Двенадцатицилиндровые дизели

Тепловозные дизель-генераторы с дизелями 12ЧН 26/26 создавались на базе дизель-генераторов с дизелями 16ЧН 26/26. Все двенадцатицилиндровые модификации имеют одинаковые с дизелями 16ЧН 26/26 цилиндро-поршневую группу, шатунно-кривошипный механизм, крышки цилиндров, подшипники, топливную аппаратуру, механизмы привода клапанов, насосы воды и масла, кронштейны для установки турбокомпрессоров, охладители наддувочного воздуха, систему вентиляции картера, а также одинаковое расположение агрегатов на торцах дизелей. Многие узлы и механизмы, размещенные на торцах этих дизелей, унифицированы. Мощность дизелей 12ЧН 26/26 лежит в диапазоне от 1470 до 2210 кВт. Основные параметры и характеристики трех дизель-генераторов с дизелями 12ЧН 26/26 приведены в табл. 4.

Дизель-генератор 1-26ДГ. Вместо дизель-генераторов 1-9ДГ на тепловозы ТЭ109 и 132 устанавливают дизель-генератор 1-26ДГ, состоящий из дизеля 1-2Д49 мощностью 2205 кВт и тягового генератора ГС-501 А, которые смонтированы на общей раме и соединены пластинчатой муфтой. У дизель-генератора 1-26ДГ узлы и механизмы, размещенные на торцах, полностью унифицированы с дизель-генератором 1-9ДГ. Так же, как у дизель-генератора 1-9ДГ, на тяговом генераторе дизель-генератора 1-26ДГ установлены электрические машины, которые приводятся во вращение от привода распределительного вала.

Конструкции блока цилиндров, лотка с распределительным валом, поддизельной рамы у дизель-генератора 1-26ДГ аналогичны конструкции этих узлов у дизель-генератора 1-9ДГ, но имеют меньшую длину. На коленчатом вале установлен комбини-

Основные

Значения параметров дизель-генераторов

параметры

1-26ДГ

2-26ДГ

26 Д Г

Марка дизеля

1-2Д49

2-2Д49

2-Д49

Полная мощность дизеля, кВт

2210

1470

1470

Среднее эффективное давление, МПа

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

1,57

1,07

1,26

номинальная (яном)

1000

1000

850

минимальная (птщ)

350

350

400

Поршневая мощность, кВт/м2

3490

2316

2316

Удельный расход топлива 1, г/(кВт • ч)

204

208

204

Расход топлива на холостом ходу при пт1п, кг/ч

9

9

9

Удельный расход масла на угар1, г/(кВт-ч)

1,75

1,9

1,8

Давление наддува \ МПа

0,176-0,196

0,12-0,14

0,127-0,147

Максимальное давление сгорания \ не более, МПа

12,75

10,7

11,3

Температура выпускных газов по цилиндрам1, не более, °С

602

527

577

Теплоотвод от дизеля 2, кДж/ч

582-104

405-104

410-104

Подача насоса масла при пном, не менее, м3

Давление масла на входе, не менее, МПа:

100

100

90

при «НОМ

0,44

0,44

0,38

при птп

0,118

0,118

0,15

Максимально допустимая температура масла на выходе, °С

87

88

82

Подача водяных насосов при Яном и напоре 0,3 МПа, не менее, м3

0,075

0,075

0,068

Автоматическая защита при падении давления масла до, МПа:

0,070

0,070

0,085

с дизеля снимается нагрузка при падении давления масла 3 до, МПа

0,295

0,280

0,310

Основные

Значения параметров дизель-генераторов

параметры

1-2Р.ДГ

2-26ДГ

26 Д Г

с дизеля снимается нагрузка при повышении температуры воды с дизеля, выше, °С

Габаритные размеры дизель-генератора, м:

98

98

95

дл ина

5,43

5,34

5,58

ширина

1,92

1,92

1,71

высота

2,89

2,76

2,72

Масса дизель-генератора 4, кг В том числе:

23 300

20 000

22 000

генератора или тягового агрегата

6 000

5 500

7 600

стартер-генератора и возбудителя

1 400

1 При работе на полной мощности.

2 При температуре воздуха на входе в дизель 40 °С.

3 При частоте вращения коленчатого вала п > 165 об/мин.

4 С электрооборудованием и установочным оборудованием.

рованный антивибратор. Комбинированный антивибратор по своему конструктивному исполнению одинаков с антивибраторами дизелей 16ЧН 26/26 и отличается лишь настройкой маятниковой части; на поддизельной раме установлены 2 охладителя масла (по одному на каждой стороне); маслопрокачивающий насос и фильтр тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами установлены на раме тепловоза; система охлаждения дизеля одноконтурная; от привода насосов, как и у дизель-генератора 1-9ДГ, приводится один насос воды и один насос масла. На всех дизелях типа 12ЧН 26/26 на каждой стороне дизеля размещены по два выпускных коллектора, каждый коллектор объединяет выпуск из трех цилиндров, перед входными патрубками турбокомпрессора установлены преобразователи импульсов.

На дизель-генераторе 1-26ДГ применен турбокомпрессор 6ТК, по всем своим элементам унифицированный с турбокомпрессорами дизелей 16ЧН 26/26, но имеющий свою оптимальную настройку. При работе дизелей 12ЧН 26/26 на минимальной частоте вращения холостого хода устройство механизма управления топливными насосами автоматически отключает подачу топлива в шесть цилиндров (по три в каждом ряду). В остальном по компоновке, конструктивному исполнению и комплектовке дизель-генератор 1-26ДГ аналогичен дизель-генератору 1-9ДГ.

Все двенадцатицилиндровые модификации дизелей имеют следующий порядок работы цилиндров: 1л-бпр-2л-5пр-4л - -Зпр-6л-1пр--5л-2пр-Зл-4пр. Масса наиболее тяжелой детали блока цилиндров дизелей 12ЧН 26/26 равна 3500 кг.

Дизель-генератор 2-26ДГ. Дизель 2-2Д49 мощностью 1470 кВт и генератор ГС-515, установленные на общей поддизельной раме, образуют дизель-генератор 2-26ДГ, применяемый на тепловозах ТЭМ7. Как и на всех дизель-генераторных установках, все узлы дизель-генератора размещены на блоке цилиндров и поддизельной раме, в поддизельной раме образована ванна для масла. На генераторе в отличие от ранее рассмотренных дизель-генераторов электрические машины и устройства не установлены.

Привод насосов дизеля 2-2Д49, корпуса и шестерни которого унифицированы с приводом дизелей 16ЧН 26/26, имеет фланец для отбора мощности до 300 кВт. Редуктор, установленный на раме тепловоза, связан со стартер-генератором для пуска дизеля, приводит в действие возбудитель и вспомогательные механизмы тепловоза. На приводе насосов установлены и получают от него вращение 2 насоса воды, 1 насос масла. На корпусе привода насосов (с левой стороны) установлен 1 фильтр грубой очистки масла.

Дизель имеет привод распределительного вала, унифицированный с дизелем ЗА-6Д49. От него получают вращение регулятор частоты вращения и мощности, механический тахометр, датчик дистанционного тахометра, предельный выключатель подачи топлива. На дизеле 2-2Д49 применен турбокомпрессор ТК-23. Турбокомпрессор и охладитель наддувочного воздуха размещены на кронштейне аналогично дизель-генератору 1А-9ДГ. На поддизельной раме установлены два охладителя масла (по одному с каждой стороны), два центробежных фильтра масла. Маслопрокачивающий и топливоподкачивающий насосы, фильтр тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами размещены на тепловозе. В остальном двухконтурная система охлаждения, системы масла и топлива аналогичны системам дизель-генератора 1А-9ДГ. Установка дизель-генератора на раме тепловоза выполнена по схеме, принятой для дизель-генераторов 1-9ДГ и 1А-9ДГ.

Дизель-генератор 26ДГ. Устанавливается на тепловозы ТЭЗ (ТЭЗМК) взамен дизель-генераторов 2Д100, выработавших ресурс. Дизель-генератор 26ДГ состоит из дизеля 2Д49 мощностью 1470 кВт и тягового генератора МПТ 99/47А. Поддизельная рама у дизель-генератора 26ДГ имеет высоту на 160 мм меньше, чем у дизель-генераторов 1А-9ДГ, 1-26ДГ и др. Это позволяет при установке дизель-генератора 26ДГ на тепловоз ТЭЗ обеспечивать соосность валов отбора мощности от дизель-генератора (для привода насосов и генератора) с валами компрессора, редуктора привода охлаждающего устройства тепловоза и для других нужд.

Расположение оборудования на переднем и заднем торцах дизель-генератора 26ДГ в основном одинаково с 2-26ДГ и отлича ется лишь установкой на привод насосов двух фильтров грубой очистки масла (по одному с каждой стороны), а на привод распределительного вала двух центробежных фильтров масла. Охладитель масла, полнопоточный фильтр тонкой очистки масла с фильтрующими бумажными элементами, маслопрокачивающий насос, топливоподкачивающий насос и фильтр грубой очистки топлива установлены на раме тепловоза. Системы дизеля и узлы систем, размещенные на раме тепловоза, максимально унифицированы с системами и узлами дизель-генератора 2Д100 и тепловоза ТЭЗ. Пуск дизеля осуществляется тяговым генератором от аккумуляторной батареи.

Шестнадцатицилиндровые дизели | Тепловозные дизели типа Д49 | Восьмицилиндровые дизели