Гидропередача и реверс-режимный редуктор, кроме подшипников, зубчатых колес, зубчатых муфт и сухарей механизмов переключения реверса и режимов, не имеют изнашиваемых частей. Ремонтные сроки фактически зависят от срока службы зубчатых колес и подшипников качения и, как показал опыт эксплуатации тепловозов ТГМ23, от соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания. Обычно там, где соблюдается инструкция по эксплуатации, своевременно проводится техническое обслуживание, гидропередача и реверс-режимный редуктор работают надежно и в течение ряда лет не требуют ремонта.
Виды и сроки технического обслуживания оговорены в главе IX. Цель настоящего раздела - дать краткие рекомендации по способам обслуживания.
Заправка маслом гидропередачи и реверс-режимного редуктора. Для гидропередачи рекомендуется применять масло турбинное 22 ГОСТ 32-53 с антипенной присадкой ПМС-200 А или масло для турборедукторов гидропередач по ВТУ НП 136-63. В гидропередачу должно заливаться масло чистое, без механических примесей и влаги. Механические примеси, кроме отрицательного влияния на долговечность работы узлов гидропередачи, забивают фильтры и сливные клапаны гидромуфт, тем самым ухудшая процессы включения и переключения гидроаппаратов, а также снижают тяговые качества гидропередачи. Заливать масло необходимо через заливную горловину, в которой установлен сетчатый фильтр (рекомендуется применять воронку с дополнительным фильтром). При заправке пользуются только чистой посудой.
Смешивание различных сортов масла может вызвать пенообразование и, как следствие, снижение четкости работы системы автоматического управления гидропередачи и ухудшение тяговых качеств тепловоза. Уровень масла не должен превышать верхней метки на щупе, так как это также может вызвать пенообразование.
Смену масла рекомендуется производить при несоответствии его параметров ГОСТу. Сливать масло желательно сразу же после остановки тепловоза, чтобы механические частицы не успели осесть на стенках корпуса. После слива рекомендуется снять нижний корпус (поддон) гидропередачи и очистить его и внутренние стенки корпуса гидропередачи (в доступных местах). Запрещается протирать корпуса ветошью, оставляющей ворс. Для слива масла с тепловозом поставляется специальный шланг.
В реверс-режимный редуктор заливают летом масло авиационное МС-14 ГОСТ 1013-49, зимой автотракторное АКЗп-10 ГОСТ 1862-60 или зимой и летом МТ-16п ГОСТ 6360-58. Масло заливают только через заправочную горловину с сетчатым фильтром. Уровень масла должен поддерживаться в пределах верхней и нижней отметок щупа. Рекомендуется контролировать ежедневно работу шестеренчатого насоса с помощью краника, установленного для этой цели на реверс с правой стороны по ходу тепловоза.
Проверка затяжки гаек и болтов крепления корпусов между собой и к раме. При эксплуатации необходимо следить за затяжкой и регулярно подтягивать крепежные детали. Особое внимание обращают на состояние болтов и шпилек крепления между собой корпусов реверс-режимного редуктора. Ослабление затяжки болтов и шпилек способствует перераспределению нагрузок, действующих на корпус, и повышению их в опасных сечениях. Это может привести к появлению трещин на шейках корпуса и к его дальнейшему разрушению.
Не менее важное значение имеет состояние крепления втулок отбойного вала, а также реверса и гидропередачи к раме. Ослабление болтов крепления этих узлов не допускается. Для проверки крепления лап гидропередачи и реверс-режимного редуктора имеется специальный ключ.
Промывка сливных клапанов гидромуфт и фильтров гидропередачи производится в соответствии с рекомендуемыми сроками и по мере их загрязнения. Для снятия сливных клапанов также имеется специальный ключ. Перед снятием клапанов реверс устанавливают в нейтральное положение для возможности прокрутки корпусов гидромуфт. Выемка клапанов производится через лючки. Допускается промывка клапанов без их разборки, щелевые фильтры промывают с частичной их разборкой. Не рекомендуется при этом без необходимости разбирать фильтрующие элементы.
Промывку допускается производить в керосине, бензине или дизельном топливе с последующей продувкой сухим сжатым воздухом.
Замена вышедших из строя узлов и деталей. При эксплуатации тепловоза возможен преждевременный выход из строя отдельных узлов и деталей. Большинство из них можно заменить, не прибегая к снятию гидропередачи и реверс-режимного редуктора с тепловоза или их разборке. Масляный насос, шестеренчатый насос, главный вал, золотники, ведущий вал режимной коробки и вал реверса можно снять непосредственно на тепловозе.
Для снятия масляного насоса гидропередачи необходимо отсоединить тормозные поперечины и тяги в зоне поддона гидропередачи, слить масло и снять поддон гидропередачи. При снятии насоса необходимо помнить, что его корпус установлен на штифтах, для схода с которых корпус насоса рекомендуется слегка покачивать. При снятии насос рекомендуется поддерживать веревкой или тросом, пропущенным над ведомым валом.
Чтобы снять шестеренный насос, последний на месте необходимо отъединить от крышки. Чтобы снять главный вал или же гидропередачу, рекомендуется демонтировать верхнюю часть кабины, верхнюю крышку гидропередачи, первичный вал. При этом необходимо отогнуть трубки, идущие на смазку шестерен и подшипников. Снимая главный вал, необходимо снять верхний корпус гидропередачи и хомуты крепления главного вала.
Главный вал поднимают осторожно, пошатывая его опорные щетки, иначе можно погнуть вал насосных колес или смять лабиринтовые уплотнения.
При демонтаже вала реверса рекомендуется после снятия верхнего корпуса снять ведущий вал режимной коробки для того, чтобы освободить большие конические шестерни. Для избежания поломки нижних опорных втулок вилок переключения реверса при снятии вала реверса вилки необходимо покачивать и в случае их заклинивания во втулках несколько опустить вал, освободить вилки, затем снова продолжить подъемку вала.
Обслуживание тепловоза и основных его агрегатов | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Обслуживание экипажной и кузовной частей тепловоза и некоторые особенности их ремонта