Особенности эксплуатации тепловоза в зимних условиях

Для обеспечения бесперебойной работы тепловоза в зимних условиях на тепловозе имеется система подогрева воды и масла, включающая в себя котел-подогреватель, змеевик подогрева масла дизеля, расположенный внутри бака для масла, подогреватель масла гидропередачи, калорифер обогрева кабины машиниста, обогреватель аккумуляторных батарей, подогреватель масла реверса.

При эксплуатации тепловоза в зимних условиях очень важно, чтобы температура воды и масла гидропередачи поддерживалась в нормальных пределах, так как переохлаждение воды и масла в дизеле способствует повышенному износу его деталей, а нарушение температурных режимов рабочей жидкости гидравлической передачи приводит к снижению к. п. д. передачи. У холодного дизеля зазоры в деталях поршневой группы, коленчатого вала и его подшипников увеличены, что нарушает нормальную смазку этих деталей и, как следствие, приводит к пробою газов в картер дизеля и износу деталей. Холодное масло гидравлической передачи из-за повышенной вязкости ухудшает на-

полнение гидроаппаратов. Резкий перепад температуры масла приводит к конденсации влаги из воздуха, а наличие влаги в масле вызывает коррозию подшипников, шестерен и других деталей гидропередачи, уменьшая срок их службы.

Для облегчения эксплуатации тепловоза зимой необходимо заправлять топливный и масляный баки зимними сортами топлива и масла, систему охлаждения - низкозамерзающей жидкостью, регулятор числа оборотов дизеля - смесью из 50% зимнего дизельного топлива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки.

При температуре окружающего воздуха ниже +5° С перед пуском нужно разогревать дизель при помощи котла-подогревателя или путем заливки горячей воды. Воду заливать в такой последовательности: открыть сливной кран циркуляционного насоса и налить в систему 3-4 ведра воды, нагретой до 70- 80° С, а затем заливать воду, нагретую до 95° С, пока из сливного крана не пойдет горячая вода и не прогреется корпус циркуляционного насоса. После этого кран закрыть и заполнить систему водой, нагретой до 95° С.

Одновременно с заправкой горячей водой заполнить масляный бак горячим маслом. Если дизель эксплуатируется на низкозамерзающей охлаждающей жидкости, то после разогрева горячей водой пустить его, проработать до достижения температуры воды 50-60° С, после чего дизель остановить, слить всю воду, закрыть кран и быстро заправить систему охлаждающей жидкостью, нагретой до 85-95° С. При заправке систем водой и маслом жалюзи должны быть закрыты и утеплены чехлами.

При температуре дизеля в условиях особо низких температур (-20° С и ниже) для прогрева коренных и шатунных подшипников коленчатого вала рекомендуется перед пуском заправить в картер дизеля 40-45 л разогретого до температуры 80-90° С зимнего масла. Одновременно нагретое масло залить в масляный бак.

Заправка масла в картер должна быть закончена за 15 - 20 мин до пуска, что обеспечивает теплообмен между горячим маслом и холодными деталями кривошипно-шатунного механизма.

После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную по ходу на 2-3 оборота, а затем стартером без подачи топлива, при этом сделать 2-3 включения по 4-5 сек с перерывами между включениями 25-30 сек.

Проворачивание коленчатого вала и пуск дизеля без предварительного разогрева горячей водой и маслом запрещается. После пуска дизель прогревать первые 10 мин на 700-800 об/мин с постепенным переходом на 1000- 1100 об/мин. Когда температура охлаждающей жидкости и масла поднимается выше 30° С, можно дать нагрузку на дизель до 25% номинальной мощности.

Работа на всех режимах допускается при температуре охлаждающей жидкости и масла не менее 45° С. Длительная работа дизеля при температуре выходящей охлаждающей жидкости и масла ниже 60° С не разрешается, так как это ведет к осмоленню клапанов, поршней, поршневых колец и распылителей форсунок, что может вызвать серьезную аварию.

При длительной остановке дизеля охлаждающая жидкость и масло должны быть слиты. Охлаждающую жидкость следует сливать при достижении температуры 50° С, масло сливать только после остановки дизеля. После слива охлаждающей жидкости провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля без подачи топлива и сливные краны оставить открытыми.

При стоянке тепловоза для поддержания температуры воды и масла не ниже 30° С необходимо пользоваться котлом-подогревателем, однако время работы котла не должно превышать 40 мин, так как более длительная работа котла может привести к большой разрядке аккумуляторных батарей и не даст возможность запустить дизель.

Затруднения в работе в зимний период возникают из-за опасности замораживания воды и застывания масла в секциях холодильника. Это может произойти, если не принять своевременных предупредительных мер.

При температуре наружного воздуха от +5 до -10° С необходимо жалюзи секций холодильника закрыть и открывать их лишь в том случае, когда температура масла и воды превысит нормальные рабочие значения. При температуре наружного воздуха ниже -10° С снаружи секций холодильника навешивают утеплительные чехлы. Температура масла и воды при этом регулируется частичным открытием чехла, горизонтального по всей длине.

Если в результате недосмотра произошло частичное замерзание воды в секциях холодильника, следует для их оттаивания закрыть жалюзи и выключить вентилятор. Дизель должен работать на холостом ходу (500- 600 об/мин). В случае сильного промерзания секций необходимо замороженные места обложить ветошью и поливать ее горячей водой.

Перед остановкой дизеля в зимнее время с целью предотвращения застывания масла и замерзания воды в трубах секций холодильника необходимо выключить вентилятор, закрыть жалюзи и надеть утеплительный чехол. Во время эксплуатации тепловоза нужно следить за поддержанием температуры масла гидравлической передачи в пределах 60-110° С.

Низкие наружные температуры способствуют понижению плотности электролита и емкости аккумуляторной батареи, а при низкой плотности электролита возможно его замерзание. Поэтому в зимнее время необходимо увеличивать плотность электролита, поддерживая ее в пределах 1,26- 1,27 г/см3.

Уровень электролита в аккумуляторах должен поддерживаться на 15-20 мм выше верхней защитной решетки.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы аккумуляторные батареи обогревались и обеспечивалась своевременная их подзарядка.

Остановка тепловоза | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Виды ремонта и их кратная характеристка