Система охлаждения

Охлаждение дизеля принудительное, водяное. Циркуляция воды в системе охлаждения обеспечивается насосом.

Через приемный патрубок вода поступает на крыльчатку насоса из трубопровода внешней части системы охлаждения. При вращении крыльчатки вода по трубопроводам направляется в моноблоки. Попадая в водяные пространства моноблоков, вода охлаждает гильзы цилиндров, по перепускным каналам поступает в головки моноблоков, охлаждает днища камер сгорания, впускные и выпускные патрубки и направляющие клапанов. Из головок моноблоков вода поступает на охлаждение выпускных коллекторов.

Вода по перепускным трубкам направляется в объединенный выпускной коллектор, а затем по перепускным патрубкам в выпускные коллекторы. Охладив выпускные коллекторы, вода по трубопроводам внешней системы охлаждения поступает в секции холодильника, где и охлаждается.

Спуск воды из системы охлаждения дизеля производится через сливные пробки, установленные на крышках водоприемников, и через спускные краны на перепускных патрубках и водяном насосе.

Для выхода пара и воздуха из головок моноблоков и выпускных коллекторов во время работы дизеля в передней верхней части головок моноблоков и на объединенном выпускном коллекторе предусмотрены пароотводные штуцера, соединенные с расширительным бачком внешней системы охлаждения.

Температура выходящей из дизеля воды замеряется дистанционным термометром, приемник которого стоит в трубопроводе внешней системы охлаждения в непосредственной близости к выходному патрубку левого выпускного коллектора.

Водяной насос. Предназначен для создания непрерывной циркуляции охлаждающей воды в системе охлаждения. Насос центробежный. Вращение валику насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору.

Насос монтируется на площадке верхнего картера дизеля, фиксируется двумя штифтами и крепится шпильками. Крышка 1 (рис. 23), корпус 2, крыльчатка 3 и кронштейн 5 отлиты из алюминиевого сплава.

Корпус имеет две улитки, оканчивающиеся патрубками, к которым присоединяются водяные трубы, подводящие воду к моноблокам. К круглому фланцу корпуса шпильками крепится крышка /. Крышка имеет приемный патрубок, к нему крепится труба подвода воды к насосу.

Во внутреннюю расточку корпуса насоса запрессованы стальная каленая втулка 4, предохраняющая корпус от размывания водой, отбрасываемой вращающимися деталями уплотнения, а также для защиты сальника от литейного песка, увлекаемого циркулирующей водой из водяных полостей литых деталей. Песок, прошедший по торцовому зазору между крыльчаткой и корпусом, попадает в кольцевую канавку, образованную буртом втулки и стенкой корпуса и при остановке стекает, минуя сальниковую полость. К торцу корпуса болтами крепится стальная каленая втулка 15. Стык втулки и корпуса уплотняется резиновым кольцом 14.

Валик 7 изготовляется из нержавеющей стали, имеет внутренние эволь-вентные шлицы, в которые входит рессора 11 привода насоса. Валик вращается в двух шарикоподшипниках 6 я 8, установленных во внутреннюю расточку кронштейна 5. Шарикоподшипники специального подвода смазки не имеют и смазываются маслом, попадающим из полости привода к насосу

Крыльчатка 3 открытого типа, имеет восемь радиальных лопаток. Крыльчатка навинчивается на резьбовой конец валика до упора в каленую стальную втулку 22, затягивается гайкой 23 и контрится шайбой Так как резьба у крыльчатки и гайки левая, они при вращении стремятся еще более затянуться на валике. Назначение втулки 22 - не допускать износа ступицы крыльчатки от усилия пружины уплотнения и обеспечить надежный упор крыльчатки в торец валика насоса. Для разгрузки шарикоподшипников от осевого давления в крыльчатке просверлены четыре отверстия 21, соединяющие полость давления с полостью всасывания

Насос имеет два сальниковых уплотнения: уплотнение, не допускающее просачивания масла по валику в полость крыльчатки, и уплотнение, не допускающее просачивания воды к подшипникам. Первое уплотнение представляет собой армированную манжету 12, запрессованную в кронштейн 5. Второе уплотнение состоит из манжеты 16, изготовленной из графитизированного материала ГС-ТАФ, резинового кольца 17, латунной шайбы 18 и пружины 19 из нержавеющей стали. При вращении валика вместе с ним вращаются манжета, резиновое кольцо, шайба и пружина. При этом резиновое кольцо и скользящая по торцу втулки манжета не допускают просачивания воды из полости крыльчатки к подшипникам. По мере износа манжеты пружина сдвигает резиновое кольцо к манжете, обеспечивая постоянное прижатие ее к торцу втулки.

Пропущенные сальниковыми уплотнениями вода или масло через контрольное отверстие 20 в кронштейне насоса вытекают наружу.

Система наддува и выпуска     | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б |     Топливная система