Носок отбора мощности (рис. 32) состоит из двух основных узлов: картера носка с фланцем вала, шестерней и стаканом с роликоподшипниками и вала с соединительной муфтой.
Картер носка 1 представляет собой отливку с двумя кронштейнами, на одном из них устанавливается стартер типа ЭС-1, крепящийся к кронштейну ленточными хомутами. Два кронштейна предусмотрены в случае необходимости установки двух стартеров СТ-722.
С противоположной стороны картера носка отбора мощности на фланце крепится стакан 11 роликоподшипников с крышкой 2.
На боковой поверхности картера носка имеется лючок, в котором размещен визир, состоящий из стрелки 16 и градуированной шкалы, нанесенной на наружной цилиндрической поверхности соединительной муфты 13. Визир служит для установки шатунно-поршневрго механизма дизеля в определенные положения. Лючок закрывается крышкой.
Стакан 11 и размещенные в нем сферические роликоподшипники 9 являются опорами вала носка отбора мощности и ограничивают вал от осевого перемещения. Между торцом наружного кольца роликоподшипника и стопорным кольцом 18 устанавливается регулировочная шайба 17. Стакан с роликоподшипниками закрывается крышкой 2.
В крышке имеется кольцевая расточка, в которую устанавливаются две армированные манжеты сальника 4 и пружины сальника 7. Перед сальником на ступице фланца 6 расположен отражатель 8, отбрасывающий большую часть иасла от сальника. Фланец 6 соединяется с валом 5 при помощи конусной гидравлической посадки.
Рис. 32. Носок отбора мощности:
I - картер носка отбора мощности, 2- крышка, 3- болт; 4 - манжета, 5- вал; 6- фланец вала, 7 -пружина сальника, 8 - отражатель, 9 - роликоподшипник, 10 - шестерня, 11 -стакан; 12, 19 - втулки, 13 - муфта, 14 - сухарь; 15 - хомут стартера, 16 - стрелка визира, 17 - шайба регулировочная,, 18-кольцо стопорное
К фланцу вала на болтах 3 крепится шестерня 10 с пазами для установки ключа при проворачивании вала дизеля вручную. Фланец и шестерня имеют отверстия для соединения дизеля с валом потребителя мощности. В передней части вала 5 находится шлицевой венец, который соединен с му<ртой 13.
От осевого перемещения муфта предохраняется тремя сухарями 14, которые вводятся в канавку соединительной муфты. Соединительная муфта 13 с валом и стрелка визира устанавливаются так, чтобы при положении поршня в в. м. т. в первом левом цилиндре дизеля в конце такта сжатия стрелка находилась бы против нулевого деления на шкале соединительной муфты с обозначением «в. м. т. 1-го лев. ц.».
Смазка механизма носка отбора мощности осуществляется от системы смазки дизеля. Масло из внутренней полости седьмой опоры коленчатого вала дизеля поступает в носок отбора мощности.
Струя масла проходит через отверстие втулки 12 внутрь центрального сверления в валу и через радиальное отверстие попадает в кольцевую полость, образованную наружной поверхностью вала и внутренней поверхностью расточки во втулке 19, откуда через наклонные сверления втулки направляется на подшипники.
Работа носка отбора мощности осуществляется следующим образом: при включении стартера дизеля его шестерня входит в зацепление с шестерней на фланце вала; стартер развивает полный крутящий момент и начинает вращать коленчатый вал дизеля.
При работе дизеля венец амортизатора коленчатого вала, находясь в постоянном зацеплении с соединительной муфтой 13, приводит во вращение вал носка 5, который передает вращение фланцу 6, соединенному с валом агрегата, являющегося потребителем мощности.
Установка дизеля
Своими опорными лапами дизель 2 (рис. 33) через текстолитовые прокладки 7 устанавливается на верхние пояса поддизельной рамы и крепится к ней 24 болтами 9 диаметром 12 мм, изготовленными из стали 38ХС. Опорные поверхности лап дизеля должны на всей длине плотно прилегать к прокладкам 7.
Для равномерного распределения нагрузки на крепежные болты и исключения обрыва эти болты затягивают равномерно, в несколько приемов, попеременно с обеих сторон дизеля.
Поддизельная рама 1 представляет собой сварную конструкцию из стальных листов и уголков, имеющую верхние и нижние обработанные пояса, вертикальные листы и поперечные диафрагмы. Поддизельная рама устанавливается на главную раму тепловоза на шести резиновых амортизаторах 16, которые уменьшают вибрацию и шум, передающиеся от дизеля к раме тепловоза.
Амортизатор 16 представляет собой резиновое кольцо, привулканизирован-ное к стальной втулке с опорной шайбой.
Кроме самого амортизатора, в опорный узел входят: гнездо амортизатора 17, пружина 13 с опорными шайбами 14, шайбы 12 и 18, стяжной болт 20 и набор регулировочных прокладок 15.
Прокладки 15 служат для выравнивания опорных поверхностей всех шести амортизаторов и смещения оси дизеля в вертикальной плоскости при его центровке є гидропередачей. Стяжным болтом 19 затягивают пружины 13, обеспечивая предварительное сжатие резинового амортизатора до необходимой величины.
Выходной фланец носка дизеля и входной фланец гидропередачи соединены упруго-компенсационной муфтоц. Для обеспечения надежной работы подшипников носка дизеля и вала УГГТ, а также деталей муфты оба фланца (дизеля и УГП) центрируются между собой (с обеспечением допустимых пределов по непараллельности фланцев и несоосности их осей) с помощью двух индикаторов и специального приспособления. Расцентровка дизеля и УГП приводит к возникновению дополнительных радиальных нагрузок на подшипники носка дизеля и входного вала УГП, к вибрации силовой установки и разрушению различных деталей. Величины несоосности вала дизеля и гидропередачи, а также перекос осей этих валов оговорены в Руководстве1-
Смазка дизеля | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Масляная система и ее оборудование