Схема внешней водяной системы. Система охлаждения дизеля М753Б циркуляционная, принудительная, закрытого типа. Она характерна тем, что постоянно заполнена водой, причем образование воздушных или паровых мешков в трубопроводах исключено, благодаря расширительному баку, из которого пополняются утечки.
Насос 48 (рис. 39), смонтированный на дизеле, всегда заполнен водой и приводит в действие систему охлаждения с первых же оборотов коленчатого вала дизеля. Путь воды по каналам дизеля был рассмотрен в разделе «Система охлаждения». Охладив горячие детали дизеля, нагревшаяся вода выходит из каждого моноблока по отдельному патрубку, затем по объединенной трубе 8 через обратный клапан 10 поступает в холодильник тепловоза. Охлажденная вода засасывается насосбм 48, который снова нагнетает ее в каналы дизеля. Таким образом, вода циркулирует по замкнутому контуру.
На тепловозе установлены два расширительных бака 16. Они соединены между собой трубами в нижней и верхней части, являясь сообщающимися сосудами. При заполнении системы водой баки заполняются примерно на 213 объема. Остальная часть объема служит для расширения воды при нагреве и сбора пара, поступающего в верхние части баков через тонкие пароотводные трубки. По ним отводится воздух и пар из верхних коллекторов секций холодильника, верхних точек моноблоков дизеля, выходной трубы котла обогрева и маслоохладителя гидропередачи.
Рис. 39. Схема внешней водяной системы.
1 -соединительная головка, 2, 4, 14, 25, 29, 34, 35, 36, 41, 44, 46, 47, 49 - вентили, 3 - маслоохладитель гидропередачи 5, 7, 8, 9, 11, 15, 20, 22, 26, 32, 37, 39, 42, 45, 50 - трубы, ) - секции холодильника, 10 - клапан обратный, 12 - датчик термореле вентилятора холодильника, 13 - термометр дистанционный, 16 - бак расшнрнтельный, 17 - заливная горловина, 18 - паровоздушный клапаи; 19 - водомерное стекло, 21 - дизель, 23 - бак масляные, 24 - теплообменник, 27, 31, 40 - краники, 28 - калорифер, 30 - обогреватели йог, 33 - котел обогрева, 38 - водяной насос котла обогрева, 43 - топливоподогреватель, 48 - водяной насос дизеля
На верхней стенке правого водяного бака имеется заливная горловина 17, в крышку которой встроен паровоздушный клапан 18. На боковой стенке этого бака установлено водомерное стекло 19, показывающее общий уровень воды в баках. Труба с вентилем 14 соединяет водяные баки со всасывающей трубой водяного насоса и является подпитывающей.
Вентиль 14 служит для отсоединения баков от системы на время ее ремонта и при прокачке горячей воды от постороннего источника, чтобы избежать вытекания воды через паровоздушный клапан '18.
Для подогрева топлива, масла и обогрева кабины, а также для прогрева-системы при неработающем двигателе параллельно основному контуру циркуляции воды, рассмотренному выше, на тепловозе подключен вспомогательный контур с котлом обогрева 33.
При работающем дизеле горячая вода во вспомогательный контур поступает по трубе 45. Пройдя вентиль 47, она идет в топливоподогреватель 43, затем по трубе с вентилем 29 в обогреватели ног 30, находящиеся в кабине машиниста. Пройдя последовательно оба обогревателя, вода по трубе 32 направляется в калорифер 28. Выйдя из него, по трубам с вентилями 41 и 46 подходит к всасывающему трубопроводу насоса дизеля.
Поскольку параллельно трубам 26 и 42 подключен котел обогрева 33, то и через него циркулирует теплая вода, предотвращая размораживание водяной полости в холодное время года. Количество протекаемой по котлу воды регулируется вентилем 34.
При работе котла создаются следующие потоки подогретой в нем воды: насос 38, приводимый от электродвигателя, засасывает воду из системы по трубе 39. Пройдя котел и нагревшись, вода поступает в трубу с вентилем 34 (он должен быть открыт), а затем параллельными потоками - в теплообменник масляного бака 24, в обогреватели ног 30, калорифер 28; третий поток - через топливоподогреватель 43, трубы 45 и 8 в секции 6 холодильника; через трубу 5 -в маслоохладитель гидропередачи 3 и через трубу 50 в полости дизеля. Обратный клапан 10 обеспечивает требуемое направление потока воды при прогреве. По трубе 42 вода возвращается к насосу котла обогрева.
Заправка системы охлаждения водой (под давлением) производится через одну из соединительных головок /, имеющихся на обеих сторонах тепловоза. Выпуск воздуха из системы (при заполнении водой) обеспечивается открытием крышки заливной горловины 17 и открытием всех вентилей, краников и пробок.
При работе тепловоза в водяном баке создается избыточное давление паров. Уравнять давление в баке с атмосферным (перед снятием крышки заливной горловины) можно, открыв спускной краник водомерного стекла при закрытом нижнем кране этого стекла. Дозаправка водяных баков возможна через заливную горловину.
Прогрев дизеля перед пуском, а также секций холодильника и всех теплообменников можно произвести путем прокачки горячей воды от постороннего источника. Для этого воду под давлением 1,5-2 кПсм2 подводят к одной из соединительных головок 1, открыв соответствующий вентиль 2 или 4. Отвод воды из системы производится от соединительной головки на трубе с вентилем 36, который должен быть открыт. Вентиль 14 закрывается для отсоединения системы от расширительных баков.
При прокачке воды от постороннего источника можно создать следующие потоки:
1. Прогрев дизеля и маслоохладителя гидропередачи 3 при открытых вентилях 49 и 36 и закрытых всех остальных. При этом вода из нижнего коллектора секций холодильника по трубе 5 направляется в маслоохладитель 3, а затем по трубе 50 через насос ди -зеля 48 во все каналы системы охлаждения дизеля. Выходящая из обоих моноблоков дизеля вода по трубе с вентилем 49 и трубе с вентилем 36 отводится из системы охлаждения наружу.
Рис. 40. Паровоздушный клапан
1 - корпус, 2 - колпачок 3- прокладка большая, 4 - кольцо прижимное, 5 - грибок, 6 - тарелка верхняя, 7 - прокладка малая, 8- шток 9 - пружина обратного действия 10- прокладка мал^я 11 - тарелка нижняя 12 - изолятор, 13, 15 - шайбы 14 - пружина прямої о действия 16 - шайба стопорная 17 - гайка, 18 - втулка
2. Прогрев секций холодильника 6, топливоподогрева-теля 43, масляного бака дизеля 23, для чего открываются вентили 47 и 25 при закрытых вентилях 49 и 41. При этом горячая вода, пройдя секции холодильника, поступает в трубу с вентилем 47, топливоподогреватель 43, трубу с вентилем 25, теплообменник масляного бака 24 и в отводную трубу с вентилем 36. Если открыть вентили 29 и 41, то вода пойдет также в обогреватели ног 30, калорифер 28 и в отводную трубу с вентилем 41
Слив воды из системы производится в случае ремонта, требующего разборки трубопровода внешней системы или водяных полостей дизеля, а также во всех случаях отстранения тепловоза от работы в холодное время года, чтобы не допускать замерзания воды в трубопроводах, секциях холодильника, теплообменниках, дизеле и других агрегатах.
Слив воды производится через соединительные головки 1 на трубах с вентилями 2 и 4 и через соединительную головку на трубе с вентилем 36. Через любую из этих головок можно слить основное количество всей воды, однако после этого оставшуюся воду сливают через остальные две соединительные головки.
Для слива воды из системы необходимо снять крышку заливной гортовины 17 (иначе вода не будет сливаться из-за разрежения, создаваемого в системе), снять пробки с соединительных юловок /, открыть вентили 2, 4, 14, 25, 29, 34, 35, 36, 41, 44, 46 и 49, открыть краник 40 После слива основной массы воды через вентили 2, 4 и 36 открыть краники 27, 31, пробки на обогревателях ног и сливные краники на дизеле, снять заглушку на сливной трубе маслоохладителя 3.
Для обеспечения равномерного остывания деталей дизеля и системы в зимнее время, а также исключения замерзания в трубах слив производится при температуре воды примерно 40-50° С.
В системе могут быть водяные «мешки», из которых вода самотеком не сливается, ее окончательно удаляют путем продувки системы сжатым воздухом через заливную горловину расширительного бака
Паровоздушный клапан Смонтирован в крышке заливной горловины водяного бака Конструкция клапана обеспечивает его работу в двух направлениях; прямом -выпуск пара из бака при превышении давления в нем 0,5 - 0,75 кГ/см2 и обратном -впуск воздуха в бак при разрежении в нем 0,04- 0,08 кГ/см2.
Соответственно имеются две пружины - прямого действия 14 (рис. 40) и обратного действия 9. Пружина прямого действия через шайбу 13, изолятор 12, шайбу 15, гайку 17 и шток 8 воздействует на грибок 5, прижимая его к резиновой прокладке 3
При давлении пара в баке выше нормального, воздействующее на грибок 5 давление приподнимает его, преодолевая силу сжатия пружин 14, и выпускает часть пара в атмосферу через отверстия в колпаке 2. При появлении разреже-
ния в баке атмосферный воздух, преодолевая силу затяжки пружины 9, отжимает резиновую прокладку 7 вместе с верхней тарелкой 6 от посадочных мест вокруг отверстий грибка и входит в бак через эти отверстия.
Корпус клапана /, служащий одновременно крышкой заливной горловины, представляет собой чугунную отливку, которая для предохранения от коррозии кадмируется. Антикоррозионному покрытию подвергаются также изготовляемые из стальной проволоки пружины 14 и 9. Колпачок 2 изготовляется из пластмассы, изоляторы 13-из эбонита, а остальные детали (кроме прокладок) - из латуни.
Тщательное предохранение деталей от коррозии связано с работой клапана в среде насыщенного пара. Изоляторы 13 служат для защиты пружины прямого действия 14 от электролитической коррозии.
Обратный клапан. В системе охлаждения применен стандартный обратный клапан 16ч6бр Ду = 80, изготовляемый промышленностью.
Корпус клапана - чугунная отливка. Уплотнительные кольца на золотнике и в корпусе бронзовые.
Масляная система и ее оборудование | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Топливная система и ее оборудование