Рессорное подвешивание

Рессорное подвешивание тепловоза ТГМ23 (рис. 60) индивидуальное - каждая рессора / опирается своим хомутом на верхнюю площадку буксы, а концы соединены при помощи винтовых подвесок 2 с рамой тепловоза. Такой тип подвешивания позволяет регулировать нагрузку на каждое колесо тепловоза таким образом, чтобы давление колес на рельсы было одинаковым.

Ри.с. 60. Рессорное подвешивание:

1- рессора; 2 - подвеска; 3 - гайка; 4 - контргайка; 5 -шайоа специальная; 6 - опорная пластина; 7 - амортизатор; 8 - подкладка

Допускается разница в давлениях ± 3% от номинального. Благодаря равномерному распределению нагрузок снижаются динамические нагрузки тепловоза на путь, а следовательно, увеличивается долговечность как тепловоза, так и путевых устройств. Регулировка производится затягиванием или отпусканием гаек винтовых подвесок. Правильность нагрузок определяется при помощи специальных весов, показывающих нагрузки на каждое отдельное колесо. При отсутствии весов разницу в нагрузках можно определять путем одновременного прокатывания каждого колеса по одинаковым дискам из красной меди или другого мягкого металла и замера уменьшения толщины каждого иа этих дисков. Более грубо разницу в нагрузках можно определять, замеряя расстояние от верхней площадки буксы до верха выреза в рамном листе. При правильном распределении нагрузок эти расстояния приблизительно одинаковы. Регулируя нагрузку, необходимо следить за тем, чтобы центр отбойного вала находился на линии центров осей колесных пар или выше их, но не более чем на 10 мм. Понижение центра отбойного вала ниже центров осей недопустимо.

Подвеска 2 круглого сечения, на одном конце имеет цилиндрическую головку, а на другом нарезку, изготавливается из стали СтЗ (ГОСТ 380-71). Подвеска с надетыми на нее подкладкой 8 и резиновым амортизатором 7 вставляется снизу в отверстие специального приваренного к раме кронштейна, а затем проходит сквозь отверстия в коренных листах рессоры и сверху закрепляется гайкой с контргайкой. Чтобы подвеска не проворачивалась при навертывании гаек, в головке ее предусмотрено отверстие, в которое можно вставлять стержень, упирающийся в рамный лист.

Для того чтобы на подвеску не действовали изгибающие силы при колебании рессоры, между верхним листом рессоры и гайкой устанавливают опорную-пластину и шайбу. Опорная пластина на нижней поверхности имеет зубцы, которые фиксируют ее положение по овальному отверстию в верхнем коренном листе, а на верхней поверхности - выступ с радиальной поверхностью, идущий поперек рессоры. Шайба имеет соответствующую выступу опорной пластины впадину, которой она ложится на выступ. Обе эти детали изготавливаются из стали СтЗ (ГОСТ 380-71), цементируются и калятся.

На первых тепловозах подвешивание имело несколько иную конструкцию. Подвески с рамным листом соединялись шарнирно при помощи валиков, а амортизатор располагался сверху над рессорой под гайкой. При такой конструкции подвески испытывали большие напряжения от поперечного изгиба, а шарнирное соединение требовало смазки.

Рессора (рис. 61) состоит из четырех коренных / и 2 и шести наборных листов 9, 3, 4,6, 7 и 8, соединенных хомутом 5. Листы изготовлены из желобчатой рессорной полосы типа А100 х 13 (ГОСТ 7419-55).

Листы рессоры имеют прямоугольную форму без скосов на концах. В коренных листах / и 2 по концам делаются овальные отверстия для прохода подвесок. В верхнем коренном листе / размеры отверстия увеличены по сравнению с отверстиями в остальных коренных листах для того, чтобы в них могли поместиться зубцы опорных пластин. В средней части всех листов сбоку с одной стороны прострагивается выемка глубиной 3 мм по ширине хомута рессоры. Хомут 5 изготавливается из стали МСтЗ (ГОСТ 380-71). В горячем состоянии хомут надевается на собранный пакет рессорных листов. С противоположной стороны от выстроганной выемки в хомут вставляется прокладка 10, после чего хомут обжимается на гидравлическом прессе. Выемка на листах, в которую заходит стенка хомута, предохраняет листы от продольного сдвига.

Рессоры изготавливаются в полном соответствии с требованиями ГОСТ 1425-62. Комплект рессор для тепловоза подбирается по стрелам прогиба под рабочей нагрузкой. Разность стрел отдельных рессор в комплекте не должна превышать 2 мм.

В течение некоторого времени на тепловозы ставились рессоры, состоящие из девяти листов: трех коренных и шести наборных, однако эти рессоры при прочих положительных качествах оказались недостаточно долговечными и с конца 1970 г. вновь введены десятилистовые рессоры. При выходе из строя девяти-листовых рессор необходимо производить замену всего комплекта рессор на десятилистовые.

Для улучшения динамических свойств тепловоза после освоения производства будет введена новая восемнадцатилистовая рессора, состоящая из четырех коренных и четырнадцати наборных листов, изготовленных из рессорной полосы 100 х 10. Такая рессора имеет меньшую жесткость и большую прочность, что благоприятно сказывается на состоянии тепловоза и на долговечности рессор. Благодаря большему количеству трущихся поверхностей скорость затухания колебаний увеличивается.

Для того чтобы заменить девяти - или десятилистовые рессоры на восем-надцатилистовые, необходимо также заменить рессорные подвески. Все остальные детали подвешивания взаимозаменяемые.

Буксы | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Рычажная передача тормоза