При работе дизеля масло из бака поступает в масляный фильтр на входной магистрали и затем в маслонагнетающий насос. Из нагнетающего насоса - по двум сверлениям направляется в два канала верхнего картера, по которым прохедит в распределительный канал. Из распределительного канала верхнего картера маслошоступает в главную масляную магистраль дизеля ив канал промежуточной стенки нагнетателя.
Из главной магистрали масло подводится к семи подвескам картера на смазку коренных и шатунных вкладышей шеек коленчатого вала и затем на смазку пальцев и втулок нижних головок прицепных шатунов.
Из вкладыша седьмой коренной шейки масло по сверлению 32 (см. рис. 11) подводится к ввернутому в картер штуцеру, к которому присоединяется приемник манометра. Из полости седьмой коренной шейки коленчатого вала, через жиклер направляется в полость вала носка дизеля и через отверстия во втулке подается на смазку роликоподшипников.
Масло из кольцевой выточки промежуточной стенки распределяется по другим каналам. По трем каналам в верхней части стенки направляется для смазки привода крыльчатки нагнетателя и к сверлениям верхнего картера (см. рис. 17). По этим сверлениям масло подводится на смазку нижних стаканов и шестерен наклонных передач и одновременно по двум сверлениям В в картере проходит в нижнюю половину корпуса промежуточной передачи на смазку шестерен промежуточной передачи и подшипников большой конической шестерни привода топливного насоса (сеч. А-А).
По двум каналам в средней части промежуточной стенки масло подходит к трущимся поверхностям привода водяного насоса и привода маслонагнетаю-щего насоса с центрифугой. По каналу промежуточной стенки, расположенному симметрично подходящему каналу, направляется в распределительный канал верхнего картера.
Из распределительного канала по сверлению в картере далее к ввернутому во фланец кронштейна водяного насоса штуцеру и по трубке - к распределительной крестовине. Из распределительной крестовины в головки моноблоков и в топливный насос.
Трубка, подводящая масло к распределительной крестовине от штуцера, расположенного на фланце водяного насоса, имеет тройник с невозвратным клапаном. Во всережимный регулятор масло поступает непосредственно от маслонагнетающего насоса.
Через невозвратный клапан производится прокачка масляной системы дизеля перед пуском. К невозвратному клапану присоединяется трубка подвода масла к упору пуска всережимного регулятора, связанная через невозвратный клапан с трубкой подвода масла к регулятору.
Масло, выдавливающееся из зазоров между шейками коленчатого вала и вкладышами и зазоров между пальцами и втулками прицепных шатунов, разбрызгивается шатунами внутри картера, смазывает стенки гильз.цилиндров, втулки верхних головок шатунов и поршневые пальцы. Из нижнего картера дизеля масло насосом откачивается в масляный бак.
Маслонагнетающий насос с центрифугой. Предназначен для непрерывной подачи очищенного от механических примесей масла к трущимся деталям дизеля. Насос шестеренчатый. Вращение ведущему валику насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору. Очистка масла от механических примесей осуществляется в барабанах центрифуги.
Конструкция насоса (рис. 30). Отлитые из алюминиевого сплава крышка насоса 1, корпус насоса 2, кожух 3 и крышки 11 и 14 скреплены между собой шпильками.
В корпусе насоса 2 размещается пара нагнетающих шестерен 17 и 28. Ведущая шестерня 17 монтируется на ведущем валике 18, за одно целое с которым выполнена цилиндрическая шестерня, передающая вращение валику центрифуги «36».
Рис. 30. Маслонагнетающий насос с центрифугой:
1 - крышка насоса, 2 -корпус насоса; 3 - кожух, 4 - барабан наружный; 5 - барабан внутренний; « - конус; 7-шайба; 8-ротор; 9-шайба сферическая; 10-шайба опорная, 11, 14 - крышки; 12 - диски фрикциона; 13 - втулка с опорным диском; 15 -поводок; /« - лопатка; 17 - шестерня ведущая; 18 -валик ведущий; 19 - бобышка крышки насоса, 20-рессора; 21 - патрубок; 22 - тарелка, 23 - штуцер; 24 - колпачок; 25 - винт регулировочный; 26 - пружина, 27 - клапан редукционный: 23 - шестерня ведомая; 29 - ось ведомой шестерни; 30 - валик центрифуги; 31 - цапфа; Г -полость; Л -полость нагнетания; Е, Л, М - отверстия; Л -полость кожуха внутренняя; Ж-канал; И-слнвное отверстие
Ведущий валик 18 вращается в трех бронзовых втулках, две из которых запрессованы в крышку насоса /, третья - в корпус насоса 2. Ведущий валик имеет внутренние эвольвентные шлицы, в которые входит рессора 20, передающая вращение валику от шестерни привода. В осевом направлении ведущий валик фиксируется замковым кольцом с шайбой.
Ведомая нагнетающая шестерня 28 с запрессованной бронзовой втулкой свободно вращается на оси 29, расположенной в отверстиях крышки и корпуса насоса. Для поддержания заданного давления масла в магистрали дизеля в корпусе насоса устанавливается редукционный клапан, состоящий из штуцера 23 с ввернутым в него регулировочным винтом 25 и самого клапана 27, нагруженного пружиной 26, опирающейся одним торцом на клапан, другим на тарелку 22. Вращением регулировочного винта устанавливается необходимая величина давления масла в главной масляной магистрали дизеля. Регулировочный винт контрится гайкой и закрывается колпачком 24.
Валик центрифуги 30 расположен на трех опорах. Двумя опорами служат бронзовые втулки, запрессованные в крышку насоса, третьей - шарикоподшипник, смонтированный в стальной обойме. Обойма установлена в крышку. На валике центрифуги подшипник затягивается гайкой, при этом внутренняя обойма шарикоподшипника прижимается к сферической шайбе 9, упирающейся в торцы шлицов валика. Наружная обойма шарикоподшипника зажимается крышкой 11 до упора в буртик обоймы.
В кожухе 3 размещен ротор центрифуги 8, состоящий из стального наружного барабана 4, внутреннего барабана 5 с вваренными в него лопатками 16, и конуса 6. Внутренний барабан выступами входит во впадины буртика конуса и вращается вместе с наружным барабаном. Конус ввинчивается в наружный барабан и крепится к нему. К фланцу конуса крепится поводок 15. Конус имеет две расточки, в одну из которых запрессована бронзовая втулка, в другую устанавливается латунная втулка 13, имеющая наружные зубцы, входящие в зацепление с поводком 15.
Ротор центрифуги монтируется на трех опорах. Одной опорой служит бронзовая втулка, запрессованная в корпус насоса, в которую входит цапфа 31 наружного барабана. Двумя другими опорами являются бронзовые втулки, запрессованные в конус центрифуги, и втулка 13 с опорным диском, опирающаяся на валик центрифуги. Допустимое осевое перемещение ротора устанавливается регулировочной шайбой.
Вращение ротора центрифуги передается от валика центрифуги через фрикционное устройство, состоящее из трех ведущих и трех ведомых дисков 12. Ведущие диски гладкие, стальные; они имеют внутренние зубцы, которыми монтируются на шлицы валика центрифуги. Ведомые диски латунные, с масло-отводящими канавками на торцовых поверхностях и наружными зубцами, входящими в зацепление с поводком 15.
Диски фрикциона 12 расположены между втулкой 13 с опорным диском и опорной шайбой 10, опирающейся на стальную сферическую шайбу 9, обеспечивающую ее самоустановку.
Внутренняя полость К кожуха 3 сливным отверстием И, проходящим через корпус и крышку насоса, сообщается с внутренней полостью верхнего картера. Давление масла, создаваемое насосом, действует на ротор центрифуги. Кольцевым зазором между внутренним диаметром цапфы 31 наружного барабана и наружным диаметром валика центрифуги 30 создается неуравновешенное осевое усилие, смещающее ротор центрифуги 8, который зажимает фрикционные диски 12, обеспечивая при этом безударное включение ротора центрифуги.
Трущиеся поверхности деталей маслонагнетающего насоса и центрифуги смазываются циркулирующим в них маслом.
Принцип работы. Через приемный патрубок 21, ввернутый в корпус насоса, масло поступает во впадины зубьев нагнетающих шестерен 17 и 28 насоса. При вращении шестерен масло переносится пр периферии расточек под шестерни в корпусе и поступает в полость нагнетания Д, которая сообщается с каналом Ж, перекрытым редукционным клапаном 27 с полостью всасывания. Из полости нагнетания Д масло по кольцевому сечению между валиком центрифуги и внутренней поверхностью цапфы 31 наружного барабана-поступает во внутреннюю полость конуса 6 и затем через отверстие Л во внутренний барабан 5, в котором происходит первичное центрифугирование масла. Через отверстие Е масло, вращаясь вместе с ротором центрифуги, попадает в наружный барабан 4, вторично центрифугируется и через отверстия М и внутреннюю полость валика центрифуги проходит в полость Г.
Из полости Г по двум каналам, заглушённым с торцов пробками, и по двум каналам, просверленным в бобышках 19 крышки насоса, масло поступает в совпадающие с этими каналами два сверления верхнего картера и далее в распределительный канал верхнего картера.
Маслооткачивающий насос. Для откачки масла, собирающегося в отстойнике нижнего картера, на фланце нижнего картера устанавливается маслооткачивающий насос (рис. 31). Насос шестеренчатого типа. Направление вращения ведущего валика против часовой' стрелки, если смотреть со стороны привода.
Насос имеет две пары шестерен, расположенных в корпусе 3. Корпус имеет два входных канала 10.
К нижнему фланцу корпуса крепится крышка /, имеющая выходное отверстие У/, соединяющееся с патрубком 7.
Ведущие откачивающие шестерни устанавливаются на шпонках 5 валиков 6 и 8, за одно целое с которыми изготовлены цилиндрические шестерни привода откачивающих шестерен, находящиеся между собой в зацеплении. Через цилиндрические шестерни вращение передается от ведущего валика 6 к ведомому валику. Ведущий валик 6 имеет внутренние шлицы и приводится во вращение рессорой 4, которая другим шлицевым концом соединяется с конической шестерней привода маслооткачивающего насоса, расположенного в нижнем картере. В осевом направлении рессора 4 фиксируется замковым кольцом.
Каждый валик вращается в бронзовых втулках. Ведомые откачивающие шестерни 13 свободно вращаются на осях 2. Оси 2 фиксируются от проворачивания стопорными винтами. Привернутое к корпусу 3 кольцо 9 предназначено для центровки насоса в отверстии нижнего картера.
Рис 31 Маслооткачивающий иасос.
1 - крышка насоса, 2 - ось £ - корпус насоса, 4 - рессора, 5 - шпонка, 6, 8 - валики ведущие, 7- патрубок выходной, 9 - кольцо центрирующее 10 - отверстие входное; 11 - отверстие выходное; 12-шестерни ведущие, 13 - шестерни ведомые
Топливная система | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Носок отбора мощности