до, МПа

0,050

0,068

0,068

0,068

с дизеля снимается на-

0,29

0,29

0,29

0,29

грузка при падении давления масла 4 до, МПа

при температуре воды дизеля, °С

106 (95)

106

111

106

Габаритные размеры дизель-генератора, м:

6,74

длина

6,19

6,215 (6,74)

6,19

ширина

1,92

1,95 (2,02)

1,935

2,02

высота

2,97

2,97, 3,05 (3,05)

2,97

3,05

Масса дизель-генератора 5, кг

25 050

2-9ДГ-25500

25 750

28 300

(25.000)

2А-9ДГ-25300

В том числе:

генератора или тягового

6 000

6000 (9000)

6 000

9 000

агрегата, кг стартер-генератора, кг

800

800

800

_

возбудителя, кг

600 (355)

600, 355

355

При работе на полной мощности дизеля.

При температуре воздуха на входе в дизель 40 °С.

На дизель-генераторах выпуска с 1979 г. применены регуляторы частоты вращения и мощности, имеющие встроенную систему защиты от падения давлення масла Система обеспечивает снижение частоты вращения дизеля при падении давления масла ниже заданного допустимого значения для каждой частоты вращения дизеля.

При частоте вращения коленчатого вала п ^ 865 об/мнн * С электрооборудованием и установочным оборудованием.

Рис. 2. Дизель-генератор 1А-9ДГ (внешний вид): 1 - турбокомпрессор; 2 - коллектор выпускной; 3 - вентилятор тягового генератора; 4 - регулятор частоты и мощности; 5 - возбудитель тягового генератора; 6 - генератор тяговый (переменного тока); 7 - рама поддизельная; 5 - теплообменник масла; 9 - масляный фильтр грубой очистки; 10 - насос масляный; 11 - насос водяной; 12 - теплообменник воздуха

Дизель-генератор 1А-9ДГ. На базе дизеля 16ЧН 26/26 создавались и развивались все дизель-генераторы типа 9ДГ с шестнадцатицилиндровыми дизелями 5Д49. Дизель-генератор 1А-9ДГ установлен на тепловозах 2ТЭ116. Он состоит из дизеля 1А-5Д49 мощностью 2250 кВт и генератора ГС-501А, смонтированных на общей раме и соединенных пластинчатой муфтой (рис. 2, 3, 4).

При описании всех модификаций дизеля сторона фланца отбора мощности будет называться задним торцом дизеля, а сторона дизеля, противоположная фланцу отбора мощности, - передним торцом дизеля. Если смотреть на дизель со стороны фланца отбора мощности, то ряд цилиндров, расположенных справа, будет называться правым, а слева - левым.

Рама 12 под дизель (см. рис. 4) и генератор сварная. К боковым и торцовым листам рамы приварена ванна для масла. В нижней части рамы размещен маслозаборник. Блок цилиндров прикреплен к раме болтами. Все узлы и механизмы дизель-генератора размещены на блоке цилиндров, поддизельной раме и тяговом генераторе. К стойкам блока снизу прикреплены подвески блока, в которых установлены подшипники коленчатого вала. Вкладыши коренных подшипников фиксированы в расточках под опоры коленчатого вала штифтами. Коленчатый вал в осевом направлении зафиксирован упорными кольцами, закрепленными на крайней задней стойке и подвеске блока цилиндров. На заднем торце имеется дополнительная выносная опора коленчатого вала.

Рис. 3. Дизель-генератор 1-9ДГ (поперечный разрез): 1 - иасос маслопрокачивающий; 2 - блок цилиндров; З - шатуны; 4 - фильтры тонкой очистки топлива; 5 - поршень; 6 - втулка цилиндра; 7 - крышка цилиндра; 8 - выключатель предельный; 9 - лоток с распределительным валом; 10 - серводвигатель пусковой; 11 - трубка форсуночная; 12 - насос топливный; 13 - коллектор выпускной, 14 - люк картера; 15 - центробежный фнлыр масла
Рис. 4. Дизель-генератор 1-9ДГ (продольный разрез): 1 - насос масляный; 2 - фильтр грубой очистки масла; 3 - водяной насос; 4 - охладитель наддувочного воздуха; 5 - турбокомпрессор; 6 - газовыпускная труба; 7 - форсунка; 8 -• механизм управления топливными насосами; 9 - валопровод вспомогательных агрегатов; 10 - привод распределительного вала; 11 - муфта; 12 - рама поддизельная; 13 - демпфер; 14 - привод насосов

На дизель-генераторах 1А-9ДГ выпуска до 1978 г. на передний конец коленчатого вала устанавливался демпфер вязкого трения. На всех дизель-генераторах с дизелями 16ЧН 26/26 выпуска с 1978 г., кроме дизель-генератора 1-9ДГ, на коленчатый вал установлен антивибратор комбинированный, который состоит из маятникового антивибратора и демпфера вязкого трения и обладает большей эффективностью для снижения напряжений в коленчатом вале от крутильных колебаний.

Блок цилиндров разделен на шестнадцать секций, в которых размещены втулки цилиндров. В развале блока конструктивно выполнен воздушный ресивер. В нижней части блока имеются люки 14 для доступа в картер (см. рис. 3). На крышках люков, установленных с правой стороны, имеются предохранительные клапаны, которые открываются в аварийных случаях при повышении давления в картере дизеля. Втулки цилиндров вставлены в сборе с рубашками в отверстия блока цилиндров и прикреплены к крышкам 7 цилиндров шпильками. Между поверхностями рубашек и втулок цилиндров образованы полости для прохода охлаждающей воды. Полости уплотнены резиновыми кольцами. Шатунный механизм состоит из главных и прицепных шатунов 3. Шатунные подшипники смазываются и охлаждаются маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала. Масло для охлаждения поршней подается из масляной системы дизеля через отверстия в коленчатом вале, в шатунном подшипнике и в шатунах.

Крышка цилиндра нижней плоскостью опирается на блок цилиндров и прикреплена к нему четырьмя шпильками, ввернутыми в картер блока цилиндров. В каждой крышке цилиндра расположены по два впускных и два выпускных клапана, форсунка 7 и индикаторный кран (см. рис. 4). На крышках установлены рычаги привода клапанов. Каждая пара одноименных клапанов открывается одним рычагом через гидротолкатели.

На верхней площадке блока цилиндров установлен лоток (корпус), в котором размещен распределительный вал. Лоток прикреплен к блоку цилиндров шпильками. Распределительный вал вращается в разъемных алюминиевых подшипниках. Он управляет движением впускных и выпускных клапанов крышек цилиндров и работой топливных насосов соответственно порядку работы цилиндров благодаря размещенным на валу впускным, выпускным и топливным кулачкам. Каждый кулачок последовательно воздействует на клапаны и топливные насосы правого и левого рядов цилиндров. Движение клапанам крышки цилиндра передается от распределительного вала через рычаги и штанги. Распределительный вал приводится во вращение коленчатым валом через шестерни привода, размещенного на заднем торце блока цилиндров.

Каждый цилиндр дизеля имеет свою, независимую от других, топливную аппаратуру, состоящую из топливного насоса, форсуночной трубки 11 и форсунки (см. рис. 3). Топливо из системы тепловоза после фильтра грубой очистки, установленного на раме тепловоза, подается насосом 12 подачи топлива через фильтр топлива тонкой очистки, закрепленный на блоке цилиндров с правой стороны дизель-генератора, к топливным насосам высокого давления. Плунжер топливного насоса, установленного на лотке, перемещается толкателем от кулачка распределительного вала. Механизм управления топливными насосами установлен на верхней части лотка. Он имеет устройство, которое при работе дизеля на минимальной частоте вращения холостого хода автоматически отключает подачу топлива в восемь цилиндров (по четыре в каждом ряду) со стороны турбокомпрессора. Это позволяет исключить попадание топлива в масло и снизить расход топлива на холостом ходу. Устройство для отключения на холостом ходу при минимальной частоте вращения группы цилиндров имеется на всех модификациях тепловозных дизелей типа Д49.

На переднем торце дизеля (см. рис. 4) размещены корпус привода насосов, турбокомпрессор 5, охладитель наддувочного воздуха 4, закрепленный в развале кронштейна турбокомпрессора. Привод водяных и масляного насосов осуществляется через зубчатую передачу, состоящую из прямозубых шестерен, от шестерни коленчатого вала. По два водяных насоса установлено на всех модификациях дизелей, кроме дизеля 1-5Д49 дизель-генератора 1-9ДГ, система охлаждения которого выполнена в одном контуре.

На всех тепловозных дизель-генераторах с шестнадцатицилиндровыми дизелями типа Д49, кроме дизель-генераторов 1-9ДГ, 2-9ДГ и 3-9ДГ, с 1979 г. установлен топливоподкачивающий насос с механическим приводом от дизеля, которым осуществляется подача топлива к топливным насосам. В корпусах привода насосов имеются каналы для подвода масла к насосу и отвода от него. На приводе насоса закреплены два сетчатых фильтра грубой очистки масла, по одному с правой и левой сторон.

Турбокомпрессор 6ТК расположен на кронштейне, который крепится к блоку цилиндров дизеля. На всех дизелях 16ЧН 26/26 турбокомпрессоры одного типа и отличаются в основном регулировкой. На кронштейне турбокомпрессора закреплен охладитель наддувочного воздуха. Воздух от охладителя поступает по центральному каналу в кронштейне турбокомпрессора в ресивер блока цилиндров. В кронштейне турбокомпрессора имеется масляный канал, через который подается масло после второго фильтра грубой очистки в центральный канал блока цилиндров. На переднем торце размещена система вентиляции картера, состоящая из маслоотделительного бачка, закрепленного на кронштейне турбо компрессора, управляемой заслонки разрежения в картере и жидкостного дифференциального манометра. Заслонка, управляемая автоматически, обеспечивает необходимое разрежение в картере. Газы отбираются из картера и лотка во всасывающую полость турбокомпрессора. По обеим сторонам дизеля (см. рис. 4) размещены водоохлаждаемые выпускные коллекторы и газовыпускные трубы 6, через которые выпускные газы из крышек цилиндров подводятся к турбокомпрессору. В каждый из коллекторов выпускаются газы из восьми цилиндров. Газовыпускные трубы имеют съемные компенсаторы.

К заднему торцу блока цилиндров и поддизельной раме прикреплены корпуса закрытия коленчатого вала и механизма привода распределительного вала. Привод передает вращение от коленчатого вала к распределительному валу, приводному валу регулятора частоты вращения и мощности, механическому тахометру, предельному выключателю, вентилятору охлаждения тягового генератора, а также якорям возбудителя генератора и стартер-генератора. Стартер-генератор типа ПСГ и возбудитель типа ВС-650 установлены на генераторе и приводятся во вращение от распределительного вала валопроводом 9 через упругие муфты. Пуск дизеля осуществляется стартер-генератором от аккумуляторной батареи, во время пуска дизеля вращение от стартер-генератора коленчатому валу передается через привод. На верхней части корпуса привода установлен вентилятор охлаждения тягового генератора. Воздух к вентилятору поступает через фильтр воздуха в крыше тепловоза. От вентилятора охлаждающий воздух попадает к генератору по сварному патрубку коробчатой формы, размещенному с правой стороны дизель-генератора. Регулятор частоты вращения и мощности, механический тахометр расположены на левой стороне привода распределительного вала, а предельный выключатель на правой стороне привода.

На корпусе привода распределительного вала закреплен валоповоротный механизм, который при проворачивании вала дизель-генератора вводят в зацепление с зубьями на ведущем диске муфты, соединяющей дизель и генератор. Для предотвращения скопления масла в ресивере наддувочного воздуха на дизеле предусмотрена система удаления масла из ресивера в бак, расположенный в раме с левой стороны.

Все дизели типа Д49, кроме 1-5Д49 дизель-генератора 1-9ДГ, имеют двухконтурную систему охлаждения. Через горячий контур отводится тепло от деталей дизеля и турбокомпрессора, а через холодный контур от наддувочного воздуха и масла. Все дизели 16ЧН 26/26, кроме дизеля 1-5Д49, имеют высокотемпературное охлаждение: температура воды в горячем контуре допускается выше 100 °С. Система имеет избыточное давление. Вода из холодильной камеры тепловоза попадает во всасывающую полость водяного насоса горячего контура и далее через коллекторы правого и левого рядов блока на охлаждение втулок и крышек ци-

линдров. Из крышек цилиндров вода поступает на охлаждение выпускных коллекторов, газовыпускных труб и корпусов турбокомпрессора. Из корпуса турбокомпрессора вода отводится в холодильную камеру тепловоза. Из холодильной камеры вода холодного контура подается к охладителю масла и далее к охладителю наддувочного воздуха, откуда попадает во всасывающую полость водяного насоса и нагнетается в секции холодильной камеры тепловоза.

Масляная система имеет масляный насос, охладитель масла, полнопоточный фильтр тонкой очистки масла со сменными бумажными фильтрующими элементами, фильтры грубой очистки масла, маслопрокачивающий насос. Из поддизельной рамы через специальное маслоприемное устройство масло поступает в полость масляного насоса и подается к фильтру грубой очистки масла, из него через трубопровод к фильтру тонкой очистки масла, а затем в охладитель масла. Часть масла поступает к двум центробежным фильтрам с гидравлическим приводом. Из охладителя масло поступает во второй фильтр грубой очистки и подается в систему дизеля. На поддизельной раме закреплены с левой стороны охладитель масла и два центробежных фильтра масла, с правой стороны масло-

.прокачивающий насос. Фильтр тонкой очистки масла размещен .вне дизель-генератора на раме тепловоза.

Все модификации дизелей 16ЧН 26/26 имеют следующий порядок работы цилиндров:

1 пр -4л -5пр -2л -7пр -6л -Зпр -1л -8пр -5л -4пр -7л -

-2пр-Зл-бпр-8л. Уровень шума у всех дизелей типа 5Д49 не превышает 112 дБ при мощности до 2250 кВт и 114 дБ при мощности 2940 кВт. Наиболее тяжелой деталью дизелей 16ЧН 26/26 является блок цилиндров, масса которого равна 4260 кг.

Дизель-генератор при установке на раму тепловоза (рис. 5) опирается поддизельной рамой 6 на четыре платика в передней и средней частях, а под генератором рама опирается на две пружины 4. В передней части поддизельная рама крепится к раме тепловоза через пружины 1. Эти пружины имеют предварительную затяжку 50 кН. Для фиксации дизель-генератора от поперечных перемещений на раме тепловоза приварены упоры 2. От продольных перемещений дизель-генератор фиксируется упорами 5, приваренными к раме тепловоза и плотно входящими в вырез в нижнем листе поддизельной рамы. У заднего торца поддизельная рама крепится к раме тепловоза болтами 3. Опорные пружины 4 под генераторной частью рамы устанавливаются с усилием, уравновешивающим массу генератора.

Дизель-генератор 1-9ДГ. На тепловозах ТЭ109, 132, 07 (экспортное исполнение) установлены дизель 1-5Д49 мощностью 2230 кВт и тяговый генератор ГС-501А. Компоновка, конструкция и размещение узлов на дизель-генераторе 1-9ДГ в основном одинаковы с дизель-генератором 1А-9ДГ.

Дизель имеет одноконтурную систему охлаждения. Масло в охладителе масла, наддувочный воздух и дизель охлаждаются водой, подаваемой от одного насоса. Вода из холодильной камеры тепловоза поступает в охладитель масла, а из него в охладитель наддувочного воздуха и далее во всасывающую полость насоса. Насос подает воду на охлаждение втулок цилиндров, а затем крышек цилиндров, выпускных коллекторов газовыпускных труб и турбокомпрессора. В масляной системе дизеля для очистки масла установлен сетчатый фильтр грубой очистки на входе масла в дизель и применены два центробежных фильтра масла с гидравлическим приводом. Все узлы и трубопроводы масляной системы расположены на дизель-генераторе. На коленчатом валу установлен демпфер вязкого трения.

Для тепловозов ТЭ109 и 07 применяется возбудитель генератора ВС-650. При установке дизель-генератора 1-9ДГ на тепловозы 132, которые имеют генератор отопления поезда, вместо возбудителя ВС-650 установлен агрегат А710. В этом случае от патрубка вентилятора охлаждения тягового генератора подается по трубе воздух для охлаждения агрегата А-710. Способ установки дизель-генератора на тепловозе аналогичен установке дизель-генератора 1А-9ДГ.

Дизель-генератор 2-9ДГ. Дизель 2-5Д49 мощностью 2940 кВт и тяговый генератор ГС-501 А, установленные на общей поддизельной раме и соединенные пластинчатой муфтой, образуют дизель-генератор 2-9ДГ, который применяется на тепловозах 142. Компоновка, общее устройство, узлы и механизмы дизель-генератора в основном одинаковы с компоновкой и устройством дизель-генератора 1А-9ДГ тепловоза 2ТЭ116. На тяговом генераторе вместо возбудителя ВС-650 устанавливается агрегат А-710 аналогично дизель-генератору 1-9ДГ. В связи с большей мощностью дизель-генератор 2-9ДГ имеет большее давление наддува и другие данные регулировки турбокомпрессора и фазы газораспределения по сравнению с дизель-генераторами 1А-9ДГ и 1-9ДГ.

На приводе насосов установлены 2 насоса масла, работающих последовательно. Так как масло сильно нагревается, то на поддизельной раме установлены 2 охладителя масла (по одному на каждой стороне рамы). Первый насос забирает масло из ванны поддизельной рамы и подает в первый фильтр грубой очистки масла, а затем по трубе в полнопоточный фильтр тонкой очистки масла со сменными бумажными фильтрующими элементами, установленный на раме тепловоза. Из фильтра тонкой очистки масло последовательно проходит через два охладителя, часть масла поступает к двум центробежным фильтрам, из которых после очисткй сливается в масляную ванну поддизельной рамы. Из охладителей масло поступает во всасывающую полость второго насоса и затем через второй фильтр грубой очистки масла подается в дизель.

Оба насоса масла имеют одинаковую конструкцию, но частота вращения первого насоса на 3 % выше частоты второго. Маслопрокачивающий насос установлен на раме тепловоза.

Дизель-генератор 2А-9ДГ. Агрегат установлен на пассажирские тепловозы ТЭП70 и состоит из дизеля 2А-5Д49 мощностью 2940 кВт и тягового генератора ГС-501А, расположенных на общей поддизельной раме. Централизованное воздухоснабжение на тепловозе ТЭП70 позволило снять с привода распределительного вала вентилятор охлаждения тягового генератора. На генераторе установлен возбудитель ВС-650. Привод насосов имеет фланец отбора мощности на вспомогательные нужды тепловоза. Система автоматического регулирования частоты вращения обеспечивает ступенчатое управление частотой вращения с неравномерной разбивкой по рабочему диапазону.

Дизель-генератор (рис. 6) устанавливается на раму тепловоза на 22 плоских резинометаллических амортизаторах 4, расположенных по длине поддизельной рамы 6. Амортизаторы 4 крепятся болтами 5 к нижнему листу поддизельной рамы и также крепятся к раме тепловоза. Опорные амортизаторы одновременно удерживают дизель-генератор от боковых перемещений. От продольных перемещений дизель-генератор фиксируется упорными резино-металлическими амортизаторами 3. Между амортизаторами и платинами на раме имеются распорные планки 1, установка и съем которых производится с помощью болтов 2.

Рис. 6. Установка дизель-генератора 2А-9ДГ на раме тепловоза

Так же, как и дизель-генератор 2-9ДГ, дизель-генератор 2А-9ДГ имеет двухконтурную систему охлаждения с двумя насосами воды, в масляной системе установлены 2 насоса масла, работающих последовательно, и 2 охладителя масла.

Дизель-генератор 3-9ДГ. Дефорсированная модификация дизель-генератора 2-9ДГ применяется на тепловозах ТЭ114, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом и повышенной запыленностью. Он состоит из дизеля 3-5Д49 мощностью 2060 кВт и тягового генератора А-501АТ2.

Дизель имеет настройку турбокомпрессора и регулировку фаз газораспределения, отличающиеся от дизеля 2-5Д49. Установленный в масляной системе тепловоза ТЭ114 фильтр тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами является частичнопоточным и пропускает 25 % масла. В остальном дизель-генератор одинаков с дизель-генератором 2-9ДГ.

Дизель-агрегат 2В-9ДГ. Дизель-агрегат устанавливается на тепловозы 2ТЭ121 и состоит из дизеля 2В-5Д49 мощностью 2940 кВт и тягового агрегата А-714У2, смонтированных на общей поддизельной раме. Тяговый агрегат А-714У2 представляет собой тяговый генератор в комплекте с выпрямительной установкой типа УВКТ-9У2, расположенной на верхней части генератора, и встроенного вспомогательного генератора. Тяговый агрегат имеет независимое возбуждение.

В связи с увеличенными габаритными размерами и массой тягового агрегата А-714У2 по сравнению с генератором ГС-501А поддизельная рама у дизель-агрегата 2В-9ДГ имеет большую высоту и повышенную жесткость. Стартер-генератор установлен на раме тепловоза и связан с фланцем отбора мощности на приводе насосов дизеля через муфту и промежуточный редуктор, расположенный на тепловозе.

Централизованное воздухоснабжение, независимое возбуждение тягового генератора и установка стартер-генератора на раме тепловоза позволили использовать упрощенный привод распределительного вала, унифицированный с дизелем ЗА-6Д49. Установка дизель-агрегата на раме тепловоза выполнена по схеме, принятой для дизель-генератора 1А-9ДГ. Системы масла и охлаждения, устройство дизель-агрегата в остальном одинаковы с дизель-генератором 2-9ДГ.

Дизель-агрегат 5-9ДГ. Дизель-агрегат предназначен для установки на тепловоз 4ТЭ130 для работы в районах с холодным климатом. По компоновке и комплектовке дизель-агрегат 5-9ДГ в основном одинаков с дизель-агрегатом 2В-9ДГ. Он является его дефор-сированной модификацией и состоит из дизеля 5-5Д49 мощностью 2390 кВт и тягового агрегата А-714.

В конструкцию дизеля, его регулировку и системы внесены изменения, связанные с особенностями эксплуатации в районах с холодным климатом, предусмотрена термоизоляция поддона поддизельной рамы и охладителей масла.

Общая характеристика и параметры | Тепловозные дизели типа Д49 | Двенадцатицилиндровые дизели