Система передач

Для передачи вращения от коленчатого вала к топливному насосу, механизму распределения, водяному насосу и маслонагнетающему насосу в передней части дизеля расположена система передач.

Система передач (рис. 17) включает в себя: промежуточную передачу, две наклонные передачи, передачу к водяному насосу и передачу к маслонагнетающему насосу. Шестерни передач конические Зубья и трущиеся поверхности хвостовиков всех шестерен цементированы. Нижние шестерни наклонных передач и шестерни передач к водяному и маслонагнетающему насосам вращаются в дюралюминиевых стаканах. Шестерни промежуточной передачи вращаются в бронзовых втулках, запрессованных в нижнюю половину корпуса передачи к топливному насосу. Каждый стакан центрируется в гнезде верхнего картера по двум поясам. Стаканы имеют сверления для слива масла в полость картера.

Промежуточная передача. Передача монтируется в центральном гнезде верхнего картера и предназначена для передачи вращения от центральной шестерни к шестерне привода топливного насоса и к шестерням привода распределения. Шестерни 1 и 2 установлены на шлицах Валика 4, вращающегося в расточках корпуса 3. Шестерня 2 передает вращение нижним шестерням 22 наклонных передач к механизмам распределения.

Масло к рабочим шейкам валика 4 и к расточкам корпуса 3 подводится из наружных кольцевых проточек на нижних поясах стаканов наклонных передач через два сверления В в верхнем картере. Поступающее по сверлениям В масло заполняет наружную кольцевую выточку на корпусе передачи 3 и по сверлениям в нем подводится во внутреннюю полость К, откуда - к поверхности трения валика 4 передачи к топливному насосу.

Передачи к маслонагнетающему и водяному насосам. Передачи одинаковы по конструкции и монтируются в правом и левом нижних гнездах верхнего картера.

Узел передачи состоит из стаканов 9 к 19 (см. рис. 17) и вращающихся в них шестерен 10 и 18; вращение шестерням передается непосредственно от центральной шестерни.

Шестерни 10 и 18 полые, в нижней части имеют шлицы, в которые входит рессора, передающая вращение маслонагнетающему или водяному насосам.

Масло для смазки трущихся поверхностей стакана и шестерни поступает по сверлению в верхнем картере и сверлению в стакане.

Передачи к механизму распределения. Наклонные передачи к распределению правого и левого моноблоков одинаковы по конструкции и состоят из двух основных узлов (см. рис. 17): нижнего стакана 21 с вращающейся в нем шестерней 22 и верхнего стакана 27 с валиком 28. Регулировочные шайбы 20 подбираются по толщине при регулировке зазоров в зацеплении шестерни 22 с шестерней промежуточной передачи 2.

Во внутренние шлицы хвостовика шестерни 22 входит валик наклонной передачи 28. На шлицах верхнего конца валика 28 расположена шестерня 30 привода промежуточного валика распределения.

Шестерня 30 и шайба 29 затягиваются на валике наклонной передачи гайкой 31 до упора в уступ валика, фиксируя его в осевом направлении. Необходимый долевой зазор валика наклонной передачи обеспечивается допусками на размеры сопряженных деталей

Средний стакан 24 с гайкой 25 и резиновым уплотняющим кольцом 26 является соединительным звеном между фланцем нижнего стакана и нижним концом верхнего стакана.

Масло для смазки трущихся поверхностей нижнего стакана 21 и шестерни 22 поступает из промежуточной стенки нагнетателя через сверление в верхнем картере. Поступающее масло заполняет кольцевую канавку, расположенную на нижнем центрирующем поясе стакана, и по сверлению в стакане подводится во внутреннюю его полость.

Смазка валика наклонной передачи 28 и верхнего стакана 27 осуществляется маслом, поступающим по сверлению в головке моноблока в кольцевую канавку.

Привод топливного насоса. Монтируется в Отлитом из алюминиевого сплава корпусе, состоящем из двух частей (рис. 18): верхней 1 и нижней 8. Плоскость разъема корпуса проходит по оси большой конической шестерни 2 привода топливного насоса. Нижняя часть корпуса 8 крепится к фланцу верхнего картера шпильками. В нижней части корпуса монтируется промежуточная передача, передающая вращение от центральной шестерни к конической шестерне 2 привода топливного насоса.

Большая коническая шестерня 2 вращается в двух подшипниках 3 и 13, установленных в расточки кор пуса. Вращение шестерне 2 пере дается от валика промежуточной пе редачи 11.

Коническая шестерня 2 имеет 43 внутренних шлица, в которые передним шлицевым концом входит рессора 5, передающая вращение кулачковому валику топливного насоса На заднем конце рессоры имеются 22 шлица, которыми она соединяется со шлицевой муфтой топливного насоса.

Для удобства перестановки рессоры по шлицам муфты насоса на переднем конце рессоры просверлены четыре отверстия, а на конической торцовой поверхности шестерни 2 нанесены 22 деления соответственно числу шлицев на заднем конце рессоры. Делениями пользуются для перестановки рессоры по шлицам муфты насоса при регулировке угла опережения подачи топлива.

Замковое кольцо 6 входит в проточку на шлицах шестерни 2 и препятствует осевому перемещению рессо ры. Между буртиком заднего подшипника 13 и затылком шестерни 2 устанавливается регулировочная шайба 12, служащая для регулировки зазоров в зацеплении конической шестерни 2 с валиком промежуточной передачи 11

Рессора 5 закрыта кожухом 14, а переднее отверстие корпуса -крышкой 4, которая крепится к корпусу четырьмя шпильками и пломбируется

Масло поступает из наружной кольцевой выточки А, расположенной на стакане нижней части корпуса, во внутреннюю полость К, откуда по двум наклонным отверстиям Б поступает на смазку поверхностей трения шестерни 2. Масло, проникающее к крышке корпуса 4 и к фланцу кожуха 14, сливается в полость нижней части корпуса по специальным сверлениям (на рис. 18 эти сверления не показаны).

Суфлер служит для отвода паров масла и газов из картера дизеля. Корпус суфлера 17 отлит из алюминиевого сплава. В нижней части корпуса размещен фланец, имеющий канал Г и два наклонных сверления Д.

Верхний канал Г служит для прохода газов и паров масла, а два нижних сверления Д служат для стока конденсированного масла обратно в полость картера. Внутри корпуса суфлера отлиты три наклонные перегородки, служащие для грубого отделения капель масла от его паров. В верхней части суфлера размещен фильтр, состоящий из стакана 18 с двумя сетчатыми донышками 21 и фильтрующего элемента 19. Фильтрующим элементом служит набивка из концов стальной проволоки диаметром 0,3 мм.

Рис 18 Привод топливного насоса

1 - верхняя половин? корпуса 2- коническая шестерня большая 3 13 - подшипники бронзовые 4 - крышка корпуса 5 - рессора 6 - кольцо замковое 7 - втулка контрольная 8- половина корпуса нижняя, 10 - штифт 11 - валик промежуточной передачи 9, 12 - шайбы регулировочные, 14-кожух рессоры, 15 - шланг 16 - хомут 17 - корпус суфлера 18 - стакан 19 - элемент фильтрующий, 20 - скоба 21-донышко сетчатое 22 - крышка суфлера, 23 - стержень 24 - трубка дистанционная 25 - гайка А - выточка кольцевая, Б, Д-сверления наклонные Г- канал, К - полость масляная Фильтр при помощи стержня 23 с гайкой 25 и дистанционной трубкой 24 крепится к крышке суфлера 22. Крышка суфлера имеет специально отлитый патрубок, который при помощи шланга соединяется с трубопроводом, отводящим газы к нагнетателю.

Крышка суфлера 22 крепится к корпусу суфлера 17 пружинящей стальной скобкой 20. Кроме суфлера, расположенного на корпусе привода топливного насоса, на дизеле имеется второй суфлер, установленный на картере носка дизеля.

Таким образом, отвод паров и газов производится как из передней, так и задней части картера дизеля. Устройство второго суфлера описано в разделе «Носок дизеля».

Привод электротахометра. Привод электротахометра устанавливается в торцовом отверстии крышки головки правого моноблока и служит для передачи вращения рессоре датчика электротахометра от распределительного валика впуска. Основными деталями привода электротахометра являются валик привода с наконечником, сухарь передачи с обоймой и подшипник привода с двумя втулками.

Полый валик привода с одного торца имеет квадратное окно для входа рессоры, а с другого - цилиндрическую полость, в которую устанавливается своим хвостовиком наконечник. Наконечник фиксируется на валике привода двумя заклепками. На наружной цилиндрической поверхности валика привода нарезана винтовая маслосбрасывающая канавка.

Смазка привода электротахометра осуществляется разбрызгиванием масла, находящегося под крышкой головки моноблока.

Главные узлы дизеля     | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б |     Система наддува и выпуска