Схема внешней топливной системы. Внешняя топливная система предназначена для подачи топлива из расходных баков к топливному насосу высокого давления, установленному на дизеле, а также для отвода отсечного (не-сгоревшего) топлива обратно в бак.
Баки и весь топливный трубопровод должны быть герметичными, чтобы в топливо не могли попасть пыль или вода, а во /Всасывающие трубы - воздух. Пыль, состоящая из микроскопических твердых частиц, понижает надежность и долговечность работы топливной аппаратуры, так как приводит к износу и зависанию прецизионных деталей плунжерных пар насоса и форсунок, задирам и даже к прекращению работы. Вода, попавшая в топливо, может вызвать коррозию деталей топливной аппаратуры, а зимой при недостаточном прогреве фильтров фильтрующие элементы могут замерзнуть и вследствие этого прекратить подачу топлива к дизелю.
Топливо засасывается насосом топливоподкачивающего агрегата 19 (рис. 41) по трубе 17 через фильтр 16 грубой очистки из топливного бака 31 и подается по трубе 20 в топливоподогреватель 22, а затем очищенное в фильтре тонкой очистки 28 поступает по трубе 27 в топливный насос высокого давления.
Топливоподкачивающий насос подает значительно больше топлива, чем необходимо для обеспечения полной мощности дизеля, поэтому часть его через калиброванное отверстие в корпусе насоса и трубу 14 сливается обратно. Большая производительность насоса необходима для того, чтобы была гарантирована постоянная подача топлива к секциям насоса высокого давления и тем самым надежная его работа. Топливоподкачивающий насос должен также преодолеть сопротивление фильтров, которое может возрасти при загрязнении фильтрующих элементов, кроме того, давление топлива в подводящем трубопроводе защищает систему от попадания воздуха при наличии неплотного соединения.
Конец сливной трубы 14 слегка обжат и частично входит в раструб всасывающей трубы 12, образуя так называемое эжекционное устройство, способствующее лучшему наполнению всасывающей трубы. Сливающееся из трубы 14 подогретое топливо (подогрев происходит при прохождении топлива через топливоподогреватель до насоса высокого давления) засасывается во всасывающую трубу 12, а с ним из бака 31 поступает дополнительное количество топлива взамен сжигаемого в дизеле.
На выходе из топливоподкачивающего насоса установлен предохранительный клапан, который ограничивает давление топлива в магистрали за насосом, перепуская часть ее во всасывающую трубу. Давление топлива замеряется дистанционным манометром, датчик которого через гаситель пульсаций (пластинчатый демпфер) подключен к входному штуцеру на топливном насосе высокого давления.
Рис. 41. Схема топливной системы:
/, 2, 31- топливные баки, 3 - заливная горловина: 4 - смотровое стекло: 5, 13, 37 - дренажные трубы, 6, 8, 12, 14, 15, 17, 20, 27, 29, 32 - трубопроводы, 7 -котел обогрева, 9 - топливный бачок котла обогрева, 10, 11-краники, /« - топливный фильтр грубой очистки; 18 - предохранительный клапан; 19 - топливоподкачивающий агрегат, 21 - невозвратный клапан, 22 - топливоподо-греватель; 23 - указатель дистанционного манометра, 24 - топливный насос дизеля, 25 -Датчик манометра, 26 -гаситель пульсаций давления, 28 - фильтры тонкой очистки; 30 - пробка для промывки бака, 33, 34 - клапан слива топлива; 35 - пробка сливная; 35 - топлнвонзмеритель
В топливной системе предусмотрена возможность работы тепловоза при выходе из строя электродвигателя или насоса топливоподкачивающего агре-вата. Это обеспечивается за счет того, что топливный насос высокого давления при работе двигателя сам засасывает топливо. Создаваемое этим насосом разрежение в подводящем трубопроводе открывает невозвратный клапан 21 и топливо из бака поступает по трубе 14, минуя фильтр грубой очистки 16. Вынужденная подача топлива без грубой фильтрации производится для максимального снижения сопротивления во всасывающей магистрали. Запуск дизеля и устойчивая его работа на самоподсосе обеспечиваются при хорошей герметичности трубопровода системы, отсутствии воздуха в ней и при чистых топливных фильтрах тонкой очистки 28. Цепь питания электродвигателя топливоподкачиваюшего агрегата выключается при этом специальным выключателем на вспомогательном щите в кабине машиниста.
Топливные баки. Топливо на тепловозе размещено в трех баках (см.рис. 41) общей емкостью 3 200 л. Бак 2 установлен на раме тепловоза (под кабиной машиниста), емкость его 1 600 л. Два боковых бака емкостью по 800 л каждый, подвешены под рамой тепловоза на специальных кронштейнах и закреплены болтами. Все три бака соединены между собой трубами и являются сообщающимися сосудами. Размещение топлива в трех баках вызвано конструктивной особенностью тепловоза с гидропередачей. Гидропередача с карданным приводом к осевым редукторам тележек занимает среднюю часть тепловоза, что не позволяет разместить подвесной бак по всей ширине рамы, как это осуществляется на тепловозах с электрической передачей.
Топливные баки свариваются из стальных листов толщиной 4-5 мм. Для защиты от коррозии внутренние стенки бака фосфатируются и окрашиваются нитроэмалью. Заполняются баки топливом через горловины 3 верхнего бака, расположенные с обеих сторон тепловоза. В горловины вставлены сетчатые фильтры.
Уровень топлива в баках замеряется щупом 36, установленным на правом подвесном баке. Труба щупа выступает над площадкой выше уровня топлива в верхнем баке, чтобы оно не вытекало при заполненных баках. На боковых стенках верхнего топливного бака, вблизи заправочных горловин, имеются смотровые стекла 4 для контроля уровня топлива, главным образом при заправке.
Невозвратный клапан. Корпус клапана 4 (рис. 42) отлит из чугуна, втулка 3 и направляющий штуцер 1 стальные, клапан 2 бронзовый. Герметичность притирки клапана к втулке проверяется путем налива керосина в полость над клапаном. При этом керосин не должен просачиваться под клапан.
Этот же клапан применен и в масляной системе (см. рис. 34, поз. 10 и 30).
Клапан слива топлива, лючки, пробки. Для спуска отстоя из подвесных топливных баков и соединяющей их трубы имеются клапаны слива топлива (рис. 43). Все детали клапана, кроме прокладки 5 и кольца 4, стальные, прокладка медная, кольцо латунное. Шарик 3 стандартный-Ш1"Р ГОСТ 3722-54. Для спуска отстоя или слива топлива пробка 6 снимается и ввертывается наконечник со шлангом. При завинчивании наконечник отжимает шарик от кольца и топливо сливается через шланг.
На боковых стенках подвесных баков имеются лючки (пробки) 30 для промывки, а в днище баков-сливные пробки 35 (см. рис. 41). Промывка верхнего бака производится через заливные горловины при снятых сетчатых фильтрах.
Фильтр заправочной горловины. В заправочные горловины топливного бака под кабиной (а также в горловину масляного бака дизеля) вставлен сетчатый фильтр 7 (см. рис. 35), предназначенный для задержки грубых механических частиц диаметром более 1,5 мм.
Фильтр закреплен в горловине с помощью гайки, имеющей наружную коническую резьбу 04". Наружная сетка с приваренными кольцом и донышком является каркасом фильтра. Она изготовляется из перфорированного стального листа толщиной 1,5 мм с диаметром отверстий 10 мм. Внутренняя сетка изготовляется из стального перфорированного листа с диаметром отверстий 1,5 мм. Для предохранения от коррозии детали фильтра цинкуются.
Фильтр грубой очистки. На всасывающей трубе перед топливоподкачивающим насосом установлен двойной сетчатый фильтр, грубой очистки. На тепловозах до № 1000 применялся двойной сетчатонабивной фильтр, в котором полость между внутренней и наружной сетками заполнялась хлопчатобумажными концами (путанка №60)*.
На последующих тепловозах стоит двойной сетчатый фильтр другой конструкции (рис. 44). Засасываемое через фильтр топливо по каналам корпуса 1 поступает к наружным поверхностям цилиндрических сетчатых секций 3 и 4. Пройдя сетки и очистившись, топливо поступает во внутренние полости секций, а затем по среднему каналу в корпусе выходит из фильтра. Для очистки фильтра необходимо слить отстой, отвернув на несколько оборотов пробку 17 на каждом колпаке 5, а затем отвернуть стяжной болт 9 и разобрать фильтр, сняв колпаки 5 и фильтрующие секции 3 и 4. При сборке фильтра после очистки необходимо обращать внимание на правильную установку пружины 7 и качество уплотнительных прокладок 2, 8 и 10.
Вспомогательный топливоподкачивающий насос. Для подвода топлива к топливному насосу дизеля под давлением применяется вспомогательный топливоподкачивающий насос, устанавливаемый на раме тепловоза, слева от дизеля. Топливоподкачивающий насос смонтирован на одной плите с электродвигателем и соединен с ним при помощи кулачковой муфты с крестообразной резиновой проставкой, образуя топливоподкачивающий агрегат, унифицированный с таким же агрегатом тепловозов ТЭЗ, ТЭ7 и др. Электродвигатель агрегата работает от аккумуляторной батареи или вспомогательного генератора (при работающем дизеле). Для его пуска необходимо нажать кнопочный выключатель на пульте управления машиниста при включенном рубильнике батареи.
Топливоподкачивающий насос обеспечивает лучшее заполнение рабочего пространства плунжерного насоса дизеля и фильтрацию топлива через фильтры тонкой очистки, а также прокачку топлива через топливоподогреватель и заполнение топливного бачка котла обогрева.
Демпфер пластинчатый. В связи с тем, что в магистрали подвода топлива к насосу высокого давления наблюдается пульсирующее давление, для предохранения от разрушения чувствительного датчика дистанционного электрического мансмгтра перед ним ставят гаситель пульсаций давления -• пластинчатый демпфер (рис. 45). Он состоит из корпуса 8 и пластин б и 7 с отверстиями диаметром 1 мм. Размеры демпфера, количество пластин и диаметр отверстий подобраны экспериментальным путем, исходя из фактически имеющихся частот колебаний в системе. Гашение пульсаций давления происходит за счет многократного дросселирования топлива, проходящего через отверстия в пластинах.
Рис. 45. Демпфер пластинчатый:
1 - прокладка, 2 - пружина, 3-штудер, 4 - пробка; 5 - кольцо; 6, 7 - пластины, 8 -корпус
При сборке демпфера отверстия в соседних пластинах должны располагаться в диаметрально противоположных положениях. Пружина 2 служит для предотвращения самопроизвольного отворачивания пробки 4.
Прокладка 1 изготовляется из меди, остальные детали стальные.
Водяная система и ее оборудование | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Вспомогательное оборудование дизеля