Буксы

Буксы тепловоза ТГМ23 (рис. 59) роликовые с двумя коническими роликоподшипниками 2 (№7536У). Эти подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки при тех скоростях вращения, какие предусмотрены конструкцией тепловоза. Хорошая передача осевых нагрузок особенно важна для тепловоза, работающего на промышленных предприятиях, где часто встречаются кривые малых радиусов, а техническое состояние железнодорожных путей зачастую бывает неудовлетворительным, вследствие чего возникают большие осевые усилия в колесных парах. Поскольку эти подшипники изготавливаются специально для букс железнодорожного подвижного состава, к ним предъявляются повышенные требования к качеству и темности их изготовления. Смазываются подшипники консистентной смазкой.

Внутренние кольца подшипников насаживают на ось в нагретом состоянии упорными буртами внутрь и фиксируют лабиринтовыми втулками, одна из которых внутренняя 4 упирается в бурт оси, а наружная 1- в торец ступицы колесного центра. Втулки надевают в нагретом состоянии.

Наружные обоймы подшипников устанавливают так, чтобы суммарный осевой зазор по подшипникам был 0,25-0,35 мм. Получение такого зазора достигается постановкой полуколец 3, упирающихся одним торцом в наружную обойму внутреннего подшипника, а другим - в бурт корпуса буксы. Толщина полуколец подгоняется по месту таким образом, чтобы обеспечить указанный выше осевой зазор. На некоторых тепловозах полукольца устанавливались с обеих сторон буксы, а затем одна пара полуколец была за ненадобностью отменена.

Корпус буксы разъемный. Он состоит из двух отлитых из стали 35 ЛИ (ГОСТ 977-65) половин - верхней 5 и нижней 10. Обе половины, изготавливаемые из унифицированных отливок, обрабатываются в сборе как одно целое, стягиваются четырьмя специальными болтами 6. На направляющие поверхности корпуса буксы и наружные торцовые бурты привариваются накладки 11 и 12 т стали Г13Л (ГОСТ 2176-67).

Верхняя часть корпуса буксы имеет выступ с корытообразным углублением, являющимся опорой для хомута рессоры. В нижнюю часть ввертывается клапанная масленка 9. Втулки 1 и 4 выступами на наружном диаметре входят во впадины в буртах корпуса и образуют лабиринты, надежно задерживающие в корпусе буксы консистентную смазку. На небольшом количестве первых тепловозов буксы изготовлялись со смазкой направляющих, однако опыт эксплуатации этих тепловозов, а также данные зарубежной практики показали, что сталь Г13Л гораздо более стойка на износ при сухом трении.

Вначале применялись корпуса букс, унифицированные с корпусами букс тепловоза ТГМ1. Однако, когда миновала надобность в ваннах для смазки направляющих, эти корпуса были заменены. Торцовые узкие накладки пока что делают из стали 55С2 (ГОСТ 14959-69), а в дальнейшем по освоении производства будут изготовляться из стали Г13Л.

Лабиринтовые втулки, так же как и внутренние обоймы подшипников, сажают на ось нагретыми до температуры 90-100° С. Первой сажается внутренняя лабиринтовая втулка, затем обе внутренние обоймы подшипников и наконец наружная лабиринтовая втулка. После насадки до полного остывания втулки и обоймы должны быть прижаты специальным приспособлением.

Обоймы и втулки необходимо плотно пригонять друг к другу; щуп 0,05 мм не должен проходить между ними. Наружную обойму внутреннего подшипника надевают на ось до напрессовки внутренних обойм и втулок. По? еле остывания насаженных на ось деталей производится определение необходимой толщины регулировочных полуколец. Для этого замеряют следующие размеры: расстояние между торцами упорных буртов корпуса буксы - А и размер по наружным торцам наружных обойм подшипников, плотно прижатых к роликам, - Б. Требуемая толщина полуколец:

Полукольца шлифуют до получения подсчитанной таким образом толщины, после чего буксу собирают.

После сборки обеих букс производится контрольная проверка осевого зазора в специальном приспособлении. Одна из букс зажимается в приспособлении, а ось при помощи нажимных винтов перемещается в то и другое крайние положения. Величина перемещения измеряется при помощи индикатора, упирающегося в торец оси.

В процессе сборки букса заполняется на две трети своего объема консистентной смазкой 1ЛЗ (ГОСТ 12811-67) или УТВ 1-13 (ГОСТ 1631-61). Буксы с осью после сборки должны пройти обкатку при скорости вращения 350 об/мин и нагрузке на каждую буксу 6 Т.

Обкатка продолжается вплоть до достижения постоянной температуры, но не менее 2 ч. При правильной сборке температура корпуса буксы не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 30° Сив любом случае не должна быть выше 80° С.

Обкатка может производиться как с напрессованными колесными центрами, так и до их напрессовки. При неудовлетворительных результатах обкатки буксы следует разобрать, провести их ревизию и исправить обнаруженные дефекты. Затем обкатку повторить.

Колесные пары | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Рессорное подвешивание