Тепловозные дизель-генераторы с дизелями 12ЧН 26/26 создавались на базе дизель-генераторов с дизелями 16ЧН 26/26. Все двенадцатицилиндровые модификации имеют одинаковые с дизелями 16ЧН 26/26 цилиндро-поршневую группу, шатунно-кривошипный механизм, крышки цилиндров, подшипники, топливную аппаратуру, механизмы привода клапанов, насосы воды и масла, кронштейны для установки турбокомпрессоров, охладители наддувочного воздуха, систему вентиляции картера, а также одинаковое расположение агрегатов на торцах дизелей. Многие узлы и механизмы, размещенные на торцах этих дизелей, унифицированы. Мощность дизелей 12ЧН 26/26 лежит в диапазоне от 1470 до 2210 кВт. Основные параметры и характеристики трех дизель-генераторов с дизелями 12ЧН 26/26 приведены в табл. 4.
Дизель-генератор 1-26ДГ. Вместо дизель-генераторов 1-9ДГ на тепловозы ТЭ109 и 132 устанавливают дизель-генератор 1-26ДГ, состоящий из дизеля 1-2Д49 мощностью 2205 кВт и тягового генератора ГС-501 А, которые смонтированы на общей раме и соединены пластинчатой муфтой. У дизель-генератора 1-26ДГ узлы и механизмы, размещенные на торцах, полностью унифицированы с дизель-генератором 1-9ДГ. Так же, как у дизель-генератора 1-9ДГ, на тяговом генераторе дизель-генератора 1-26ДГ установлены электрические машины, которые приводятся во вращение от привода распределительного вала.
Конструкции блока цилиндров, лотка с распределительным валом, поддизельной рамы у дизель-генератора 1-26ДГ аналогичны конструкции этих узлов у дизель-генератора 1-9ДГ, но имеют меньшую длину. На коленчатом вале установлен комбини-
Основные |
Значения параметров дизель-генераторов |
||
параметры |
1-26ДГ |
2-26ДГ |
26 Д Г |
Марка дизеля |
1-2Д49 |
2-2Д49 |
2-Д49 |
Полная мощность дизеля, кВт |
2210 |
1470 |
1470 |
Среднее эффективное давление, МПа Частота вращения коленчатого вала, об/мин: |
1,57 |
1,07 |
1,26 |
номинальная (яном) |
1000 |
1000 |
850 |
минимальная (птщ) |
350 |
350 |
400 |
Поршневая мощность, кВт/м2 |
3490 |
2316 |
2316 |
Удельный расход топлива 1, г/(кВт • ч) |
204 |
208 |
204 |
Расход топлива на холостом ходу при пт1п, кг/ч |
9 |
9 |
9 |
Удельный расход масла на угар1, г/(кВт-ч) |
1,75 |
1,9 |
1,8 |
Давление наддува \ МПа |
0,176-0,196 |
0,12-0,14 |
0,127-0,147 |
Максимальное давление сгорания \ не более, МПа |
12,75 |
10,7 |
11,3 |
Температура выпускных газов по цилиндрам1, не более, °С |
602 |
527 |
577 |
Теплоотвод от дизеля 2, кДж/ч |
582-104 |
405-104 |
410-104 |
Подача насоса масла при пном, не менее, м3/ч Давление масла на входе, не менее, МПа: |
100 |
100 |
90 |
при «НОМ |
0,44 |
0,44 |
0,38 |
при птп |
0,118 |
0,118 |
0,15 |
Максимально допустимая температура масла на выходе, °С |
87 |
88 |
82 |
Подача водяных насосов при Яном и напоре 0,3 МПа, не менее, м3/ч |
0,075 |
0,075 |
0,068 |
Автоматическая защита при падении давления масла до, МПа: |
0,070 |
0,070 |
0,085 |
с дизеля снимается нагрузка при падении давления масла 3 до, МПа |
0,295 |
0,280 |
0,310 |
Основные |
Значения параметров дизель-генераторов |
||
параметры |
1-2Р.ДГ |
2-26ДГ |
26 Д Г |
с дизеля снимается нагрузка при повышении температуры воды с дизеля, выше, °С Габаритные размеры дизель-генератора, м: |
98 |
98 |
95 |
дл ина |
5,43 |
5,34 |
5,58 |
ширина |
1,92 |
1,92 |
1,71 |
высота |
2,89 |
2,76 |
2,72 |
Масса дизель-генератора 4, кг В том числе: |
23 300 |
20 000 |
22 000 |
генератора или тягового агрегата |
6 000 |
5 500 |
7 600 |
стартер-генератора и возбудителя |
1 400 |
1 При работе на полной мощности.
2 При температуре воздуха на входе в дизель 40 °С.
3 При частоте вращения коленчатого вала п > 165 об/мин.
4 С электрооборудованием и установочным оборудованием.
рованный антивибратор. Комбинированный антивибратор по своему конструктивному исполнению одинаков с антивибраторами дизелей 16ЧН 26/26 и отличается лишь настройкой маятниковой части; на поддизельной раме установлены 2 охладителя масла (по одному на каждой стороне); маслопрокачивающий насос и фильтр тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами установлены на раме тепловоза; система охлаждения дизеля одноконтурная; от привода насосов, как и у дизель-генератора 1-9ДГ, приводится один насос воды и один насос масла. На всех дизелях типа 12ЧН 26/26 на каждой стороне дизеля размещены по два выпускных коллектора, каждый коллектор объединяет выпуск из трех цилиндров, перед входными патрубками турбокомпрессора установлены преобразователи импульсов.
На дизель-генераторе 1-26ДГ применен турбокомпрессор 6ТК, по всем своим элементам унифицированный с турбокомпрессорами дизелей 16ЧН 26/26, но имеющий свою оптимальную настройку. При работе дизелей 12ЧН 26/26 на минимальной частоте вращения холостого хода устройство механизма управления топливными насосами автоматически отключает подачу топлива в шесть цилиндров (по три в каждом ряду). В остальном по компоновке, конструктивному исполнению и комплектовке дизель-генератор 1-26ДГ аналогичен дизель-генератору 1-9ДГ.
Все двенадцатицилиндровые модификации дизелей имеют следующий порядок работы цилиндров: 1л-бпр-2л-5пр-4л - -Зпр-6л-1пр--5л-2пр-Зл-4пр. Масса наиболее тяжелой детали блока цилиндров дизелей 12ЧН 26/26 равна 3500 кг.
Дизель-генератор 2-26ДГ. Дизель 2-2Д49 мощностью 1470 кВт и генератор ГС-515, установленные на общей поддизельной раме, образуют дизель-генератор 2-26ДГ, применяемый на тепловозах ТЭМ7. Как и на всех дизель-генераторных установках, все узлы дизель-генератора размещены на блоке цилиндров и поддизельной раме, в поддизельной раме образована ванна для масла. На генераторе в отличие от ранее рассмотренных дизель-генераторов электрические машины и устройства не установлены.
Привод насосов дизеля 2-2Д49, корпуса и шестерни которого унифицированы с приводом дизелей 16ЧН 26/26, имеет фланец для отбора мощности до 300 кВт. Редуктор, установленный на раме тепловоза, связан со стартер-генератором для пуска дизеля, приводит в действие возбудитель и вспомогательные механизмы тепловоза. На приводе насосов установлены и получают от него вращение 2 насоса воды, 1 насос масла. На корпусе привода насосов (с левой стороны) установлен 1 фильтр грубой очистки масла.
Дизель имеет привод распределительного вала, унифицированный с дизелем ЗА-6Д49. От него получают вращение регулятор частоты вращения и мощности, механический тахометр, датчик дистанционного тахометра, предельный выключатель подачи топлива. На дизеле 2-2Д49 применен турбокомпрессор ТК-23. Турбокомпрессор и охладитель наддувочного воздуха размещены на кронштейне аналогично дизель-генератору 1А-9ДГ. На поддизельной раме установлены два охладителя масла (по одному с каждой стороны), два центробежных фильтра масла. Маслопрокачивающий и топливоподкачивающий насосы, фильтр тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами размещены на тепловозе. В остальном двухконтурная система охлаждения, системы масла и топлива аналогичны системам дизель-генератора 1А-9ДГ. Установка дизель-генератора на раме тепловоза выполнена по схеме, принятой для дизель-генераторов 1-9ДГ и 1А-9ДГ.
Дизель-генератор 26ДГ. Устанавливается на тепловозы ТЭЗ (ТЭЗМК) взамен дизель-генераторов 2Д100, выработавших ресурс. Дизель-генератор 26ДГ состоит из дизеля 2Д49 мощностью 1470 кВт и тягового генератора МПТ 99/47А. Поддизельная рама у дизель-генератора 26ДГ имеет высоту на 160 мм меньше, чем у дизель-генераторов 1А-9ДГ, 1-26ДГ и др. Это позволяет при установке дизель-генератора 26ДГ на тепловоз ТЭЗ обеспечивать соосность валов отбора мощности от дизель-генератора (для привода насосов и генератора) с валами компрессора, редуктора привода охлаждающего устройства тепловоза и для других нужд.
Расположение оборудования на переднем и заднем торцах дизель-генератора 26ДГ в основном одинаково с 2-26ДГ и отлича ется лишь установкой на привод насосов двух фильтров грубой очистки масла (по одному с каждой стороны), а на привод распределительного вала двух центробежных фильтров масла. Охладитель масла, полнопоточный фильтр тонкой очистки масла с фильтрующими бумажными элементами, маслопрокачивающий насос, топливоподкачивающий насос и фильтр грубой очистки топлива установлены на раме тепловоза. Системы дизеля и узлы систем, размещенные на раме тепловоза, максимально унифицированы с системами и узлами дизель-генератора 2Д100 и тепловоза ТЭЗ. Пуск дизеля осуществляется тяговым генератором от аккумуляторной батареи.
⇐Шестнадцатицилиндровые дизели | Тепловозные дизели типа Д49 | Восьмицилиндровые дизели⇒