Дизели 8ЧН 26/26 применяются на тепловозах с гидропередачей и электропередачей. Основные параметры и характеристики четырех восьмицилиндровых модификаций тепловозных дизелей 6Д49 и созданных на их базе дизель-генераторов для тепловозов приведены в табл. 5. Мощность этих модификаций лежит в диапазоне от 590 до 1100 кВт.
Таблица 5
Основные параметры |
Значения параметров дизелей (дизель-генераторов) |
|||
ЗА-6Д49 |
ЗАЭ-6Д49 |
2-6Д49 (18ДГ) |
6Д49 (17ПДГ-2) |
|
Полная мощность дизеля, кВт Частота вращения коленчатого вала, об/мин: |
880 |
590 |
1100 |
880 |
номинальная (пном) |
1000 |
860 |
1000 |
800 |
минимальная (япнц) |
420 |
420 |
350 |
350 |
Средняя скорость поршня, м/с |
8,67 |
7,45 |
8,67 |
Q.94 |
Среднее эффективное давление, МПа |
0,96 |
0,74 |
1,2 |
1,2 |
Поршневая мощность, кВт/м2 |
2090 |
1400 |
2600 |
2090 |
Удельный расход топлива \ г/(кВт-ч) |
204+П |
218+11 |
204+11 |
206+11 |
Расход топлива на холостом ходу при /гmin, кг/ч |
6,7 |
6,7 |
7,0 |
6,5 |
Давление наддува \ МПа |
0,127+0,01 |
0,074+ 0,01 |
0,142+0,02 |
0,123+0,02 |
Максимальное давление сгорания \ не более, МПа |
10 |
8,8 |
11 |
11 |
Температура выпускных газов по цилиндрам, не более, °С |
547 |
527 |
587 |
587 |
Основные параметры |
Значения параметров дизелей (днзель-генераторов) |
|||
ЗА-6Д49 |
ЗАЭ-6Д49 |
2-6Д49 (18ДГ) |
6Д49 (17ПДГ-2) |
|
Теплоотвод от дизеля суммарный 1 1 2, кДж/ч |
247-104 |
163-104 |
287-104 |
251-104 |
Подача шестеренного насоса масла при пном, не менее, м3/ч Давление масла 3, не менее, МПа: |
50 |
42 |
50 |
40 |
при пном |
0,32 |
0,3 |
0,32 |
0,29 |
При ЛпИп |
0,12 |
0,12 |
0,1 |
0,1 |
Подача водяного насоса При пНом. м3/ч |
50 |
40 |
50 |
40 |
Подача маслопрокачивающего насоса, м3/ч Автоматическая защита дизеля: |
8 |
8 |
10 |
12 |
дизель останавливается при падении давления масла на входе, до, МПа |
0,08 |
0,08 |
0,05 |
0,05 |
с дизеля снимается нагрузка при падении давления масла, до, МПа |
0,245 |
0,245 |
0,245 |
0,17 |
с дизеля снимается нагрузка при повышении температуры воды с дизеля, выше, °С Габаритные размеры дизеля или дизель-генератора, м: |
98 |
98 |
95 |
95 |
длина |
3,30 |
3,30 |
4,40 |
4,28 |
ширина |
1,655 |
1,655 |
1,62 |
1,56 |
высота |
2,29 |
2,29 |
2,29 |
2,34 |
Масса дизеля 4, кг |
9 600 |
9 200 |
18 000 |
14 500 |
Ресурс до первой переборки 5, ч |
18 000 |
12 000 |
14 000 |
20 000 |
Ресурс до капитального ремонта 5 |
64 000 |
60 000 |
56 000 |
60 000 |
1 Прн работе на полной мощности.
* При температуре воздуха иа входе в дизель 40 °С.
8 Прн температуре масла на входе в дизель 80 °С,
4 С электрооборудованием и оборудованием, установленным на дизеле.
• На 1981 г. включительно.
Рис. 7. Поперечный разрез дизеля ЗА-6Д49: 1 - ванна масляная; 2 - опорная лапа; 3 - крепление стартера; 4 - шатуны; 5 - охладитель масла; 6 - блок цилиндров; 7 - втулка цилиндра; 8 - кронштейн крепления теплообменника; 9 - поршень; 10 - выпускной коллектор; 11 - крышка цнлнидра; 12 - лоток с распределительным валом; 13 - топливный иасос; 14 - регулятор всере-жнмный; 15 - серводвигатель пусковой; 16 - люк картера
Дизель ЗА-6Д49. Это базовая модификация дизелей 8ЧН 26/26. Дизель имеет мощность 880 кВт и устанавливается в качестве главного двигателя на маневровых тепловозах ТГМ6А с гидропередачей.
На блоке цилиндров (рис. 7 и 8) смонтированы все агрегаты и узлы дизеля. Снизу блок цилиндров закрыт стальной сварной ванной, предназначенной для размещения и сбора масла дизеля. Конструктивное исполнение блока цилиндров, цилиндро-поршневой группы, деталей шатунно-кривошипного механизма, привода клапанов, крышек цилиндров аналогично дизелям 16ЧН 26/26. Компоновка дизеля несколько отличается от компоновки дизель-генераторов с дизелями 16ЧН 26/26 и 12ЧН 26/26.
На переднем торце дизеля расположены турбокомпрессор 11, охладитель наддувочного воздуха, привод насосов 2. Турбокомпрессор и охладитель наддувочного воздуха установлены на кронштейне 8, который крепится болтами к блоку цилиндров. В кронштейне имеются каналы для подвода наддувочного воздуха в ресивер блока цилиндров и для подвода масла в центральный масляный канал блока цилиндров.
Компрессор турбокомпрессора подает воздух через охладитель наддувочного воздуха, канал в кронштейне турбокомпрессора в наддувочный ресивер, размещенный в развале блока 6 цилиндров. Выпускные газы из крышек 11 цилиндров (см. рис. 7) отводятся к турбокомпрессору через выпускные коллекторы и газовые трубопроводы, размещенные по обеим сторонам дизеля. В каждый из коллекторов выпускаются газы из четырех цилиндров дизеля.
Привод насосов соединен с коленчатым валом 22 (см. рис. 8) шлицевым валом. Привод насосов представляет собой зубчатую передачу из прямозубых шестерен. На приводе насосов размещены и приводятся от него насос 3 масла, два насоса 5 воды, топливоподкачивающий насос 6. Привод насосов имеет выходной вал отбора мощности для привода потребителей тепловоза. В приводе насосов размещены и вращаются грузы, уравновешивающие силы инерции второго порядка. Насос масла обеспечивает подачу масла в масляную систему дизеля. Топливоподкачивающий насос шестеренного типа служит для непрерывной подачи1 топлива к топливным насосам. К приводу насосов с правой стороны прикреплен фильтр грубой очистки масла, с левой стороны фильтр тонкой очистки топлива. На переднем торце дизеля размещена система вентиляции картера, которая служит для создания разрежения в картере и его вентиляции. Система вентиляции картера состоит из маслоотделительного бачка, эжектора и заслонки для ручного регулирования разрежения в картере.
На заднем торце дизеля расположены привод распределительного вала 19 и механизм уравновешивания 23 (сил инерции второго порядка), размещенный в нижней части торца. Привод распределительного вала и механизм уравновешивания крепятся к торцовому листу блока цилиндров и получают вращение от шестерни, закрепленной на фланце коленчатого вала. На приводе распределительного вала размещены приводимые от него всережимный регулятор 14 (см. рис. 7), механический тахометр, предельный выключатель и датчик дистанционного тахометра. Всережимный регулятор и механический тахометр расположены с левой, а предельный выключатель и датчик дистанционного тахометра - с правой стороны привода. Электропневматический серводвигатель, предназначенный для управления всережимным регулятором, размещен на заднем торце дизеля с левой стороны. Все тепловозные модификации восьмицилиндровых дизелей Д49 имеют восемь ступеней изменения регулятором скоростных режимов.
Рис. 8. Продольный разрез дизеля ЗА-6Д49: 1 - подвеска блока цилиндров; 2 - привод насосов; 3 - насос масляный; 4 - труба; 5 - иасос водяной; 6 - топливоподкачивающий иасос; 7 - фланец иасоса водяного; 8 - кронштейн турбокомпрессора; 9 - реле давления масла; 10 - труба блива масла; II - турбокомпрессор; 12 - эжектор системы вентиляции картера; 13 - трубопровод; 14 - газовый трубопровод; 15 - кран индикаторный; 16 - трубопровод топлива; 17 - форсунка; 18 - фильтр центробежный; 19 - привод распределительного вала; 20 - механизм валоповоротный; 21 - диск соединительный; 22 - вал коленчатый; 2$ - механизм уравновешивания
К корпусу привода распределительного вала прикреплены центробежный фильтр 18 тонкой очистки масла и валоповоротный механизм 20 (см. рис. 8). Масло из центробежного фильтра сливается в корпус привода распределительного вала. Охладитель масла 5 (см. рис. 7), предназначенный для охлаждения масла, циркулирующего в масляной системе дизеля, размещен с правой стороны дизеля и крепится к блоку цилиндров на специальном кронштейне. С правой стороны на корпусе механизма уравновешивания закреплен кронштейн, на котором установлен электрический стартер 3.
На фланце отбора мощности коленчатого вала установлен диск со съемным зубчатым венцом, служащим для проворачивания вала дизеля валоповоротный механизмом, а также для пуска дизеля электрическим стартером. Электрическим стартером от аккумуляторной батареи производится также пуск дизеля ЗАЭ-6Д49 и дизель-генератора 18ДГ.
Диск отбора мощности соединен муфтой с гидропередачей тепловоза. Система охлаждения дизеля двухконтурная, принудительная замкнутого типа. Маслопрокачивающий насос для предпусковой прокачки дизеля и фильтр тонкой очистки с бумажными фильтрующими элементами установлены на раме тепловоза. Остальные агрегаты и трубопроводы масляной системы размещены на дизеле.
Дизель установлен на раме тепловоза на четырех резинометаллических амортизаторах (рис. 9). Амортизаторы 4 крепятся к опорам блока через четыре промежуточных кронштейна 7 болтами 5. Между нажимной тарелкой 2 и кронштейном на блоке опоры амортизатора установлен резиновый проставок 3. К раме тепловоза амортизаторы крепятся болтами 1 и фиксируются штифтами 6.
Все тепловозные модификации дизелей 8ЧН 26/26 имеют следующий порядок работы цилиндров: 1пр-4лев-2пр-Злев - 4пр-1 лев-Зпр-2лев. У всех восьмицилиндровых дизелей типа Д49 удельный расход масла на угар на полной мощности составляет не более 1 г/(кВт-ч), уровень шума не превышает 109 Дб. Для всех четырех тепловозных дизелей 8ЧН 26/26 рекомендуемая температура воды на выходе равна 70-90 °С, рекомендуемая температура масла на выходе составляет 65-80 °С, а максимальная температура масла не должна превышать 85 °С. У дизелей 8ЧН 26/26 наиболее тяжелой деталью является блок цилиндров, масса которого равна 2600 кг.
Рис. 9. Установка дизеля ЗА-6Д49 на тепловозе
Дизель ЗАЭ-6Д49. Дизель применяется в качестве главного двигателя на маневровых тепловозах ТГМ8 с гидропередачей для поставки в страны с тропическим климатом. Дизель ЗАЭ-6Д49 является наименее форсированной модификацией из ряда тепловозных дизелей типа Д49. Основное конструктивное отличие дизеля ЗАЭ-6Д49 от дизеля ЗА-6Д49 заключается в отсутствии охладителя наддувочного воздуха. В остальном по своей компоновке, комплектации, методу установки на раме тепловоза дизель ЗАЭ-6Д49 аналогичен ЗА-6Д49.
Дизель-генератор 18ДГ. Установленные на общей раме дизель 2-6Д49 мощностью 1100 кВт и генератор ГП-319 образуют дизель-генератор 18ДГ, используемый для тяговых агрегатов ОПЭ-1А и тепловозов ТЭМ6. Внешний вид дизель-генератора приведен на рис. 10.
Блок цилиндров, шатунно-кривошипный механизм, цилиндропоршневая группа, механизм газораспределения, схемы систем этого дизеля одинаковы с дизелем ЗА-6Д49. На переднем конце коленчатого вала установлен демпфер вязкого трения, предназначенный для уменьшения напряжений в коленчатом вале. Рама под дизель и генератор сварная. В нижней части рамы приварена ванна, в которую заливают масло для смазки дизеля. Привод насосов имеет два внешних вала для отбора мощности: для привода вентилятора холодильного устройства установки и привода синхронного генератора. Привод распределительного вала также отличается от дизеля ЗА-6Д49: он имеет в верхней части валы отбора мощности для привода возбудителя и вспомогательного генератора.
Вспомогательный генератор и возбудитель закреплены на кронштейнах в верхней части корпуса тягового генератора. На поддизельной раме установлены центробежный фильтр масла (справа) и маслопрокачивающий насос (слева). Фильтр тонкой
Рис. 10. Дизель-генератор 18ДГ: 1 генератор; 2 -- возбудитель; З - регулятор; 4 - турбокомпрессор; 5 - фильтр масла; 6 - теплообменник масляный; 7 - фильтр масла центробежный; 8 - фильтр топлива; 9 - рама поддизельная
Рис. 11. Дизель-генератор 17ПДГ-2:
і ~ турбокомпрессор; 2 - регулятор, 3 - фильтр масла центробежный, 4 - генератор* ь - корпус механизма уравновешивания, 6 - масляная ванна, 7 - корпус привода насосов н механизма уравновешивания; & - фильтр топливный, 9 - насос масляный;
10 насос воды
ОЧистки масла с бумажными элементами установлен вне дизель-генератора на раме тепловоза. Все остальные узлы и трубопроводы системы масла размещены на дизель-генераторе.
Дизель-генератор 17ПДГ-2. Дизель 6Д49 мощностью 880 кВт и генератор ГП-300 образуют дизель-генератор 17ПДГ-2 (рис. 11), предназначенный для установки на тепловозы ТЭМ2М вместо дизелей Д50. Корпус генератора 4 своим фланцем крепится к фланцу корпусов 5 уравновешивания и привода распределительного вала. При установке на тепловозную раму дизель-генератор опирается на лапы генератора, лапы корпуса механизма уравновешивания и блока цилиндров.
Стальная сварная ванна 6, закрывающая снизу блок цилиндров и образующая емкость для масла, в отличие от дизелей ЗА-6Д49 и ЗАЭ-6Д49 имеет в верхней части жесткие боковые стенки. Привод 7 насосов, как и у дизель-генератора 18ДГ, имеет два внешних вала для отбора мощности на привод вентилятора охлаждающего устройства тепловоза и на привод вспомогательного генератора. Так же, как и дизель-генератор 18ДГ, на конце коленчатого вала установлен демпфер вязкого трения.
Пуск дизеля осуществляется тяговым генератором 4 постоянного тока от аккумуляторной батареи.
⇐Двенадцатицилиндровые дизели | Тепловозные дизели типа Д49 | Двадцатицилиндровые дизели⇒