Для отвода тепла, выделяющегося в рабочих элементах тягового генератора, через его внутренние полости пропускается охлаждающий воздух. Воздух нагнетается осевым вентилятором (рис. 42), установленным на приводе распределительного вала дизеля. Ротор вентилятора вращается от коленчатого вала через ускорительную передачу, расположенную в приводе распределительного вала и в самом вентиляторе. При частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин частота вращения ротора вентилятора составляет 5620 об/мин.
Рис. 42. Вентилятор охлаждения тягового генератора: 1 - обтекатель; 2 - рабочая лопатка; 3, 13 - крышки; 4 - корпус; 5, 6, 22 - втулки; 7, 16 - кольца стопорные; 8 - кольцо; 9 - патрубок; 10, 12 - гайки; И - пластины замочные; 14, 18 - шестерни; 15 ¦- цапфа; 17 - роликоподшипник; 19 - шарикоподшипник; 20 - лопатка спрямляющего аппарата; 21 - ободья; 23 - кольцо уплотнительное; 24 - вал ротора; 25 - колесо рабочее; 26 - кольцо регулировочное; 27 - диск
Параметры работы вентилятора характеризуются развиваемым Напором и подачей. Зависимость между напором и подачей при номинальной частоте вращения ротора приведена на рис. 43. Рабочая точка на характеристике определяется гидравлическим сопротивлением генератора и соединительных воздушных патрубков. Изменение подачи и напора в зависимости от частоты вращения ротора подчиняется следующим закономерностям: напор пропорционален квадрату частоты вращения; подача линейно зависит от частоты вращения.
Воздух в вентилятор всасывается через фильтр, размещенный на крыше тепловоза, и поступает в полость обтекателя 1 (см. рис. 42), где установлен входной направляющий аппарат. Из решетки лопаток обтекателя воздух направляется под требуемым углом на лопатки 2 рабочего колеса 25. В направляющем аппарате поток поворачивается до осевого направления, а затем через патрубки подается на охлаждение тягового генератора. Основные вращающиеся элементы вентилятора относятся к ротору, неподвижные - к статору. Ротор состоит из вала 24, рабочего колеса 25, втулки 22, шестерни 14 и втулки 5.
Рабочие лопатки из алюминиевого сплава имеют Т-образный тангенциальный хвостовик, которым они заводятся в паз, выточенный в рабочем колесе и стальном диске 27.
После установки лопаток диск 27 прижимают к ним и рабочему колесу болтами. Рабочее колесо посажено на вал по конической расточке с натягом. Требуемый натяг обеспечивается контролем осевого перемещения колеса на роторе от исходного положения при напрес-совке специальным приспособлением (рис. 44). Смещение вдоль оси на 0,1 мм соответствует диаметральному натягу 0,01 мм. Внутри вала имеются каналы, предназначенные для подачи масла на посадочную поверхность от гидросъемника при спрессовке колеса. С другого конца вала по аналогичной конической посадке установлена шестерня привода. Во втулке 22 (см. рис. 42) расположены три упругих маслоуплотнительных кольца 23. На валу установлены два шарикоподшипника, на которые ротор опирается во время работы. Шарикоподшипник 19 удерживается от осевого перемещения буртом вала 24, втулкой 5, кольцом 8 и гайкой 10, застопоренной пластиной 11.
Рис. 43. Характеристика вентилятора:
И - напор вентилятора; а - рабочая точка номинального режима; 0_ -- производительность; Д; - потребляемая мощность
Рис. 44. Приспособления для спрессовки и напрессовки колеса и шестерни ротора вентилятора: 1 - для спрессовки колеса; 2 - для спрессовки шестерни; 3 - для напрессовии
Статор вентилятора состоит из обтекателя 1, корпуса 4 и патрубка 9, выполняемых из алюминиевых отливок. В корпусе 4, являющемся остовом вентилятора, расположены опорная втулка 6, спрямляющий аппарат, состоящий из стальных ободьев 21 и приваренных к ним лопаток 20, и цапфа 15, на которой установлены роликоподшипники 17 и паразитная шестерня 18.
Ротор в сборе с шарикоподшипниками установлен в опорную втулку 6. Осевые перемещения ротора ограничены стопорным кольцом 7 и регулировочным кольцом 26, которое упирается с одной стороны в крышку 3, ас другой стороны в наружное кольцо шарикоподшипника. Между кольцом 26 и шарикоподшипником имеется установочный зазор 0,3-0,6 мм, исключающий перегрузку подшипников вследствие выборки осевых зазоров в них при сборке. Шарикоподшипники 19 смазываются маслом, поступающим из привода распределительного вала. Шестерни 14 и 18 и роликоподшипники 17 смазываются разбрасываемым маслом, сливающимся из полостей во втулке 6.
Для предотвращения попадания масла в воздушную полость вентилятора имеется комбинированное уплотнение на втулке 22 и крышке 3. Гребешок^на втулке 22 за счет центробежного эффекта отбрасывает масло к периферии масляной полости; проход неотброшенного масла задросселирован щелевым уплотнением между гребешком крышки 3 и внутренней поверхностью выступа втулки 22; из полости между лабиринтом и уплотнительными кольцами 23 масло отсасывается через отверстия и, три упругих кольца 23 создают контактное уплотнение. Со стороны выхода воздуха полость подшипников закрыта крышкой 13. Стык цапфы 15 с корпусом уплотнен резиновым кольцом.
Вентиляторы всех модификаций дизелей одинаковы по конструкции. Различаются только системы раздачи напорного воздуха. В дизель-генераторах 1А-9ДГ и 1-26ДГ воздух из напорного патрубка вентилятора направляется только в тяговый генератор. На дизель-генераторах 1-9ДГ и 2-9ДГ, кроме основного воздушного потока, к тяговому генератору имеется дополнительный отвод воздуха на агрегат А-710. На дизель-генераторе 3-9ДГ на напорном тракте установлен воздушный фильтр.
⇐Валопровод вспомогательных электрических машин | Тепловозные дизели типа Д49 | Муфта соединительная и валоповоротный механизм⇒