Тепловоз оборудован пневматическим прямодействующим автоматическим тормозом (рис. 40) с краном машиниста № 394, воздухораспределителем № 483.000 и двумя кранами вспомогательного тормоза № 254.
Источником сжатого воздуха служит поршневой двухцилиндровый компрессор 1. При работе компрессора сжатый воздух поступает через обратный клапан 33 в два главных резервуара 3 и 5.
От главных резервуаров через маслоотделитель 29 воздух поступает к крану машиниста 9, кранам вспомогательного тормоза 7(1) и 7(2), регулятору давления 31, к электропневматическому клапану 28 и электропневматическому вентилю 6 включающего типа. После маслоотделителя подключены также системы пневмоавтоматики, песочная, звуковых сигналов и стеклоочистителей, магистраль для саморазгружающихся вагонов.
Автоматическое поддержание давления в главных резервуарах происходит следующим образом. При достижении в главных резервуарах давления 0,9 МПа (9,0кгс/см2) регулятор 31 пропускает воздух к клапану холостого хода 34, который при этом открывается, и воздух из компрессора через клапан и сетчатый глушитель 35 выталкивается в атмосферу. При снижении давления до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) регулятор давления соединяет с атмосферой надпоршневую полость клапана холостого хода, который при этом закрывается, и компрессор снова повышает давление в главных резервуарах.
Рис. 40. Трубопровод тормоза, схема пневматическая принципиальная:
1 - компрессор ПК-35М; 2(1). 2(2) - клапаны 2-2; 3, 5 - резервуары главные; 4(1)-4(3) - краны 1-6; 6 - электропневматический вентиль включающего типа; 7(1), 7(2) - краны вспомогательного тормоза № 254; 8 - манометр 100X16X2,5; 9 -кран машиниста № 394; 10(1)- 10(3) - манометры 100X10X1,5; //- резервуар дополнительный; 12(1), 12(2)- краиы 4-1; 13(1)-13(11) - краны 1-2; 14(1), 14(2) - краны концевые № 190, 15(1), 15(2) - рукава соединительные Р-17; 16, 23 - резервуары; 17-главная часть воздухораспределителя; 18-камера воздухораспределителя; 19 - магистральная часть воздухораспределителя; 20(1), 20(2) - рукава соединительные Р-32; 21(1)-21(5) - краиы 1-3; 22 - клапан 5-1; 24 - кран 3-1; 25 - клапан 1-І; 26(1)-26(4) - цилиндры тормозные 507Б; 27(1)-27(5) - фильтры Э114; 28 - электропневматический клапан ЭПК-150-И; 29 - маслоотделитель; 30 - клапан 3-1; 81 - регулятор давления ЗРД, 32 - кран 1-1; 33 - клапан 16; 34 - клапан холостого хода, 35 - глушитель
На случай неисправности регулятора давления главные резервуары защищены двумя предохранительными клапанами 2(1) и 2(2), отрегулированными на давление 1,0 МПа (10 кгс/см2). Еще один предохранительный клапан, регулируемый на давление 0,45 МПа (4,5 кгс/см2), установлен на коллекторе компрессора между цилиндрами низкого и высокого давления.
Работа автоматического тормоза. При установке ручки крана машиниста в положение I (зарядка) или II (поездное) сжатый воздух через кран машиниста поступает в тормозную магистраль и далее к скоростемеру, к электропневматическому клапану 28, концевым кранам 14(1) и 14(2), воздухораспределителям 17, 18, 19 и запасному резервуару 16. Необходимое в тормозной магистрали давление 0,53-0,55 МПа (5,3-5,5 кгс/см2) следует регулировать редуктором крана машиниста при поездном положении ручки. Торможение тепловоза можно производить краном машиниста или одним из кранов вспомогательного тормоза, а торможение поезда - только краном машиниста.
При торможении тепловоза краном вспомогательного тормоза 7(1) или 7(2) сжатый воздух поступает из главных резервуаров через этот кран и переключательный клапан 22 в тормозные цилиндры 26(1), 26(2), 26(3), 26(4). Давление в тормозных цилиндрах зависит от положения ручки крана вспомогательного тормоза и должно быть: 0,07-0,1 МПа при III; 0,17-0,2 МПа при IV: 0,27-0,3 МПа при V и 0,38-0,4 МПа при VI положении (0,7- 1 кгс/см2 при III, 1,7-2 при IV, 2,7-3 при V и 3,8-4 кгс/см2 при VI положении). Последующий отпуск тормозов тепловоза может быть осуществлен постановкой в I или II положение ручки только того крана вспомогательного тормоза, которым было произведено торможение.
При торможении краном машиниста (положение ручки V или VI экстренное) понижается давление в уравнительном резервуаре 23, что вызывает такое же падение давления в тормозной магистрали. При этом воздухораспределитель соединяет запасной резервуар с краном вспомогательного тормоза 7(2), установленным на правой стенке кабины, и через этот кран заполняются тормозные цилиндры сжатым воздухом непосредственно из главных резервуаров. В этом случае давление в тормозных цилиндрах зависит от понижения давления в уравнительном резервуаре (тормозной магистрали) и при максимальном снижении давления на 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) должно быть 0,38-0,42 МПа (3,8-4,2 кгс/см2) при груженом (буква Г) режиме воздухораспределителя, не менее 0,24 МПа (2,4 кгс/см2) при среднем режиме (буква С) и 0,14- 0,18 МПа (1,4-1,8 кгс/см2) при порожнем режиме (буква П) (буквы Г, С и П нанесены на камере воздухораспределителя).
Последующий отпуск тормозов тепловоза может быть произведен как краном машиниста (II и I положением ручки крана), так и любым из кранов вспомогательного тормоза (I положением ручки), а отпуск тормозов поезда - только краном машиниста (II или I положением ручки крана). При отпуске тормозов краном машиниста выпуск воздуха из тормозных цилиндров тепловоза происходит только через кран вспомогательного тормоза, установленный на правой стенке кабины машиниста.
При срабатывании электропневматического клапана 28 (вызывающего разрядку тормозной магистрали, а значит, включение тормозов локомотива и состава) одновременно включается электропневматический вентиль 6. Он пропускает воздух к крану вспомогательного тормоза 7(1), установленному на левой стенке кабины машиниста, и через кран заполняются тормозные цилиндры только локомотива. Клапан максимального давления 30 следует регулировать на давление 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) по манометру 10(3).
Положение кранов на трубопроводе тормоза. При подготовке к работе тепловоза необходимо закрыть краны 13(5), 14(1), 14(2) (один из концевых кранов 14(1) или 14(2) со стороны подключаемой магистрали состава необходимо открыть), закрыть все сливные краны, остальные краны оставить открытыми.
Для следования тепловоза в недействующем состоянии (в составе поезда) необходимо закрыть краны 13{2), 13(7), 13(10), 13(11), 4(1)-4(3), 24; кран разобщительный 13(5) и остальные краны открыть; установить ручку крана машиниста в VI положение, а ручки кранов вспомогательного тормоза - во II положение и запломбировать; включить воздухораспределитель на средний и равнинный режимы.
Привод компрессора и двухмашинного агрегата | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Схема воздушной автоматики