Нагнетатель. Приводной центробежный нагнетатель расположен в передней части двигателя. Привод крыльчатки нагнетателя осуществляется от коленчатого вала через шестеренчатую передачу.
Кожух нагнетателя (рис. 19) состоит из двух отлитых из алюминиевого сплава частей: корпуса /, промежуточной стенки 12, в которых смонтированы все основные детали.
В три верхние расточки промежуточной стенки запрессованы две бронзовые втулки 30 и 11, являющиеся подшипниками шестерен привода крыльчатки нагнетателя.
Центральная расточка промежуточной стенки связана с остальными отверстиями лучевыми приливами, в которых просверлены маслоканалы. В бронзовых втулках 16, запрессованных в центральную расточку промежуточной стенки, монтируется ступица 14 ведущей шестерни 13 привода крыльчатки.
Ведущая шестерня 13 соединяется со ступицей 14 двенадцатью призон-ными болтами. Ступица ведущей шестерни полая, с внутренними шлицами. В эти шлицы входит рессора, передающая вращение ступице от коленчатого вала. Перемещение рессоры ограничивается замковым кольцом, установленным в проточку на шлицах. В осевом направлении ступица фиксируется шайбой 15 и кольцевой гайкой.
Корпус нагнетателя 1 внутренней стенкой разделяется на две полости: воздушную полость с расположенной в ней улиткой, через которую воздух крыльчаткой нагнетателя подается во всасывающие коллекторы дизеля, и полость, в которой расположен привод крыльчатки.
К внутренней стенке корпуса в воздушной полости винтами крепится стенка диффузора 2. В центральной части стенки корпуса имеются три расточки. В две крайние запрессованы бронзовые втулки 25, являющиеся вторыми подшипниками шестерен привода крыльчатки; в среднюю расточку запрессована стальная обойма 5, в которую с натягом установлен лабиринт 6 и залитая
свинцовистой бронзой стальная втулка 18, являющаяся вторым подшипником валика 10 крыльчатки. Внутренняя стенка корпуса имеет прилив со сверлением Л, соединяющим воздушную полость улитки с лабиринтом 6. Поступающий по сверлению Л к лабиринтному уплотнению воздух повышенного давления создает воздушный затвор, препятствующий проникновению масла в воздушную полость корпуса.
Ведущая шестерня 13 привода крыльчатки входит в зацепление с двумя шестернями 33, напрессованными на промежуточные валики 29. Каждая шестерня 33 дополнительно соединяется с промежуточным валиком 29 тремя штифтами. За одно целое с шестерней 33 выполнен поводок, имеющий шесть прямоугольных пазов.
Каждый промежуточный валик 29 вращается в двух бронзовых втулках, одна из которых расположена в корпусе нагнетателя, другая - в промежуточной стенке. Центральное сверление в промежуточном валике, заглушённое по концам пробками, и радиальные сверления предназначены для подвода масла к- втулке фрикционной шестерни 27 и к втулке промежуточного валика, расположенной в корпусе нагнетателя.
Фрикционная шестерня 27 имеет запрессованную в нее бронзовую втулку и может свободно вращаться на промежуточном валике 29. Внутри фрикционной шестерни помещаются шесть подбираемых по весу бронзовых сухарей 28, связанных с шестерней 33 штифтами 26, входящими в пазы поводка шестерни. Под действием центробежной силы сухари прижимаются к коническим поверхностям фрикционной шестерни 27 и вращают ее. Для передачи необходимого крутящего момента поверхности трения сухарей притираются к поверхности трения фрикционной шестерни. Долевой зазор промежуточного валика устанавливается подбором шайбы 31.
Валик крыльчатки 10 вращается в двух подшипниках, один из которых расположен в промежуточной стенке, другой - во внутренней стенке корпуса и фиксируется в осевом направлении со стороны промежуточной стенки буртиком, расположенным на самом валике, а со стороны крыльчатки -подпятником, состоящим из трех шайб 8, 9 и 17. Шайба 8 является регулировочной и подбирается по толщине при регулировке долевого зазора валика крыльчатки.
За одно целое с валиком крыльчатки выполнена шестерня, входящая в зацепление с фрикционной шестерней 27. Для разгрузки валика крыльчатки от изгибающего момента в приводе крыльчатки имеются два промежуточных валика 29 с фрикционными шестернями 27, оси вращения которых расположены в одной горизонтальной плоскости с осью валика крыльчатки. 38
Рис. 19. Нагнетатель:
/-корпус; 2-стенка диффузора; 3-крыльчатка; 4- фланец; 5 - обойма; 6 - лабиринт; 7, 11, 16, 18, 25, 30 - втулки; 8, 31 - шайбы регулировочные; 9, 15, 17, 19 - шайбы;-10 - валик крыльчатки; 12 - промежуточная стеика; 13, 33 - шестерни; 14 - ступица; 20 - пробка резьбовая; 21 - шайба стопорная; 22- входннк; 23 - ушко; 24 - шланг дюритовый; 26, 32 - штифты; 27 - фрикционная шестерня; 28 - сухарь; 29 - промежуточный валик; Л - сверление, Кг-выточка кольцевая
На шлицевом конце валика крыльчатки монтируются втулка лабиринта 7, шайба 19 и крыльчатка 3, которые затягиваются на валике резьбовой пробкой 20, законтренной стопорной шайбой 21. Шайба 19 подбирается по толщине при регулировке зазора между корпусом нагнетателя и Торцом крыльчатки. ВаЛик крыльчатки имеет центральное сверление и радиальные сверления для подвода масла к подшипникам валика и подпятнику.
На фланец в передней части корпуса нагнетателя устанавливается и крепится на шпильках входник 22, который служит каналом подвода воздуха к нагнетателю. Верхней частью входник при помощи дюритового шланга 24 соединяется с трубой, идущей от воздушного фильтра. Отверстие в корпусе нагнетателя, закрытое фланцем 4, предназначено для заливки консервирующей смеси. Ввернутые в корпус ушки 23 служат для присоединения переходника всасывающего трубопровода дизеля.
Масло для смазки нагнетателя поступает из маслораспределительного канала верхнего картера. По наклонному сверлению 7 (см. рис. 11) в верхнем картере и совпадающему с ним одному из сверлений в лучевом приливе промежуточной стенки масло поступает в кольцевую выточку К (см. рис. 18). Из выточки К по сверлениям в лучевых приливах масло подводится ко всем подшипникам промежуточной стенки. Подшипники, расположенные в корпусе нагнетателя, втулки фрикционных шестерен и подпятник смазываются маслом, поступающим из внутренних полостей валиков через радиально просверленные отверстия.
Всасывающий трубопровод. Для более равномерного распределения воздуха от нагнетателя в цилиндры дизеля всасывающий трубопровод выполнен кольцевым (рис. 20).
Выходной патрубок нагнетателя соединен тройником с всасывающим трубопроводом. Тройник отлит из алюминиевого сплава и крепится к выходному патрубку нагнетателя тремя стяжными болтами 8 (рис. 21). Место соединения тройника с нагнетателем уплотняется дюритовым шлангом 10, стянутым хомутом Р.
Тройник имеет два выходных патрубка, которыми он соединяется с приемными патрубками правого и /езого всасывающих коллекторов 3 (см. рис. 20) посредством двух дюритовых шлангов, стянутых хомутами /. В нижней части тройника смонтирован автомат предельных оборотов, описание которого приведено ниже.
Всасывающий коллектор штампуется из листовой стали и состоит из трубы, в которой приварены 12 патрубков -по два на каждый цилиндр. Каждая пара патрубков имеет общий фланец, посредством которого коллектор крепится к фланцам головки моноблока. Между фланцами коллектора и головкой,устанавливают паронитовые прокладки.
К каждому всасывающему коллектору приварены бонки против каждого цилиндра. Бонки имеют сквозные резьбовые отверстия (с латунными пробками 2), предназначенные для заливки масла в цилиндры при консервации дизеля.
Автомат предельных оборотов. Служит для автоматической остановки двигателя при достижении им предельных оборотов, на которые отрегулирован, автомат. Автомат предназначен для предохранения двигателя от «разноса», ч поэтому выключение двигателя автоматом свидетельствует о ненормальности в работе двигателя.
Конструкция автомата.
Рис 21 Автомат предельных оборотов:
1- тройник 2 -заслонка 3 - рукоятка 4, 6, 11, 26 - пружины, 5 - валнк, 7- ушко, 8 - стяжной болт, 9 - хомут, 10 - шланг дюритовый 12, 18 - корпуса 13 22-шайбы, 14, 20 - гайки 15 - втулка. 16 - сальник 17-шпонка, 19 - штифт, 21-крышка 23 - предохранитель, 24 - перегородка, 24 - рукоятка, 27 - диск, 28 - муфта, 29 - полость воздухопровода, 30 - прямоугольный шлиц 31-канал для сжатого воздуха, 32- шлнц муфты, 33 - зазор для атмосферного воздуха
(рис. 21) всасывающего трубопровода. В полости 29 тройника установлена на валике 5 заслонка 2, которая, проворачиваясь, перекрывает воздушный трубопровод.
На заслонке имеется паз, куда прямоугольным шлицем 30 входит муфта 28. Этим шлицем муфта, проворачиваясь вместе с валиком в корпусах 18 и 12, ведет заслонку. На противоположном торце муфты имеется второй шлиц, который входит в паз дюралюминиевого предохранителя 23.
Предохранитель установлен на хвостовике валика с зазором и может перемещаться в осевом направлении по валику. Два штифта 19, запрессованные в корпус 18, устраняют возможность проворота предохранителя при вращении валика. На хвостовике предохранителя имеется рукоятка 25 для ручного отжатая предохранителя.
Диском 27 и гайкой 20, застопоренной шайбой, к предохранителю внутренним диаметром прижата кольцевая резиновая перегородка 24. По периферии гибкая перегородка 24 зажата корпусом 18 и крышкой 21.
Таким образом, перегородка отделяет атмосферный воздух, поступающий в полость крышки через зазор 33 от сжатого нагнетателем воздуха, поступающего в корпус 18 через канал 31. 4а
Между диском 27 и крышкой 21 установлена пружина 26, поджимающая предохранитель к муфте 28. Регулировка сжатия пружины до величины, обеспечивающей выключение двигателя при достижении им предельно допустимых оборотов, производится подбором шайб 22.
После регулировки автомата две шпильки крепления крышки к корпусу контрятся одной проволокой и пломбируются. Корпус 12, установленный на тройнике, имеет в себе пружину 4, сжимающую через, втулку 15 сальник 16. Вторым своим концом пружина опирается на шайбу 13, лежащую на рукоятке 3.
В рукоятке 3 укреплена одним концом пружина 6, второй конец ее входит в отверстие корпуса 12 и тройника. В рабочем состоянии пружина 6 всегда закручена, а рукоятка 3 направлена вертикально вверх и расположена на тройнике справа (смотреть со стороны нагнетателя).
Рукоятка служит для включения автомата при первом запуске двигателя и после того, как автомат сработал и были устранены причины, выведшие двигатель на предельные обороты.
Работа автомата. Автомат предельных оборотов отрегулирован на выключение двигателя при превышении коленчатым валом тех оборотов, на которых должен удерживать его центробежный регулятор топливного насоса.
Работа автомата основана на повышении давления воздуха за нагнетателем при увеличении оборотов двигателя. Воздействие автомата на двигатель заключается в прекращении доступа воздуха в цилиндры.
Автомат выключает двигатель независимо от регулятора.
При хранении двигателя заслонка 2 перекрывает канал воздухопровода 29 от нагнетателя к цилиндрам. При этом заслонка и рукоятка 3 повернуты приблизительно на 75° от вертикальной плоскости, а паз предохранителя 23 выведен из зацепления со шлицем 32 муфты.
Перед первым запуском двигателя рукоятку 3 необходимо установить в вертикальное положение. Для этого ее нужно повернуть вверх на 75°. Заслонка откроет доступ воздуха от нагнетателя к цилиндрам, а шлиц 32 муфты встанет против паза предохранителя и позволит последнему надвинуться на муфту и запереть заслонку.
При нормальной работе двигателя на всех режимах сжатый воздух за нагнетателем, проникая из полости 29 через отверстие 31, давит на перегородку и предохранитель, но не может преодолеть давление пружины 26 и сил трения.
Автомат срабатывает, когда вал двигателя, а следовательно, и нагнетателя достигает предельных оборотов, на которые отрегулирован автомат. При этом давление воздуха за нагнетателем повышается и преодолевает усилие пружины 26 и силы трения. Предохранитель 23, перемещаясь, выводит из зацепления шлиц 32 муфты, которая вместе с валиком, заслонкой и рукояткой под действием пружины 6 проворачивается приблизительно на 75° и прекращает доступ воздуха из нагнетателя в цилиндры. Двигатель мгновенно глохнет, сделав несколько оборотов по инерции.
Для включения автомата, необходимо рукоятку 3 автомата снова поставить в вертикальное положение. После этого двигатель будет готов к работе.
Перед длительным хранением двигателя необходимо рукояткой 25 оттянуть предохранитель в сторону, показанную стрелкой, усилием около 30 кГ, чтобы закрылась заслонка. При этом рукоятка должна автоматически повернуться приблизительно на 75° от Вертикальной плоскости.
Выпускные коллекторы. Правый 1 (рис. 22) и левый коллекторы 7 на выходе объединяются коллектором 3, который отводит отработавшие газы в общую магистраль.
Коллекторы отлиты из алюминиевого сплава, имеют двойные стенки, образующие водяную полость, по которой циркулирует охлаждающая вода, и 12 патрубков с фланцами для крепления коллекторов к головкам моноблоков дизеля.
На внутренней поверхности каждого коллектора имеются выступающие пояски, на которых устанавливается стальная труба 9, которая уменьшает теплоотдачу выпускных газов благодаря воздушному пространству между стенками трубы'и коллектора. К трубе 9 со стороны нагнетателя приварен фланец, которым с помощью шпилек труба крепится к фланцу коллектора. Со стороны нагнетателя выпускные коллекторы закрыты крышками 12 и кожухами 11.
Объединенный коллектор 3 имеет двойные стенки, между которыми циркулирует охлаждающая вода. Вода по перепускным патрубкам § поступает в выпускные коллекторы и оттуда по патрубкам 13 попадает во внешнюю систему дизеля.
Для отвода пара из водяной системы на объединенном коллекторе имеются два пароотводных штуцера 4. Спуск воды из системы осуществляется через краны 10, установленные на фланцах и патрубках выпускных коллекторов 1 и 7. Для выпуска конденсата из газовой полости коллекторов установлены спускные краны на объединенном выпускном коллекторе.
В каждрм коллекторе имеется по два отверстия, заглушённые пробками 6, которые используются при замере температуры и давления выпускных газов.
Система передач | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Система охлаждения