Маневровые тепловозы ТГМ23 предназначены для эксплуатации на железнодорожных промышленных путях. Большое распространение они получили в карьерах, на предприятиях черной металлургии. Эти тепловозы, кроме маневровой и перевозочной работы, используются также для обслуживания пригородных и рабочих поездов.
Многолетний опыт изготовления и эксплуатации тепловозов ТГМ23, работающих на железнодорожных путях многих промышленных предприятий страны в самых различных условиях, подтвердил их высокую экономичность, маневренность и надежность. Эффективность применения тепловозов ТГМ23 в значительной мере зависит от того, насколько грамотно организована их эксплуатация, обслуживание и ремонт, а для этого необходимы прочные и глубокие знания конструктивных особенностей тепловоза.
На тепловозе ТГМ23 (рис. 1, 2) установлен быстроходный дизель 1Д12Н-500 с газотурбинным наддувом мощностью 500 л. с. Мощность от дизеля к колесным парам передается через гидравлическую передачу, реверс-режимный редуктор, отбойный вал и дышловый механизм. Управление дизелем бесступенчатое, пневматическое, запуск дизеля электрический, от стартера. Все тепловозные агрегаты смонтированы на жесткой раме, рама листовая сварная. Отбойный вал расположен между 1-й и 2-й колесными парами, что обеспечило равномерное распределение силы тяги по осям.
Рис. 1. Тепловоз ТГМ23
Тепловоз ТГМ23 имеет по сравнению с ТГМ1 улучшенные динамические качества. Это обусловлено более удачной компоновкой тепловоза, применением индивидуального рессорного подвешивания с резиновыми амортизаторами, бесклиновой рамы с марганцовистыми накладками.
Сжатый воздух на тепловозе вырабатывает воздушный компрессор ВВ 1,5/9 с регулируемой гидравлической муфтой, обеспечивающей постоянную скорость вращения вала компрессора при изменении скорости вращения вала дизеля, а также автоматическое плавное включение и выключение компрессора в зависимости от давления воздуха в воздушных резервуарах. С 1972 г. на тепловозах устанавливается компрессор ПК-35.
Силовая установка тепловоза оборудована системой охлаждения, котлом-подогревателем для подогрева воды и масла в холодное время года, маслопроводами, баками для хранения запасов топлива, воды и смазки.
У тепловоза капотный тип кузова; капот съемно-разборный. Кабина машиниста с одним постом управления, имеет звуковую и тепловую изоляции. Значительно улучшенная изоляция кабины обеспечивает уровень шума на рабочем месте машиниста в пределах допустимых норм.
Комплексная автоматизация тепловоза ТГМ23 исключает самопроизвольное трогание с места, включение гидропередачи при неполном и неправильном включении реверса, переключение режима и реверса при движении тепловоза; защищает дизель от превышения температуры охлаждающей воды и масла и обеспечивает автоматическое регулирование температуры воды, масла дизеля и масла гидропередачи; отключает компрессор при превышении давления воздуха в магистрали или переводит его на холостой ход работы.
Тепловоз снабжен автоматическим блокирующим устройством, вызывающим торможение поезда в случае разгона до скоростей, превышающих допустимые значения.
На рис. 3 показана сила тяги тепловоза Рк, его к. п. д. Т1т, скорость вращения вала дизеля лдиз и часовой расход топлива С в зависимости от скорости движения тепловоза vт.
Ограничение силы тяги по сцеплению при сухих рельсах наступает на маневровом режиме при скорости движения тепловоза 3 км/ч, максимально реализуемая сила тяги составляет 15 500 кГ.
Коэффициент сцепления колес с рельсами 0,36-0,35 при скоростях соответственно 0-3 км/ч.
Коэффициент полезного действия тепловоза при полной нагрузке дизеля достигает: при работе на гидротрансформаторе г\т = 0,23; первой гидромуфте Г|т = 0,25 ч- 0,27; второй гидромуфте Т1т = 0,23 0,28.
| Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Техническая характеристика тепловоза