4.7.7. Блокировки, защитные устройства и сигнализация. Пуск дизеля происходит только в нулевом положении штурвала при отключенной гидропередаче, что обеспечивается наличием в схеме контактов конечных выключателей штурвалов. Гидропередача включается выключателем «Гидропередача» при всех выполненных условиях: реверс полностью переключен, температура охлаждающих жидкостей в норме, система бдительности в исходном состоянии, штурвал управления сдвинут с нулевого положения.
Реверсирование может происходить только при нулевых положениях штурвалов управления дизелем и при минимальной частоте вращения вала дизеля. Последнее обеспечивается контактами конечных выключателей ВкК7 (на главном) и ВкК8 (на вспомогательном пульте).
Случайный сдвиг штурвала управления дизелем (из нулевого положения) на неработающем пульте приводит к автоматическому снижению частоты вращения вала дизеля до минимальной, что обеспечивается контактами конечных выключателей штурвалов (ВкК7, ВкК8).
Защита дизеля по давлению масла осуществляется на тепловозе с помощью реле давления масла (РДМ). РДМ предотвращает пуск дизеля без предварительной прокачки масла и создания необходимого его давления 0,25-0,28 МПа (2,55- 2,85 кгс/см2) и останавливает дизель, если давление снизится до 0,21-0,24 МПа (2,2-2,5 кгс/см2)- При этом реле давления масла своими контактами разрывает цепь питания вентиля дизеля ВД и электромагнита холостого хода БМ, что приводит к остановке дизеля.
Помимо электрической системы остановки дизеля при падении давления масла на дизеле имеется свое устройство, прекращающее подачу топлива в дизель при резком падении давления масла ниже 0,24 МПа (2,5 кгс/см2). В смысле защиты дизеля от падения давления масла электрическая схема защиты является подстраховочной, дополнительной на тот случай, если не срабатывает устройство защиты на дизеле, особенно при медленном снижении давления масла, на что устройство на дизеле может не среагировать.
На тепловозе применена защита от перегрева рабочих жидкостей: масла и воды дизеля и масла гидропередачи. Для этой цели на соответствующих трубопроводах установлены термореле: РТВДЗ - защита от перегрева воды дизеля, настроенное на температуру срабатывания 376 К (102°С); РТМД - защита от перегрева масла дизеля и РТМГ - защита от перегрева масла гидропередачи, настроенные на температуру срабатывания 383 К (110°С).
При превышении температуры любой рабочей жидкости свыше допустимой срабатывает соответствующее термореле, загорается соответствующее сигнальное табло и через разделительные диоды ДЗ или Д4 включается промежуточное реле Рпр- 2, которое своим размыкающим контактом разрывает цепь вентиля ВГ гидропередачи (гидропередача отключается), а своим замыкающим контактом становится на самоподпитку.
Благодаря наличию самоблокировки реле Рпр. 2 может быть выключено только после возврата штурвала управления в положение минимальной частоты вращения коленвала дизеля (или выключения выключателя «Гидропередача») и снижения температуры перегретой жидкости.
Допускается работа системы по следующей схеме: при превышении температуры любой рабочей жидкости свыше допустимой срабатывают размыкающие контакты соответствующих датчиков-реле, разрывая цепь вентиля ВГ гидропередачи (гидропередача отключается), а через замыкающие контакты тех же датчиков-реле загорается соответствующее сигнальное табло
Сигнализация о перегреве масла дизеля и масла гидропередачи осуществлена одним световым табло «Перегрев масла». Конкретная система, в которой произошел перегрев масла, определяется по показаниям термометров на пульте,
Гидропередача при всех условиях не включится, если реверс не будет полностью переключен, что обеспечивается электрической блокировкой (замыкающими контактами конечных выключателей ВкКЗ и ВкК4) в цепи вентиля ВГ гидропередачи.
От токов короткого замыкания электрические цепи защищены плавкими предохранителями.
Система бдительности, как отмечалось выше, автоматически обеспечивает остановку тепловоза при потере машинистом бдительности.
На тепловозе предусмотрено автоматическое отключение гидропередачи при торможении краном машиниста №394-2-Для этой цели служит реле давления воздуха тормозной магистрали (РДТ), обеспечивающее разрыв цепи управления вентилем гидропередачи (ВГ) при падении давления в тормозной магистрали ниже 0,47 МПа (4,8 кгс/см2), кроме того, это реле служит для предотвращения трогания тепловоза с места при разряженной тормозной магистрали.
Для обеспечения ограничения максимальной скорости схемой системы автоматического управления гидропередачей (см. ТГ23ДУ.75-10.100-02ЭЗ) предусмотрен узел ограничения скорости, работа которого происходит следующим образом.
При превышении тепловозом максимальной конструкционной скорости напряжение датчика ТгГ достигает величины, при которой происходит срабатывание реле РС. Реле РС, сработав, замыкает свой контакт в цепи питания катушки промежуточного реле предельной скорости РпрС. Сработав, реле РпрС размыкает свой контакт в цепи питания электропневматического клапана ЭПК, который, в свою очередь, своим замыкающим контактом размыкает цепь питания электропневматических вентилей управления гидропередачей. Происходит отключение гидропередачи, а сигнал с ЭПК предупреждает машиниста о необходимости снизить скорость тепловоза-
Одновременно второй замыкающий контакт реле РпрС шунтирует замкнувшийся контакт реле РС на случай потери машинистом бдительности. Узел защиты от превышения скорости имеет независимое питание.
Этим достигается то, что реле РпрС будет включено даже после снижения скорости движения тепловоза, т. е при отключении реле РС и размыкания его замыкающего контакта в цепи РпрС.
Для включения передачи требуется, кроме снижения скорости движения тепловоза, перевод штурвала в нулевую позицию с последующим его переводом на требуемую позицию.
Такая блокировка нужна для того, чтобы при отсутствии названных осознанных манипуляций (например, в случае потери бдительности машинистом, несчастный случай и т, п.), не было самопроизвольного включения гидропередачи после естественного снижения скорости тепловоза.
Дистанционное ручное и автоматическое управление жалюзи и вентилятором | Маневровый тепловоз ТГМ23В | Прочие цепи управления, освещение