Система охлаждения и обогрева Обеспечивает поддержание нормального теплового режима силовой установки при работе дизеля, обогрев кабины машиниста в холодное время года.
Схема системы охлаждения и обогрева приведена на рис-26.
При работающем дизеле вода от водяного насоса дизеля поступает в блоки цилиндров, головки цилиндров и охлаждаемые выхлопные коллекторы. Выходя из коллекторов, по трубопроводам вода поступает в секции радиаторов.
Секции радиаторов установлены по боковым сторонам шахты холодильника, объединены при помощи коллекторов в две параллельные группы. Охлажденная вода из секций радиаторов поступает в маслоохладитель и охлаждает масло дизеля и масло гидропередачи- При низких значениях температур масла дизеля и масла гидропередачи, наоборот, происходит дополнительный подогрев их водой. Это способствует поддержанию температуры воды, масла гидропередачи и масла дизеля на оптимальном уровне, улучшает условия работы силовой установки, повышает ее экономичность и обеспечивает удобства при переводе на автоматическое управление работой холодильной установки, Из маслоохладителя вода снова поступает в водяной насос.
Для подпитки системы и хранения запасов охлаждающей жидкости на тепловозе установлен водяной бак, Вместимость бака 0,09 м3 (90 л). Для контроля за уровнем жидкости на баке устанавливается водомерное стекло- Труба от водяного бака подводится к водяной трубе, подходящей к водяному насосу со стороны всасывания.
На тепловозе применена закрытая система охлаждения, что позволяет допустить максимально возможное значение температуры охлаждающей жидкости до 378 К ( + 105°С). Для создания повышенного давления в системе на заправочную горловину водяного бака установлен паровоздушный клапан, который обеспечивает сообщение емкости бака с атмосферой при повышении давления более 0,13 МПа (1,38 кгс/см2) или разряжении ниже 0,08 МПа (0,88 кгс/см-).
В целях предотвращения образования паровых или воздушных мешков в дизеле, коллекторах радиаторов, маслоохладителе предусмотрена установка пароотводных трубок, по которым гар отводится в водяной бак На калорифере установлен возду-хоспускной краник.
Параллельно с секциями радиаторов к дизелю подключена система обогрева, При необходимости система обогрева можег быть отключена при помощи специально предусмотренных вентилей.
При работающем дизеле и включенной системе обогрева часть воды, выходящей из дизеля, поступает в систему обогрева, проходит через обогреватели в полу кабины, через калориферы обогрева кабины и возвращается к подводящей трубе водяного насоса дизеля. Для обогрева аккумуляторных батарей предусмотрен змеевик, для пользования которым установлены два вентиля.
Направление циркуляции жидкости в системе при различных режимах работы на схеме обозначено стрелками-
Для слива охлаждающей жидкости из системы на маслоохладителе, нижних коллекторах радиаторов и в нижних точках труб предусмотрены сливные краны, на насосе дизеля - специальный клапан. На трубы слива воды из коллекторов радиаторов установлены специальные головки для заправки системы водой. На трубопроводе системы обогрева установлен специальный штуцер с заглушкой Пр1 для продувки системы после слива воды во избежание замерзания остатков неслившейся жидкости.
На патрубках воды, выходящей из головок цилиндров, устанавливаются датчики термометров воды дизеля, а на трубе между дизелем и секциями радиаторов - термореле-